Финансы№2 февраль 2004 — 20 февраля 2004

Методические рекомендации по проведению проверок использования средств городского бюджета, предназначенных для закупки продукции для нужд города Москвы

Версия для печати 7588 Материалы по теме
Предлагаемые методические рекомендации разработаны в строгом соответствии с федеральной методикой проведения тематической проверки расходования бюджетными учреждениями средств федерального бюджета и учитывают требования и специфику законодательства города Москвы как субъекта РФ. Рекомендации основаны на материалах контрольных мероприятий Контрольно-счетной палаты Москвы, проведенных на предприятиях и организациях города в 2000—2003 годах.

I. Общее положение
 Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы, Регламентом Контрольно-счетной палаты Москвы и предназначены для использования в практической работе по проведению контроля за расходованием средств бюджета города Москвы, предназначенных для закупки продукции для нужд города Москвы. Целью разработки настоящих Методических рекомендаций является установление единых подходов и принципов по проверке расходования средств бюджета города Москвы на контрактной основе для закупки продукции для нужд города Москвы. В целях настоящих Методических рекомендаций применяются следующие понятия: городские государственные нужды (далее — городские нужды) — потребности города Москвы в продукции, необходимой для обеспечения социальных, экономических, культурных, экологических условий жизни жителей Москвы, сохранения и развития инфраструктуры города Москвы; государственный заказчик (далее — заказчик) — Правительство Москвы или уполномоченный им орган исполнительной власти — распорядитель бюджетных средств, несущий всю полноту ответственности за формирование, размещение и выполнение городского заказа. Государственный заказчик может на договорной основе передавать юридическим лицам выполнение части своих функций на условиях, определяемых Правительством Москвы при утверждении перечня государственных заказчиков города Москвы; городской государственный заказ (далее — городской заказ) — государственный контракт на поставку продукции в целях обеспечения городских нужд, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы; конкурс — способ выявления поставщика (исполнителя) товаров (работ, услуг) для городских нужд, обеспечивающего лучшие условия исполнения государственного контракта; государственный контракт — договор, заключенный органом государственной власти, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени города Москвы с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета; поставщик продукции по городскому заказу, исполнитель городского заказа (далее — поставщик) — любое физическое или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, которое имеет необходимую квалификацию, финансовые средства, трудовые ресурсы, производственные мощности, оборудование и другие материальные возможности, необходимые для выполнения соответствующего городского заказа, опыт и положительную репутацию, а в установленных законодательством случаях — лицензию. Поставщиком не может быть юридическое лицо, которое признано несостоятельным (банкротом), находится в процессе ликвидации или на имущество которого наложен арест, а также лицо, недобросовестно выполнявшее или выполняющее свои обязательства перед заказчиком по ранее заключенным договорам; закупка — форма организованного приобретения городом Москвой продукции у поставщиков для обеспечения городских нужд на взаимовыгодных договорных условиях; поставка — форма организованных отношений по обеспечению городских нужд в определенной продукции на взаимовыгодных договорных условиях; законность — критерий финансового контроля, характеризующий соответствие операций (действий должностных лиц организаций), являющихся предметом контроля, действующим на момент их совершения требованиям федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов города Москвы и иных нормативных правовых актов города Москвы, принятых по вопросам, входящим в их компетенцию; эффективность — критерий финансового контроля, характеризующий достижение заданных результатов при использовании наименьшего объема бюджетных средств или достижение наилучшего результата при использовании определенного объема бюджетных средств; целевое использование — критерий финансового контроля, характеризующий направление и использование средств бюджета на цели, соответствующие условиям получения указанных средств, определенным бюджетом на соответствующий финансовый год, сводной бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. 
II. Цели и задачи проверки
Цель проверки — осуществление контроля и определение законности и эффективности использования средств городского бюджета, предназначенных для закупки продукции для городских нужд. Для реализации поставленной цели в ходе проведения проверки необходимо выполнить следующие задачи: проанализировать соответствие правовых актов города Москвы, регламентирующих порядок проведения закупок продукции за счет бюджетных средств, действующих в проверяемом периоде, правовым актам Российской Федерации; проанализировать соответствие распорядительных документов должностных лиц города Москвы, принятых по вопросам проведения закупок продукции для городских нужд, правовым актам Российской Федерации и города Москвы; проанализировать эффективность действующих правовых актов Российской Федерации и города Москвы по рассматриваемому вопросу; проверить соответствие проведенных в проверяемом периоде закупок продукции за счет бюджетных средств для городских нужд правовым актам Российской Федерации и города Москвы; проверить обоснованность и целевое использование бюджетных средств на закупку продукции для городских нужд; проанализировать эффективность расходования бюджетных средств на закупку продукции для городских нужд; сформировать предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации и города Москвы по рассматриваемому вопросу.
III. Порядок проведения проверки
1. В настоящих Методических рекомендациях в качестве правовой основы использованы правовые акты Российской Федерации и города Москвы. Перечень основных правовых актов, регулирующих порядок закупки продукции за счет бюджетных средств для городского заказа, приведен в приложении к настоящим Методическим рекомендациям. Проверки проводятся в соответствии с утвержденным планом работ Контрольно-счетной палаты Москвы (далее — КСП Москвы). Организация и проведение проверки осуществляется в соответствии с Регламентом Контрольно-счетной палаты Москвы и инструкцией о порядке запроса информации, подготовки, проведения и оформления результатов контрольных мероприятий Контрольно-счетной палатой Москвы.
2. Предметом проверки являются средства бюджета города Москвы,использованные на закупку продукции для городских нужд.
3. Объектами проверки являются государственные заказчики, поставщики и получатели продукции по городскому заказу.
4. Информационной основой для проведения проверки являются:
 а) учредительные и иные документы, характеризующие организационно-правовую форму и структуру проверяемого объекта;
 б) информация о региональных и отраслевых особенностях деятельности поставщика;
в) плановые, учетные и отчетные документы (сметы доходов и расходов, уведомления о лимитах бюджетных обязательств, планы и графики закупок, государственные контракты и иные договоры, реестры продукции, утвержденные Правительством Москвы, первичные бухгалтерские документы, регистры бухгалтерского учета, иные хозяйственные и финансовые документы);
г) перечень государственных заказчиков, утвержденный Правительством Москвы;
д) документы по организации и проведению конкурсов (приказы о подготовке и проведении конкурсов, о назначении конкурсной комиссии, об организаторе торгов; договоры с организаторами торгов; материалы по согласованию закрытых конкурсов; извещения о проведении конкурсов, извещения об изменении условий проведения конкурсов; конкурсная документация, изменения и дополнения в конкурсную документацию; протоколы заседаний конкурсных комиссий; конкурсные заявки, запросы о разъяснении положений конкурсной документации и ответы на запросы; протоколы о результатах конкурсов; иные документы, связанные с организацией и проведением конкурсов);
е) информационные материалы и документы, полученные на запросы КСП Москвы;
ж) экономическая, правовая и статистическая информация по рассматриваемому вопросу;
з) другие документы.
5. Проверка проводится в соответствии с утвержденным установленном порядке планом-заданием по следующим направлениям:
5.1 Проверка соблюдения порядка формирования и размещения городского заказа.
5.1.1. Проверка обоснованности формирования городского заказа. При проведении проверки по данному направлению следует учитывать, что формирование городского заказа на поставку продукции проводится на основе принципов: обеспечения максимальной экономичности и эффективности закупок; развития добросовестной конкуренции среди исполнителей городского заказа; обеспечения объективности и обоснованности расходов городских финансов, достижения максимальной открытости в их использовании; поддержки московских исполнителей городского заказа. При этом реестры продукции, поставляемой по городскому заказу, утверждаются Правительством Москвы на основании заявок функциональных, отраслевых и территориальных органов исполнительной власти города Москвы. Учитывая это, при проведении проверки формирования городского заказа, необходимо проанализировать:
а) обоснованность показателей вышеуказанных заявок, в том числе наличие и обоснованность их расчетов;
б) полноту и соответствие отражения заявок в реестре продукции, утвержденном Правительством Москвы;
в) соблюдение законодательно установленных принципов формирования городского заказа. Кроме того, следует проверить обоснованность наделения и выполнения соответствующей организацией функций государственного заказчика, включая ее наличие в перечне государственных заказчиков города Москвы, утвержденном Правительством Москвы.
5.1.2. Проверка организации проведения конкурсов. Основное условие размещения городских заказов — проведение конкурсов для выявления поставщиков, предлагающих наиболее выгодные условия поставки продукции, за исключением следующих случаев, установленных Законом города Москвы «О городском государственном заказе»:
а) возникла срочная необходимость в закупке определенной продукции вследствие аварийных ситуаций или чрезвычайных обстоятельств;
б) поставщик является естественным монополистом;
в) поставщик обладает исключительными правами в отношении данной продукции и отсутствует ее равноценная замена;
г) заказчиком, осуществившим закупки продукции у определенного поставщика, установлено, что дополнительные закупки по соображениям стандартизации или ввиду необходимости обеспечения совместимости с ранее закупленной продукцией должны быть произведены у того же поставщика;
д) среди подавших заявки потенциальных поставщиков имеется специализированное предприятие, применяющее труд инвалидов, в среднесписочной численности которого инвалиды составляют не менее 50 процентов либо инвалиды и пенсионеры — не менее 70 процентов;
е) объем поставки составляет менее 2500 установленных законодательством размеров минимальной месячной оплаты труда;
ж) повторный конкурс также будет объявлен несостоявшимся или его результаты будут признаны недействительными, по решению Правительства Москвы закупка продукции может быть произведена у конкретного поставщика продукции. Следует учитывать, что федеральным законодательством и законодательством города Москвы о поддержке малого предпринимательства устанавливается доля городского заказа, размещаемого у субъектов малого предпринимательства. Городской заказ на поставку продукции размещается на открытых одноэтапных конкурсах, проводимых на условиях, установленных заказчиком для соответствующего вида городского заказа. Заказчик может разместить городской заказ путем проведения двухэтапного конкурса, если:
а) заказчик не имеет возможности составить подробные спецификации товаров или работ, определить характеристики услуг;
б) заказчик намерен заключить государственный контракт в целях проведения научных исследований, экспериментов, изысканий или разработок;
в) поставщики при проведении обычного одноэтапного конкурса не представили конкурсные заявки на участие в конкурсе или все указанные заявки отклонены заказчиком. Кроме того, заказчик вправе провести закрытый конкурс:
а) если объем поставки составляет менее 2500 установленных законодательством размеров минимальной месячной оплаты труда;
б) на основании специального распоряжения мэра Москвы или постановления Правительства Москвы в случае, если товары, работы, услуги могут быть закуплены в силу специального характера или сложности у ограниченного круга поставщиков, а также в случае, если предмет городского заказа составляет государственную тайну в соответствии с законодательством Российской Федерации. При проверке организации проведения конкурсов необходимо:
а) проанализировать соответствие формы проведения конкурсов (открытый, закрытый, одноэтапный, двухэтапный) условиям, предусмотренным Законом города Москвы «О городском государственном заказе»;
б) проверить обоснованность выбора и законность полномочий организатора конкурса;
в) проверить наличие объявления о проведении открытого конкурса, а также о победителе конкурса путем публикации в средствах массовой информации, в том числе в уполномоченном официальном издании Правительства Москвы. Соответствие состава опубликованной информации требованиям, установленным Законом города Москвы «О городском государственном заказе»; г) проверить соблюдение сроков проведения процедур конкурса;
д) проанализировать обоснованность выбора срока начала проведения конкурса;
е) проверить обоснованность размера платы, взимаемой организатором за предоставление конкурсной документации;
ж) проверить соответствие содержания конкурсной документации и порядка внесения в нее изменений требованиям, установленным Законом города Москвы «О городском государственном заказе» и иным правовым актам Российской Федерации и города Москвы, проанализировать обоснованность показателей конкурсной документации, включая соответствие продукции, размещаемой в городском заказе, реестру продукции, утвержденному Правительством Москвы; з) проанализировать правильность установления сроков подачи и рассмотрения заявок на участие в конкурсе и их соблюдение;
и) проверить соблюдение условий предоставления поставщиками обеспечения заявок на участие в конкурсе (в случае если условиями конкурса это предусмотрено, а также если сумма поставки продукции превышает 2500 установленных законодательством размеров минимальной оплаты труда) и его возврата; к) проверить соблюдение установленного порядка обеспечения участников конкурса документами для участия в конкурсе;
л) проверить обоснованность установления начальной цены государственного контракта;
м) проверить соблюдение установленного порядка оформления участия в конкурсе;
н) проверить документы, подтверждающие соответствие поставщиков квалификационным требованиям;
о) проанализировать правильность формирования конкурсной комиссии;
п) проанализировать соблюдение установленного порядка обмена документами между организатором конкурса и участниками конкурса;
р) проверить соответствие сроков и объемов исполнения обязательств по оплате продукции, установленных в проектах государственных контрактов, срокам и объемам согласно утвержденным уведомлениям о бюджетных ассигнованиях;
с) проверить полноту и соответствие фактическим обстоятельствам записей в протоколе закупки (протоколе заседаний конкурсной комиссии);
т) проверить правильность оформления результатов конкурса;
у) проверить соответствие расходов на проведение конкурса данным бухгалтерского учёта;
ф) проверить соответствие стоимости конкурсной и квалификационной документации расходам на ее изготовление и рассылку;
х) проанализировать обоснованность принятого решения о победителе конкурса (в том числе его соответствие критериям, предусмотренным конкурсной документацией).
При этом необходимо обратить внимание на: учет преимущественного права на получение городского заказа при прочих равных условиях поставщиков продукции, произведенной в городе Москве, зарегистрированных на территории города, если ценовые характеристики их предложений не превышают более чем на 10 процентов ценовые характеристики предложений остальных участников конкурса; не является ли поставщик юридическим лицом, которое признано несостоятельным (банкротом), находится в процессе ликвидации или на имущество которого наложен арест, а также лицом, недобросовестно выполнявшим или выполняющим свои обязательства перед заказчиком по ранее заключенным договорам;
ц) соблюдение доли городского заказа, размещаемой у субъектов малого предпринимательства; ч) проанализировать обоснованность проведения повторного конкурса; ш) в случае принятия судебных решений
о признании конкурсов несостоявшимися, проанализировать выполнение этих решений;
щ) проверить обоснованность и законность действий заказчика в случае признания конкурса несостоявшимся;
э) соблюдение иных требований правовых актов, регламентирующих особенности организации конкурсов по конкретным направлениям закупки продукции (перечень правовых актов приведен в приложении к настоящим Методическим рекомендациям).   

Журнал «Бюджет» №2 февраль 2004 г.

Поделиться