Реформы — 10 апреля 2012

Онлайн-реформа московских школ

Версия для печати 1538 Материалы по теме
Онлайн-реформа московских школ

онлайн
Этот год для московских школ является годом перехода в новое информационное пространство. Это подразумевается не только введением нового Федерального образовательного стандарта, но и городской программой «Информационный город» на 2012–2016 годы, к окончанию действия которой доля учебного времени с использованием современных коммуникационных средств должна увеличиться в полтора раза. Сейчас система тестируется в 46 образовательных учреждениях.

На информатизацию московских школ власти города потратили уже порядка 3 млрд. руб. Решено повсеместно увеличить скорость интернет-соединения, обеспечив все средние учебные заведения города широкополосным Интернетом. Это не только изменит образовательный процесс, но и даст возможность родителям быть в курсе всего происходящего с их детьми в школе.

С нового учебного года в столичных школах будут введены электронные дневники и классные журналы. С их помощью можно будет контролировать успеваемость каждого конкретного ученика, узнавать расписание занятий и домашнее задание, а также рейтинг ученика в классе. Это даст возможность своевременно решать все появляющиеся у ребенка проблемы в учебе или в поведении, исключив фактор лукавства — отныне дневник невозможно будет забыть дома, сложно будет не записать, что задано на дом, или скрыть плохую оценку.

Информатизация школ дает и другую возможность для родительского контроля. С сентября 2012 года школьникам будут розданы электронные пластиковые карты. Пользуясь ими как пропуском, дети будут попадать в школу, а значит, любая отлучка из здания не останется незамеченной для сотрудников школы и родителей, которым будут направляться sms-сообщения. Кроме того, с помощью карты школьники будут расплачиваться в школьной столовой. Деньги будут автоматически списываться с карты с уведомлением родителей о том, на что они были потрачены. Родители будут пополнять баланс карт своих детей через специальные терминалы.

И наконец, онлайн-возможности школ будут использоваться для оперативной коммуникации между всеми заинтересованными в учебном процессе сторонами. В настоящее время тестируется несколько видеосерверов, дающих возможность проводить совещания и педсоветы, открытые уроки и родительские собрания. Чтобы посетить подобную видеоконференцию, нужен будет компьютер, планшетник или мобильный телефон с выходом в Интернет, веб-камера, наушники и микрофон.

Участники конференции в заранее определенное время должны будут перейти по специальной ссылке. Таким образом, родители смогут участвовать в собрании, не покидая дома или офиса или находясь в командировке, а кроме того, возможность видеозаписи в реальном режиме и последующей публикации в Сети решит проблему поборов.

Программа также предусматривает поэтапное оснащение школ интерактивными досками. Первая партия таких досок для школ составляет 8,5 тыс. штук. Подобное техническое перевооружение позволит проводить дистанционные уроки. Эта совершенно новая возможность, которой так не хватало в школе, ведь это позволит ученикам не отставать от одноклассников, даже когда по тем или иным причинам процесс очного обучения прерывается.

В прошлом году первоклашки в дополнение к ручкам и тетрадям получили современные переносные компьютеры Apple, согласно новым техническим стандартам начального образования. Теперь же подобным образом обеспечиваются и вторые классы. Компьютеры получат 25,5 тыс. учеников и около полутора тысяч учителей. Средняя школа получит порядка 9000 моноблоков Acer, а учителя-предметники — 20 тыс. ноутбуков.

Информатизация школ — часть комплексной пятилетней программы «Столичное образование», предполагающей увеличение финансирования учебных заведений до уровня европейских показателей развитых стран, модернизацию учебного процесса, приведение в порядок зданий и оснащение их современным учебным оборудованием. Проект по развитию общего образования и введение нового образовательного стандарта способствовали решению одной из самых наболевших проблем столичных школ — неравенства финансирования.

На развитие образования столичные власти планируют потратить 1,5 трлн. руб. в ближайшие пять лет. Рост расходов уже начался: если в 2010 году расходы на образование составили 165 млрд. руб., то в 2011-м — уже 212 млрд. Такого роста — на 47 млрд. за год — до сих пор не было. В текущем году на образование заложена еще большая сумма — 242 млрд. руб.

Бюджет московских школ, участвующих в пилотном проекте по развитию образования, увеличивается до 40%, причем размеры финансирования не зависят от статуса школы, а только от количества учащихся. Раньше московские школы работали в изначально неравных условиях, когда гимназии и лицеи получали из бюджета по 120 тыс. руб. на ученика, а большинство общеобразовательных школ — по 50–60 тыс. По новой системе все школы будут финансироваться одинаково — из расчета 73 тыс. руб. на первоклассника и 123 тыс. руб. на старшеклассника.

Предоставляя одинаковые финансовые условия всем школам, власти выравнивают стартовые возможности для развития, и теперь только от самих школ зависит, насколько быстро они смогут повысить свой уровень. Стимулом для повышения преподавательского уровня будет зависимость зарплаты от реальных достижений педагогов. Согласно новым правилам, деньги приходят в школу за учеником, а учителя будут получать зарплату пропорционально количеству обучаемых детей, количеству уроков и внеклассных занятий, у них появится больше заинтересованности в результатах. Стимулирующая часть зарплаты будет зависеть и от востребованности и качества преподавания конкретного педагога, его способности найти подход и научить каждого ученика.

Информатизация школ, увеличение их финансирования, повышение прозрачности учебного процесса и налаживание коммуникаций между школой и родителями — задачи дорогостоящие, но власти убеждены в необходимости подобных инвестиций в юное поколение москвичей.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно