В развитых странах государственная пенсия не является основным доходом пожилых граждан. Значительную часть его составляют индивидуальные частные накопления и средства, аккумулируемые в негосударственных пенсионных фондах. К сожалению, в нашей стране отсутствуют подобного рода традиции. Препятствиями для развития негосударственного пенсионного обеспечения являются низкий уровень заработной платы, с которой работники могли бы добровольно отчислять взносы, недостаточно привлекательные условия участия в негосударственных пенсионных фондах (НПФ), отсутствие навыков самостоятельно заботиться о своем будущем пенсионном обеспечении.
Развитие НПФ — важная часть пенсионной реформы. На сегодняшний день число застрахованных в НПФ лиц, находящихся в системе обязательного пенсионного страхования, составляет порядка 11 млн человек. И еще 7 млн формируют свою пенсию добровольно, совместно с работодателями. Объем средств пенсионных накоплений на российском рынке приближается к 2 трлн руб., это примерно 3,5 % от ВВП. В то же время в других странах эта цифра составляет в среднем около 75 % от ВВП. А в США, Великобритании, Австралии еще выше. Таким образом, резерв для роста и развития НПФ в нашей стране огромный.
Защита от потерь
Первые НПФ в России были созданы в 1992 году. За этот период экономика пережила кризисы 1998 и
Выходом может быть введение обязательного страхования средств пенсионных накоплений, передаваемых гражданами в НПФ. Но и тут возникает много вопросов. В частности, Р. А. Кокорев, заместитель директора Департамента корпоративного управления Министерства экономического развития РФ, заострил внимание на следующем. Ни у кого не вызывает сомнения необходимость страхования пенсионных накоплений от колебаний рынка. Но надо ли страховать потери, связанные с непрофессиональным или недобросовестным поведением финансовых институтов (НПФ и управляющих компаний)? Определить, являются ли убытки следствием падения рынка или ошибкой управляющего, порой бывает очень трудно. При этом человек не виноват в том, что доверил деньги недостаточно профессиональной или недобросовестной компании, между тем взыскать средства с виновного лица удается далеко не всегда.
Доходность
Также остро стоит проблема доходности пенсионных накоплений. Е. В. Бушмин, председатель Комитета Совета Федерации по бюджету, подчеркнул, что основная задача НПФ — обеспечить доходность пенсионных средств не ниже уровня инфляции. Конечной целью деятельности фондов является выплата гражданам пенсий. Для того чтобы не нарушить интересы будущих пенсионеров, необходимо сохранить накопления в реальном выражении.
К сожалению, обеспечить высокую доходность пенсионных накоплений и одновременно гарантировать их сохранность невозможно. Главный аргумент критиков накопительного компонента заключается в том, что система инвестирования средств неэффективна. К. С. Угрюмов, президент Национальной ассоциации пенсионных фондов, сказал по этому поводу, что НПФ любой страны мира имеют возможность инвестировать средства в высокодоходные инструменты Российской Федерации. Речь идет об акциях «Газпрома», «Сургутнефтегаза», «Норильского никеля». Однако российские НПФ такой возможности лишены.
На сегодняшний день НПФ обязаны ежегодно фиксировать прибыли и убытки. Но если в погоне за сиюминутной доходностью фонды станут размещать средства в рискованные инструменты, то сам факт существования накопительной системы может оказаться под вопросом. По словам К. С. Угрюмова, НПФ должны выстраивать долгосрочные стратегии инвестирования, которые опирались бы на строжайший контроль за разумным и ответственным поведением инвестора.
На круглом столе неоднократно звучала такая мысль: для того чтобы гражданам было легче сориентироваться, профессиональное сообщество могло бы разработать и опубликовать своеобразный индекс эффективности доверительного управления. Этот индекс может различаться по регионам и объемам инвестирования. Он будет служить показателем минимально допустимой эффективности, ниже которой управление уже ведется не лучшим образом. И главное — этот индекс должен быть признан профессиональным сообществом как критерий делового оборота.
Прозрачность и привлекательность
Не менее остро стоит проблема прозрачности деятельности НПФ. В нашей стране основная масса управляющих компаний, которые привлекают средства населения, являются непубличными. Они должны отчитываться перед своими клиентами, но при этом нигде не прописаны стандарты такой отчетности. В результате управляющие компании сами разрабатывают формы отчетности и, к сожалению, часто исходят из собственного удобства, а не из удобства клиента. Эти отчеты предоставляются в бумажной форме, они трудноанализируемы и недостаточно прозрачны. Таким образом, в интересах граждан требуется унификация стандартов отчетности НПФ и управляющих компаний перед клиентами.
Е. В. Бушмин остановился на некоторых шагах, которые повысили бы привлекательность НПФ среди населения. В частности, необходимо освободить средства работодателей, перечисляемые в НПФ в пользу работников, от налогообложения. Такой шаг продемонстрирует всем, что НПФ являются важной частью пенсионной системы и государство в них заинтересовано. Также следует освободить от подоходного налога взносы граждан, добровольно направляемые в НПФ. Серьезным фактором по повышению привлекательности фондов Е. В. Бушмин считает ужесточение требований к их работе, в том числе по достаточности собственного капитала и стандартам операционной деятельности. Причем требования должны быть жесткими и очевидными для граждан.
Будущее пенсионной системы
В последнее время острые дискуссии шли вокруг накопительной части пенсионного страхования. До сих пор некоторые поднимают вопрос о том, должно ли быть накопление обязательным, или его следует перевести в добровольный формат. По мнению представителей Минфина, Минэкономразвития России, а также самих негосударственных пенсионных фондов, разумной альтернативы накопительной части пенсии нет. По мнению С. Н. Эрлика, президента НПФ «Лукойл-Гарант», нельзя отказываться от накоплений, если мы не хотим в будущем столкнуться с необходимостью снижения пенсий. С. Н. Эрлик считает, что важнейшим вопросом развития НПФ является то, заинтересовано государство в существовании самой негосударственной системы пенсионного обеспечения или нет. Он полагает, что оно должно взять на себя часть ответственности и обеспечить рынок соответствующими инструментами, помогающими уберечь средства граждан от инфляции.
Минздравсоцразвития в 2012 году завершит подготовку стратегии долгосрочного развития пенсионной системы в России до 2050 года. Ее цель — создать сбалансированную и понятную для граждан национальную пенсионную систему. Должны быть решены проблемы тарифной политики, возраста выхода на пенсию, негосударственного пенсионного страхования и досрочных пенсий. Роль и значимость НПФ в будущей пенсионной системе в значительной степени зависят от тех подходов, которые будут сформулированы в стратегии.