Деятельность палаты, по оценке В. П. Горегляда, носила более ярко выраженный экспертно-аналитический характер, чем годом ранее. Это закономерно, так как Счетная палата и должна быть высшим органом государственного аудита. Всего же было проведено 370 контрольных и 131 экспертно-аналитическое мероприятие. Пять проверок было инициировано Президентом России, 27 — Государственной думой и Советом Федерации. С точки зрения общественного резонанса особенно показательны проверки транспортного комплекса Москвы, Банка Москвы, Фонда содействия развитию ЖКХ, аэропорта Домодедово, гособоронзаказа и закупок медицинского оборудования.
Были выявлены нарушения бюджетного законодательства на 718 млрд руб., и лидером, не заслуживающим подражания, является транспортный комплекс столицы (242 млрд руб.). В общей сложности аудиторы подготовили 336 представлений и предписаний. По сравнению с итогами 2010 года количество обнаруженных нарушений возросло почти вдвое. Данный факт не означает, что проверяемые стали в два раза чаще нарушать закон. Просто, как заметил В. П. Горегляд, усилилась контрольная функция палаты. В прокуратуру и правоохранительные органы направлено 176 материалов, на их основе возбуждено 72 уголовных дела (для сравнения: в 2010 году — 41). В бюджет возвращено около 5 млрд руб. Заместитель председателя Счетной палаты в очередной раз напомнил, что нарушение нарушению рознь и во многих случаях речь идет не о хищениях, а об ошибках руководителей учреждений и предприятий. Хотя, например, по его же словам, только в одной Республике Ингушетия после визитов аудиторов было возбуждено 12 уголовных дел.
Другим важным направлением деятельности Счетной палаты был и остается аудит эффективности. 16 ее мероприятий, затронувших такие хозяйствующие субъекты, как «Газпром», «Роснефть», «Росатом», РЖД, выявили одни и те же недостатки, среди которых отсутствие четких критериев оценки эффективности расходования бюджетных средств и размещение заказов у аффилированных лиц. В 2012 году активность на указанном направлении усилится, запланировано 42 аналогичных мероприятия...
Более высокой и сложной ступенью аудита является стратегический аудит. По мнению В. П. Горегляда, исполнительная власть в России уже без негатива реагирует на шаги, предпринимаемые Счетной палатой в этой области, больше не усматривая в них попыток вторжения в сферу политических решений. Дальнейшему прогрессу мешает отсутствие закона о государственном стратегическом планировании. Докладчик попросил сенаторов активизировать работу в данном направлении. По его словам, пора также изменить закон о Счетной палате РФ, приведя его в соответствие с современными международными стандартами. Новая редакция закона уже разработана внутри ведомства и передана в Администрацию Президента России, Правительство РФ, профильные комитеты обеих палат парламента.
Говоря о бюджетном процессе и возможных проблемах, связанных с ним, В. П. Горегляд обратил внимание на рост корпоративного внешнего долга России, существенная доля которого приходится на госкорпорации и компании с государственным участием. Отметил он и образовавшийся в январе-феврале 2012 года текущий дефицит федерального бюджета в размере 1,5 % ВВП. Причина такого явления понятна без комментариев: именно в этот период в связи с президентскими выборами существенно выросли расходы из казны... У Счетной палаты есть также опасения, что переход к программному бюджету с 1 января 2013 года вряд ли окажется возможным из-за неготовности отраслевых программ повышения эффективности бюджетных расходов.