Версия для печати 3114 Материалы по теме
За сближение учебы  и практики

Учеба
Международная научно-методическая конференция на тему «Векторы современного уровневого образования: повышение качества и взаимодействие с работодателями» состоялась 27–28 марта в Москве в Финансовом университете при Правительстве РФ. В ее работе приняли участие около 1000 человек — представители федеральных органов власти, ассоциаций, союзов, бизнес-структур и учебных заведений. Из них 350 представляли регионы России, прибыли также гости из Великобритании, Франции, Италии, Польши, Украины, Казахстана, Белоруссии, Молдавии.

Пленарное заседание открыл ректор Финансового университета при Правительстве РФ, председатель Совета учебно-методического объединения вузов России по образованию в области финансов, учета и мировой экономики М. А. Эскиндаров. Он коснулся итогов деятельности учебно-методического объединения (УМО) в 2011 году, отметив, что оно остается основной направляющей силой в реализации уровневого образования. В период введения федеральных государственных образовательных стандартов главные направления работы объединения следующие: учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, стимулирование самостоятельной работы как фактора формирования компетенций выпускника, развитие магистратуры как самостоятельного уровня высшего профессионального образования. Прием в магистратуру, по мнению ректора, должен вестись на основе жестких вступительных испытаний. Действующее законодательство позволяет поступать в магистратуру бакалаврам и специалистам, не имеющим образования, сопряженного с ее программой. Это приводит к осложнениям в подготовке магистрантов, к необходимости упрощения учебного материала, поэтому снижается качество подготовки кадров.

Говоря о взаимодействии вузов и работодателей, докладчик на примере Финансового университета обозначил его основные направления. Во-первых, вуз добивается успехов за счет обеспечения качественной организации производственной практики студентов, в том числе преддипломной, как завершающей стадии формирования профессиональных компетенций. Для его студентов практики организуются по договорам более чем с 50 организациями. Среди них Минфин России, Федеральное казначейство, Федеральная налоговая служба, Банк России, департаменты правительства Москвы, ВТБ, компания «Росгосстрах», ОАО «РЖД». Во-вторых, Финуниверситет занимается обеспечением трудоустройства и развития карьеры молодых специалистов. В его структуре уже более десяти лет успешно функционирует Центр трудоустройства и развития карьеры, создан и работает Клуб выпускников «АРЕОПАГ», в который входят собственники и топ-менеджеры банков, финансовые директора и главные бухгалтеры коммерческих фирм, собственники коммерческих предприятий, чиновники. В третьих, к образовательному процессу активно привлекаются практикующие специалисты. Лекции и семинары с их участием, деловые игры и кейсы положительно влияют на качество подготовки специалистов в целом, побуждают штатных преподавателей к освоению практического материала, прохождению стажировок в бизнесе. В-четвертых, в самом вузе создано семь базовых кафедр крупных компаний и объединений работодателей. Их члены на постоянной основе работают над содержанием образовательных программ и непосредственно участвуют в образовательном процессе.

М. А. Эскиндаров отметил, что участие работодателей в образовательном процессе через базовые кафедры не только должно повысить качество подготовки выпускников, но и предоставит им реальную возможность получить рабочее место в соответствующей компании, позволит сократить время вхождения молодого специалиста в ритм производственной работы. Ректор подчеркнул, что Финансовый университет активно поддерживает стратегию Минобрнауки России по модернизации профессионального образования. Он также изложил свое видение современного этапа модернизации, который должен включать в себя реорганизацию сети государственных вузов путем присоединения их к ведущим университетам и реорганизацию сети федеральных средних специальных учебных заведений, в том числе передачу их в структуру вузов, что наиболее отвечает стратегии развития непрерывного образования. Кроме того, необходим переход к формированию вузами государственного задания на подготовку кадров и возможно проведение эксперимента по введению ЕГЭ для бакалавров. Подъему уровня подготовки кадров может способствовать и развитие процедур общественно-профессиональной аккредитации вузов.

Далее перед собравшимися выступили заместитель министра финансов РФ А. Л. Саватюгин, заместитель генерального директора компании IBS Л. В. Забежинский, директор департамента корпоративного обучения PricewaterhouseCoopers Э. П. Тайлер, первый заместитель директора Института экономики РАН Д. Е. Сорокин, первый заместитель председателя Банка России А. Ю. Симановский, исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей А. В. Мурычев, партнер департамента аудиторских услуг компании KPMG К. В. Алтухов, заместитель директора Департамента развития профессионального образования Минобрнауки России И. А. Мосичева, глава отдела трудоустройства магистрантов Глостерширского университета (Великобритания) Д. Саймон, декан факультета экономики университета Перуджи (Италия) Д. Пьерлуиджи, первый проректор по учебной работе Хабаровской академии экономики и права И. Б. Миронова. Пожалуй, наибольший интерес вызвал рассказ Л. В. Забежинского о том, как его компания самостоятельно, заключив договоры с двумя известными столичными вузам, организовала обучение специалистов по информационным технологиям. В рамках конференции также состоялись заседания учебно-методических советов УМО по специальностям и профилям подготовки по направлению «Экономика», 16 тематических круглых столов.

В ходе пленарного заседания 28 марта прошла презентация российского издания книги профессора экономики Массачусетского технологического университета (США) Д. Грубера «Государственные финансы и государственная политика», по которой обучаются студенты более чем в 150 вузах мира. Выступивший перед участниками форума главный редактор журнала «Бюджет» В. Д. Дзгоев заметил, что в отечественной системе высшего образования акцент сейчас делается на корпоративных финансах и приобретенные знания не совсем применимы в работе государственных и муниципальных служащих. Это объяснимо, ведь в общественных финансах нет таких понятий, как конкуренция и прибыль. В. Д. Дзгоев призвал коллег остро поставить вопрос о необходимости создания учебных программ для финансистов общественного сектора. Ректор Финансового университета М. А. Эскиндаров, закрывая конференцию, поддержал данную идею и предложил создать авторский коллектив, который мог бы начать работу над российским учебником по теории и практике общественных финансов. В редакционный совет могли бы войти представители Министерства финансов РФ, учебно-методического объединения финансово-экономических вузов, общественных организаций и бизнес-структур.

Поделиться