Важной составной частью муниципальных и региональных бюджетов в Российской Федерации являются имущественные налоги. Об их собираемости, особенностях администрирования и перспективах развития нам рассказала Светлана Леонидовна БОНДАРЧУК, заместитель руководителя Федеральной налоговой службы.
— Светлана Леонидовна, имущественные налоги считаются одними из самых стабильных источников дохода региональных и местных бюджетов. Расскажите, какова была их собираемость в 2011 году. Есть ли положительная динамика по сравнению с прошлыми годами, тем более что эти налоги менее других зависят от экономической ситуации в стране?
— Действительно, можно говорить о положительной динамике поступлений имущественных налогов в региональные и местные бюджеты. Несмотря на то что в прошлом году были законодательно изменены сроки уплаты имущественных налогов гражданами (в 2011 году граждане вообще не уплачивали земельный налог и налог на имущество физических лиц), поступления имущественных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 году выросли по сравнению с 2010 годом на 7,9 процента, или на 49,8 миллиарда рублей, и составили 678 миллиардов рублей.
Поступления налога на имущество организаций в консолидированные бюджеты субъектов РФ в 2011 году составили 467,5 миллиарда рублей, что на 10,9 процента, или 45,8 миллиарда, больше, чем в 2010 году. На рост поступлений этого налога в основном оказали влияние такие факторы, как ввод в эксплуатацию новых основных фондов, реализация инвестиционных проектов по строительству, погашение задолженности бюджетными организациями.
Налог на имущество физических лиц в 2011 году поступил в консолидированный бюджет Российской Федерации в сумме 4,9 миллиарда рублей, что в три раза меньше, чем в 2010 году. Снижение поступлений обусловлено изменением с 1 января 2011 года срока уплаты. Теперь уплата налога на имущество физических лиц за 2011 год будет производиться гражданами не позднее 1 ноября 2012 года. В связи с этим его поступления в 2011 году являются платежами по итогам перерасчетов гражданам налоговых обязательств за предыдущие периоды.
По земельному налогу в 2011 году всего поступило свыше 122 миллиардов рублей, что на 5,9 процента, или 6,8 миллиарда, больше аналогичного показателя за 2010 год. Рост поступлений земельного налога связан с увеличением кадастровой стоимости объекта налогообложения и отменой налоговых льгот организациям, финансируемым из региональных бюджетов.
Поступления транспортного налога в консолидированные бюджеты субъектов РФ в 2011 году составили 83,2 миллиарда рублей, что на 10 процентов, или на 7,6 миллиарда, больше, чем в 2010 году. На рост поступлений транспортного налога в 2011 году повлияло увеличение ставок налога в соответствии с законами субъектов РФ, а также рост количества транспортных средств, находящихся в собственности. В общей сумме поступлений транспортного налога в 2011 году на долю организаций приходится 20,9 миллиарда рублей, или 25,1 процента, на долю физических лиц — 62,3 миллиарда рублей, или 74,9 процента.
— По статистике доходы от земельного налога и налога на имущество физических лиц занимают небольшую долю в доходах местных бюджетов. Кроме того, имущественные налоги считаются сложными для администрирования. За счет каких ресурсов, на ваш взгляд, можно повысить их собираемость? Может быть, в данном случае необходимо более тесное сотрудничество налоговых органов с другими органами власти?
— Налоги на недвижимое имущество в большинстве стран мира являются основными источниками доходов местных бюджетов. Во Франции имущественные налоги формируют около 51 процента доходов местных бюджетов, в США — 71 процент, в Великобритании, Ирландии и Австралии местные бюджеты в полном объеме формируются за счет имущественных налогов.
Доля имущественных налогов в доходах местных бюджетов Российской Федерации по итогам 2011 года не превысила 15 процентов. Уровень собираемости (отношение начисленных сумм к суммам, поступившим в бюджет) земельного налога, налога на имущество физических лиц, транспортного налога в нашей стране очень высокий и составляет порядка 95 процентов. Поэтому для повышения роли имущественных налогов в формировании региональных и местных бюджетов необходимо совершенствовать законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. Также требуется улучшать информационное взаимодействие налоговых органов с органами, осуществляющими учет недвижимого имущества, регистрацию транспортных средств, прав на объекты недвижимости, граждан по месту жительства, фактов рождения и смерти физических лиц и т. д. И конечно, надо совершенствовать взаимодействие с налогоплательщиками.
Транспортные средства в сравнении с другим имуществом, принадлежащим гражданам (земельные участки, жилые дома, квартиры), наиболее активно участвуют в гражданском обороте (автомобиль в среднем один раз в
Основным «поставщиком» информации для исчисления транспортного налога являются подразделения Госавтоинспекции. Органы ГИБДД в субъектах РФ используют сегодня для регистрации транспортных средств более 30 различных программных продуктов, одни и те же сведения в которых отображаются по-разному. Кроме того, в отдельных случаях сведения, содержащиеся в данных программных продуктах, также могут не соответствовать документам, выданным владельцам транспортных средств. Например, когда мощность двигателя, содержащаяся в базах данных ГИБДД, не соответствует данным техпаспорта, неверно будут рассчитаны налоговые обязательства. Ошибки также возникнут в случае непредставления данных в налоговые органы (например, о снятии с регистрации транспортного средства) или представления сведений с опозданием. При этом, как показывает практика, нельзя сказать, что представляемые органами ГИБДД данные изначально являются сплошь ошибочными или не поставляются вовсе. Существуют объективные сложности, которые связаны с различными способами ведения и наполнения баз данных государственных органов.
Налоговые органы для целей исчисления имущественных налогов аккумулируют сведения многочисленных органов власти и организаций, многие из которых до настоящего времени не ведут электронные базы данных. Другие ввиду определенного «исторического наследия» не могут на данном этапе добиться высокой точности информации. В качестве примера можно рассмотреть Росреестр. На основании данных этой службы налоговые органы рассчитывают земельный налог и налог на имущество физических лиц. Служба, созданная в 2009 году, объединила информационные ресурсы Роснедвижимости, Росрегистрации, Роскартографии. Законодательством Российской Федерации ведение в электронном виде Государственного кадастра недвижимости предусмотрено с 2000 года, Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним только с 2008 года. До этого времени учет земельных участков, регистрация прав на земельные участки и иные объекты недвижимости велись на бумажных носителях. Учет объектов капитального строительства в Государственном кадастре недвижимости в полном объеме в электронном виде будет вестись только с 1 января 2013 года (в настоящее время эти объекты недвижимости ставятся на технический учет в органах государственного технического учета и инвентаризации).
Общий объем сведений, который в электронном виде должен содержаться в базах данных Росреестра, составляет около 150 миллионов объектов недвижимости. Безусловно, одномоментно обеспечить полноту и достоверность этих сведений непросто. Тем не менее эффективность администрирования имущественных налогов напрямую зависит от качества предоставляемой регистрирующими органами информации.
Если налогоплательщик получает ошибочное налоговое уведомление (на оплату налога за земельный участок, квартиру, дом, которых у него нет, или начислен налог за давно проданную машину), необходимо проинформировать об этом налоговый орган. Можно направить обращение по почте, электронной почте или воспользоваться электронными сервисами, размещенными на сайте ФНС России.
Налоговый орган при рассмотрении обращения, направленного любым перечисленным выше способом, обязан уточнить необходимые сведения в регистрирующих органах, осуществить перерасчет налога или уведомить налогоплательщика о том, что сведения, предоставленные регистрирующим органом, отличаются от данных налогоплательщика и внесение каких-либо изменений возможно только после внесения изменений в информационные ресурсы регистрирующего органа.
Как я уже говорила ранее, с 1 января 2011 года изменены (сближены) сроки уплаты всех имущественных налогов для физических лиц. Принятие данной нормы позволило ФНС России разработать единое налоговое уведомление по трем налогам — земельному, налогу на имущество физических лиц и транспортному. Уведомление по новой форме налогоплательщики получат в 2012 году по обязательствам за 2011 год одновременно с платежными документами. Перечисленные документы сопровождаются отрывным корешком, который налогоплательщики могут использовать как еще одну возможность уведомить налоговый орган об ошибках в данных об объектах и субъекте налогообложения.
— Как часто граждане и юридические лица уклоняются от уплаты имущественных налогов? До сих пор во многих муниципальных образованиях остается актуальным вопрос о кадастровой стоимости земель, инвентаризационной стоимости. Нет полной базы собственников имущества, земельных участков и адресов местожительства налогоплательщиков. По прежнему имеются проблемы с долгостроем, отсутствием правообладателей по некоторым земельным участкам. Каковы пути решения этих проблем?
— Мне кажется, сегодня часть налогоплательщиков нарушают налоговое законодательство просто по незнанию. Либо, сталкиваясь со сложностями в налоговой, решают, что легче не платить. Поэтому, создавая для наших граждан комфортные условия по исполнению налоговых обязательств и обеспечивая информационную поддержку, мы тем самым увеличиваем число добросовестных и грамотных налогоплательщиков.
Что касается расширения налоговой базы за счет вовлечения в гражданский и налоговый оборот максимально возможного количества объектов недвижимости, то здесь нужны экономические стимулы. В качестве примера можно рассмотреть индивидуальное жилищное строительство. Сегодня, если гражданин не построил на земельном участке, отведенном под жилищное строительство, жилой дом и не зарегистрировал права на него в течение трех лет с момента предоставления участка, ставка земельного налога увеличивается в четыре раза. Такая мера не может являться стимулом для регистрации прав на объекты недвижимого имущества. Кратность увеличения ставки земельного налога должна быть не менее
— Как вы считаете, какой из имущественных налогов имеет наибольший резерв для повышения собираемости? В каких направлениях следует работать, чтобы его реализовать?
— Наибольший резерв повышения поступлений, безусловно, имеет налог на имущество физических лиц. Объясняется это существенными недостатками действующей системы налогообложения имущества граждан. Налоговой базой для него сегодня является суммарная инвентаризационная стоимость объектов недвижимости, принадлежащих гражданам. Она определяется БТИ по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки. Восстановительная стоимость определяется по сборникам укрупненных показателей последующим пересчетом в уровень цен 1991 года по индексам и коэффициентам, утвержденным Госстроем РСФСР, а затем полученный результат переводится в уровень цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов РФ.
Для расчета коэффициентов, утверждаемых органами исполнительной власти субъектов РФ, рекомендуется использовать соотношение показателей, отражающих динамику изменения стоимости продукции в строительстве и стройиндустрии. Однако существенная разница (в
Ставка налога на имущество физических лиц устанавливается согласно прогрессивной шкале в зависимости от величины суммарной инвентаризационной стоимости. Предельный размер ставки этого налога, установленный законодательством Российской Федерации, составляет два процента. Налог на имущество физических лиц нуждается в комплексном реформировании, предусматривающем изменение налоговой базы и установление плоской шкалы налогообложения. Указанные изменения планируется осуществить при введении налога на недвижимое имущество взамен ныне действующих земельного налога для граждан и налога на имущество физических лиц.
— Но вопрос о введении единого налога на недвижимость стоит уже много лет. В
— В целях подготовки к введению на территории Российской Федерации налога на недвижимое имущество Правительством РФ в 2010 году утвержден План реализации мероприятий, в соответствии с которым полная готовность к введению указанного налога должна быть обеспечена на территории страны до конца IV квартала 2012 года. Однако риски невыполнения мероприятий, предусмотренных планом, в установленные сроки велики. В частности, могут быть проблемы с внесением сведений об объектах недвижимости из архивов органов технической инвентаризации в Государственный кадастр недвижимости во всех субъектах РФ за два года. За 2011 год в Государственный кадастр недвижимости должны быть внесены сведения об объектах недвижимости только в 19 субъектах РФ.
Сложность вызывает и проведение массовой оценки объектов недвижимости, поставленных на учет в Государственном кадастре недвижимости до конца 2012 года. В 2011 году оценка проведена только в 12 регионах. При этом до настоящего времени не все органы власти субъектов РФ утвердили результаты данных оценочных работ. До настоящего времени не начата работа по формированию единого информационного ресурса, содержащего сведения об объектах и субъектах обложения налогом на недвижимое имущество в целях представления налоговым органам для исчисления налога. Аналогичные мероприятия при введении нового земельного налога потребовали двух лет. Также следует отметить, что введение единого налога на недвижимое имущество в Российской Федерации возможно только для земельных участков и зданий, строений, сооружений в отдельности. Законодательство Российской Федерации не содержит понятия единого объекта недвижимости.
— Ваше мнение по поводу необходимости единого налога на недвижимость, к тому же он рассматривается как региональный налог. Будут ли с него что-то иметь муниципалитеты?
— Налог на недвижимое имущество планируется как местный налог. Право определять ставки этого налога будет предоставлено органам местного самоуправления в пределах, установленных Налоговым кодексом. Этот налог будет в полном объеме поступать в бюджеты муниципальных образований.
— В. В. Путин в одной из своих статей поднял вопрос о введении в России налога на роскошь (дорогую недвижимость, элитные автомобили и другие предметы роскоши). Причем, по его словам, налог необходимо ввести уже с 2013 года. Видимо, это означает, что законодательным, налоговым и финансовым органам предстоит серьезная работа. Какие-то мероприятия в связи с этим уже запланированы в вашем ведомстве?
— Сегодня в Европейском союзе налог на благосостояние (роскошь) взимается только во Франции и в Венгрии. В Норвегии, Лихтенштейне и Швейцарии имеются версии подобных сборов, однако исключительно на уровне кантонов (местный уровень сбора). Налог на богатство также взимается в Индии, в Австралии существует налог на автомобили класса люкс.
Список активов, являющихся объектом налога на богатство (благосостояние), достаточно широк. К ним относятся все денежные средства и имущество, принадлежащие гражданам, а также автомобили, самолеты, катера, ювелирные изделия, мебель, акции, вина и другие ценности. Несколько стран за последние годы отменили подобные сборы, в том числе Австрия, Дания, Германия, Нидерланды, Финляндия, Швеция, Испания, Греция. В других странах, включая Великобританию и Бельгию, никогда не было такого налога.
Налог на богатство является достаточно спорным. Страны, которые отменили его, объясняют данное решение негативным воздействием этого налога на инвестиционную привлекательность государств. Он стимулирует вывод имущественных активов за пределы страны. К примеру, в Швеции этот налог действовал с 1910 года. В 2007 году был отменен — страна пыталась остановить продолжительный отток капитала.
Учитывая международный опыт налогообложения богатства (роскоши), а также существующую систему налогообложения недвижимого имущества и транспортных средств, в Российской Федерации целесообразно, по моему мнению, двигаться не по пути введения нового налога, а реформировать действующие налоги на имущество граждан — налог на имущество физических лиц и транспортный налог.
— Политическое и социальное значение этого налога понятно, но насколько значимым он мог бы быть для бюджета?
— В условиях, когда никакие элементы налогообложения богатства (роскоши) не определены, очень сложно говорить о последствиях введения этого налога для бюджета. Но если обратиться, например, к налоговой юрисдикции Франции1, то число налогоплательщиков, подпадающих под этот налог, крайне невелико (около 500 тысяч человек) и поступления от этого налога составили в 2010 году около 4,8 миллиарда евро, что составляет 1,6 процента в структуре налоговых поступлений Франции. Я думаю, в России эта картина не будет принципиально иной.