Финансы№4 Апрель 2012 — 15 мая 2012

Нужны структурные решения

Версия для печати 3559 Материалы по теме

ФОТООТЧЕТ

На расширенной коллегии Федерального казначейства, которая прошла 28 февраля 2012 года, был поднят ряд важнейших вопросов: реформирование системы бюджетных платежей, уменьшение наличного денежного обращения, внедрение современных информационных систем и др. В своем выступлении руководитель Федерального казначейства Р. Е. Артюхин сделал акцент на перс­пективных проектах, обеспечивающих развитие и движение вперед казначейской системы.

Результаты

В начале заседания Р. Е. Артюхин подвел итоги деятельности Казначейства России за последние четыре года и определил основные ориентиры дальнейшего развития. В частности, он отметил, что результатом работы Казначейства в направлении кассового исполнения федерального бюджета стало открытие единого казначейского счета и развитие механизмов управления его ликвидностью. Для того чтобы увеличить ежедневный остаток средств на едином счете федерального бюджета, привлекались временно свободные внебюджетные средства участников и неучастников бюджетного процесса. Это позволило обеспечить своевременность платежей. Применение такого механизма является свидетельством эффективного управления ликвидностью. С 2008 года началось размещение средств федерального бюджета на банковских депозитах, благодаря чему за три года удалось заработать порядка 60 млрд руб.

Другое направление работы Казначейства — построение государственных информационных систем. За последние годы был внедрен целый ряд важных проектов. Благодаря информационным системам удалось сократить транспортные и хозяйственные расходы клиентов за счет предоставления им сервиса электронного документооборота. Скорость обмена информацией с внешними пользователями увеличилась до 30 раз. Внедрение информационных технологий позволило существенно оптимизировать функциональные процессы. Количество счетов по учету доходов было сокращено с более чем 4 тыс. до 85. Это дало возможность оптимизировать и организационно-штатную структуру. Было высвобождено более 8 тыс. человек из 10 тыс. сотрудников, выполнявших ранее функцию по учету доходов.

В 2011 году был создан новый территориальный орган — Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства. Оно наделено полномочиями по обслуживанию главных администраторов бюджетных средств, формированию сводной отчетности, ведению реестров и справочников. Для того чтобы обеспечить максимальную полезность от использования всех информационных систем, проводится регулярный мониторинг качества оказываемых услуг. Анализ последних его результатов показал потребность в максимальном сокращении сроков предоставления выписок и отчетов по лицевым счетам. Необходимо выдавать выписки клиентам не позднее следующего рабочего дня после совершения операции, а оперативные отчеты — не позднее чем через два рабочих дня.

Задачи

На данном этапе перед всей финансовой системой страны стоит вопрос минимизации наличного денежного обращения. За последние годы его уровень среди федеральных участников бюджетного процесса снизился более чем в два раза, но этого недостаточно. Р. Е. Артюхин подчеркнул, что необходимо и дальше активно привлекать кредитные организации для обеспечения учреждений денежными средствами с использованием банковских карт.

Одна из важнейших задач, которая стоит перед Федеральным казначейством, — запуск с 1 января 2013 года государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах. Применение новой технологии позволит оперативно информировать плательщиков о задолженности, а также даст им возможность оплачивать ее в любой точке страны и мира в своем «личном кабинете». Это существенно сократит затраты на администрирование поступлений в бюджеты всех уровней. Помимо прочего, внедрение нового сервиса поможет создать условия для того, чтобы с 1 января 2013 года осуществлялось электронное санкционирование расходов федерального бюджета. В рамках внедрения проекта «Электронный бюджет» Казначейству как оператору системы предстоит спроектировать ее системную архитектуру, а также обеспечить внедрение первоочередных подсистем.

Еще одна важная стратегическая задача — реформирование системы бюджетных платежей. Совместно с Центральным банком РФ планируется к 2017 году реализовать проект, который условно назван «Казначейство банка». С его помощью будет осуществлен перевод всех открытых банковских счетов в учетную систему Казначейства, которое получит статус прямого участника платежной системы Банка России и свой банковский идентификационный код. Клиентам будет предоставлен доступ ко всем банковским расчетным услугам через систему лицевых счетов. По сути своей они станут балансовыми счетами Федерального казначейства. Реализация этого проекта упростит многие процедуры, которые сегодня являются длительными и трудоемкими, а также установит и новые стандарты качества обслуживания клиентов.

Р. Е. Артюхин подчеркнул, что задачи, которые стоят перед Федеральным казначейством, — масштабные и даже амбициозные. Но он уверен, что накопленный опыт и существующий технический потенциал позволят реализовать их в полной мере.

Решающая роль Казначейства

Т. Г. Нестеренко, заместитель министра финансов РФ, напомнила, что в любые времена и во всех странах общество предъявляло требования к власти, к повышению ее эффективности. Реализация многих задач лежит в плоскости принятия политических решений. Однако финансисты могут и должны, не дожидаясь сложных политических решений, приложить максимальные усилия для создания условий повышения операционной эффективности.

Казначейство России очень четко представляет себе, в каком направлении необходимо двигаться в ближайшие годы. Об этом прописано в двух основных программных документах — Концепции развития интегрированной информационной среды управления общественными финансами «Электронный бюджет» и Концепции повышения эффективности бюджетной системы. Главными положениями этих программных документов являются:

  • долгосрочная устойчивость и сбалансированность бюджетной системы;
  • увязка стратегического и бюджетного планирования, целеполагания расходов, переход на программирование деятельности публично-правовых обоснований и собственно на программный бюджет;
  • создание условий для повышения качества и доступности государственных услуг;
  • повышение прозрачности и подотчетности деятельности органов власти.

Во всех перечисленных направлениях Казначейство России играет решающую роль.

Не нужно повышать налоговую нагрузку

А. Г. Силуанов, министр финансов РФ, говорил о том, что, поскольку Россия очень серьезно интегрирована в общемировую финансовую архитектуру, любые проблемы мировой экономики моментально сказываются на ситуации в нашей стране. И Казначейство ощущает это как никто другой. На сегодняшний день средний долг еврозоны составляет порядка 90 % ВВП, а по отдельным странам зашкаливает за 100 и 120 %. В такой ситуации государства вынуждены применять серьезные меры по бюджетной консолидации. То есть либо уменьшать выплаты социального характера, либо увеличивать налоговые поступления. Такие меры всегда непопулярны. Сейчас возникает много вопросов о том, как будет дальше развиваться ситуация в мире, поскольку бюджетная консолидация не может не повлиять на экономический рост.

Перед Минфином России стоит вопрос, как дальше выстраивать финансовую систему. Ведутся серьезные дискуссии, какую политику выбрать с точки зрения налогов, поддержки тех или иных бюджетных отраслей. По словам А. Г. Силуанова, у России сейчас нет необходимости наращивать налоговую нагрузку. Другие страны вынуждены идти на этот шаг исключительно потому, что накопили большие долги. Россия, напротив, должна использовать существующую ситуацию. Необходимо принять структурные решения, которые позволят повысить эффективность расходов.

Министр с удовлетворением отметил, что в прошлом году удалось обеспечить снижение инфляции, в том числе и за счет регулирования ликвидности на рынке. Не затрагивая сверхдоходы, которые поступили в результате благоприятной экономической ситуации, за счет успешного использования механизмов размещения денежных средств, были обеспечены урегулирование денежного предложения и поддержка финансовых институтов.

Поделиться