В последнее время активно обсуждаются вопросы о предоставлении населению государственных и муниципальных услуг посредством современных информационных технологий. Федеральное казначейство государственные услуги непосредственно юридическим и физическим лицам не оказывает, но при этом является органом государственной власти, который выступает связующим звеном между плательщиками, являющимися получателями государственных и муниципальных услуг, с одной стороны, и органами государственной и муниципальной власти, которые предоставляют услуги, с другой стороны. Средства аккумулируются на счетах, открытых органами Федерального казначейства.
Преимущества УНИФО
Федеральное казначейство с 1 января 2013 года наделено полномочиями по созданию, ведению, развитию и обслуживанию Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). Ее основой служит электронный сервис, обеспечивающий передачу сведений, содержащих информацию о платежном документе и подтверждающих уплату физическим или юридическим лицом штрафов, сборов, пошлин, платежей за оказание государственных и муниципальных услуг (система учета начислений и фактов оплаты — УНИФО).
В связи с внедрением электронного сервиса по учету начислений и фактов оплаты у граждан появляется возможность:
- получать информацию о начислениях от государственных (муниципальных) органов в «личном кабинете» плательщика на портале государственных услуг, в многофункциональных центрах либо через кредитные организации, ставшие участниками ГИС ГМП;
- оперативно оплачивать штрафы, сборы, пошлины, платежи за оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде любым удобным для них способом, используя банковские платежные инструменты: в отделении банка, с помощью платежного терминала, в системе дистанционного банковского обслуживания, с помощью банковской карты, с портала государственных (муниципальных) услуг, что позволяет значительно сэкономить время для осуществления платежа;
- минимизировать возможность возникновения ошибок, поскольку полностью исключается бумажный документооборот и ручное заполнение документов;
- в режиме реального времени при оплате контролировать погашение имеющихся у них начислений, в том числе задолженностей, благодаря автоматическому сопоставлению начисленных и фактически оплаченных платежей;
- не представлять документы (квитанции, платежные поручения), подтверждающие факты оплаты штрафов, сборов, пошлин, платежей за оказание государственных услуг, федеральным органам исполнительной власти, а с 1 января 2013 года отменяется обязательное представление бумажной квитанции, подтверждающей платеж, органам исполнительной власти субъекта, местного самоуправления;
- не представлять в арбитражный суд к иску или жалобе платежный документ на бумажном носителе, заверенный органом Федерального казначейства или банка.
Внедрение ГИС ГМП позволяет организовать электронный обмен между администраторами доходов, кредитными организациями при приеме платежей физических и юридических лиц. При этом кредитные организации заключают с Казначейством России договор присоединения к порядку ведения ГИС ГМП. В рамках ГИС ГМП администраторы доходов через Федеральное казначейство представляют сведения о начисленных платежах или имеющейся задолженности для обеспечения возможности их оплаты физическими и юридическими лицами, а кредитные организации получают доступ ко всей сформированной государственными (муниципальными) органами базе данных начислений в режиме online, в которой уже содержится необходимая информация для формирования платежного документа.
Начисление платежа
Для более полного понимания процесса взаимодействия всех участников ГИС ГМП (физического лица, юридического лица, банка, портала государственных (муниципальных) услуг, администратора доходов, Федерального казначейства) рассмотрим конкретный пример — внесение платежа физическим лицом, начисления по которому произведены администратором доходов (см. рисунок). На первом этапе администратор доходов бюджетов формирует документ о начислении платежа (государственной пошлины, штрафа, сбора) с целью его оплаты физическим лицом для получения государственной или муниципальной услуги. Документ о начислении обязательно должен содержать реквизиты, необходимые для оплаты, и уникальный номер начисления, который формируется администратором доходов бюджета по своему алгоритму либо присваивается автоматически при оформлении заявления физическим лицом через порталы государственных (муниципальных) услуг.
Сформированный документ о начислении платежа передается администратором доходов через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) в хранилище данных Федерального казначейства. Порталы государственных (муниципальных) услуг получают доступ к информации о сформированном начислении, направляя соответствующий запрос в Федеральное казначейство. Таким образом, в оперативном режиме любому физическому лицу становится доступна информация о начисленных ему платежах путем входа в свой «личный кабинет» с помощью персонального идентификатора. В качестве единого идентификатора физического лица используется страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда (для резидентов РФ) или реквизиты документа, удостоверяющего личность гражданина (для нерезидентов РФ). В качестве альтернативных идентификаторов физического лица временно используется ИНН и номер водительского удостоверения. В качестве единого идентификатора юридического лица используется связка ИНН плюс КПП.
Оплата
Если кредитные организации, многофункциональные центры заключили договор присоединения с Федеральным казначейством и стали участниками ГИС ГМП, то физическое или юридическое лицо имеет возможность обратиться к данным многофункционального центра либо в кредитную организацию с запросом о предоставлении информации о наличии неоплаченного начисления. При этом физическое лицо должно представить в кредитную организацию идентификатор физического лица или указать уникальный номер начисления. Кредитные организации, многофункциональные центры по итогам обращения физического лица направляют запрос о предоставлении информации по данному физическому лицу о наличии неоплаченного начисления или частично оплаченного начисления в Федеральное казначейство.
При получении данного запроса Федеральное казначейство формирует и направляет кредитной организации, многофункциональному центру информацию о наличии начисления у физического лица, на основании которой кредитная организация или многофункциональный центр формирует и представляет физическому лицу платежный документ на оплату услуг, после чего физическое лицо осуществляет оплату начисления через кредитную организацию. Кредитные организации, многофункциональные центры на основании полученного от физического лица платежного документа осуществляют передачу информации в Федеральное казначейство об оплате с указанием соответствующего идентификатора физического лица и уникального номера начисления.
Федеральное казначейство на основании зарегистрированной информации о начислении и информации о платежах, полученных от кредитных организаций, осуществляет квитирование полученных начислений и платежей. Информация о квитировании доступна участникам ГИС ГМП по соответствующему запросу. Аналогичная схема действует и для юридических лиц.
Далее кредитные учреждения направляют в территориальные подразделения Банка России платежные поручения на общую сумму платежей в бюджетную систему в порядке, установленном Банком России, либо полноформатные платежные поручения, каждое их которых сформировано по отдельному платежу физического лица. Территориальные подразделения Банка России осуществляют зачисление средств на счет 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» и направляют в управления Федерального казначейства по субъекту информацию о зачислениях — банковскую выписку и платежные документы. Управления Федерального казначейства по субъекту осуществляют обработку и распределение поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и отражают поступления на соответствующих лицевых счетах администраторов доходов. На основании зарегистрированной информации о зачислениях, полученной от территориальных подразделений Банка России, управления Федерального казначейства по субъекту направляют соответствующую информацию в Федеральное казначейство для размещения ее в ГИС ГМП. Информация о зачислениях доступна участникам ГИС ГМП по соответствующему запросу.
Первые шаги
В целях реализации ГИС ГМП Управлением Федерального казначейства по Архангельской области уже сделан первый шаг: c 16 сентября 2011 года ежедневно передается информация о зачисленных платежах, администрируемых федеральными администраторами доходов. Понимая актуальность и значимость поставленной задачи и необходимость ее решения, на базе управления проведено совещание с представителями кредитных организаций, ГУ Банка России по Архангельской области и администраторами доходов федерального бюджета, главные администраторы которых уже подписали с Федеральным казначейством договор присоединения и стали участниками системы УНИФО по направлению «Взаимодействие Управления Федерального казначейства по Архангельской области, ГУ Банка России по Архангельской области, кредитных организаций, администраторов доходов бюджета при внедрении системы УНИФО».
На совещании сотрудники УФК по Архангельской области подробно изложили технологию функционирования информационной системы учета начислений и фактов оплаты. Определена роль органов Федерального казначейства, кредитных организаций, администраторов доходов при внедрении системы УНИФО.Одной из первых кредитных организаций, кто осознал всю значимость нового масштабного проекта, внедряемого Федеральным казначейством, стал филиал БТФ. С 10 октября 2011 года он выразил готовность к обмену информацией через Банк России в электронном виде, содержащейся в платежных документах физических лиц, между кредитными организациями и УФК по Архангельской области в порядке, предусмотренном Указаниями Банка России от 15 июня 2010 г. №
Однако в настоящий момент существуют и некоторые трудности для полноценного перехода органов государственной власти Российской Федерации к предоставлению государственных услуг в электронном виде по ряду причин. Одна из них — непредоставление кредитными организациями извещения с информацией из платежных документов физических лиц к сводному платежному поручению, которые предусмотрены Указаниями Банка России №