— Игорь Викторович, руководитель ФНС России М. В. Мишустин летом прошлого года утвердил Концепцию кадровой политики Федеральной налоговой службы. В чем суть этой концепции? На чем в ней сделаны акценты?
— Концепция кадровой политики ФНС России определяет основное содержание кадровой политики в налоговых органах на период до 2020 года и представляет собой совокупность подходов, принципов, целей и представлений, которые определяют направление и содержание работы с персоналом налоговых органов. Следует отметить, что она основывается на Федеральном законе от 27 июля 2004 г. №
Прежний облик Федеральной налоговой службы как контрольного органа приобретает сегодня черты современной динамичной структуры, оказывающей государственные услуги организациям и гражданам на высоком качественном уровне. Концепция подразумевает отбор, обучение и развитие федеральных государственных гражданских служащих, работающих в налоговых органах. Ее стержень — возможность абсолютно каждому из них сделать успешную карьеру, начав с первой ступеньки и поднявшись до самых вершин карьерной лестницы. То есть, поступив на гражданскую службу в должности, отнесенной к младшей группе должностей категории «обеспечивающие специалисты», через некоторое время служащий может стать ведущим специалистом-экспертом, потом, спустя некоторое время, главным государственным налоговым инспектором или начальником отдела, а там недалеко и до должности руководителя налогового органа. Подобные примеры известны — начальник Межрегиональной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам № 2 Татьяна Владимировна Кононова, руководитель Управления ФНС России по Ставропольскому краю Владимир Витальевич Воронков и многие другие. Продвижение гарантировано, естественно, при качественной служебной деятельности и соответствующем обучении.
— У Федеральной налоговой службы есть два Центра подготовки персонала — в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Расскажите об их работе. Насколько успешно они справляются со своими задачами?
— Центры осуществляют разработку и реализацию программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих по основным направлениям деятельности ФНС России. Они адаптируют программы дополнительного профессионального образования к условиям меняющегося налогового законодательства, оперативно реагируют на возникновение новых задач, возлагаемых на Федеральную налоговую службу, и обеспечивают внедрение новых технологий налогового администрирования. Центры выполняют подготовку квалифицированных, компетентных работников налоговых органов соответствующего уровня и профиля, способных профессионально решать поставленные задачи. Количество обучаемых гражданских служащих в центрах с каждым годом существенно возрастает, а качество оказания образовательных услуг улучшается.
— Достаточно ли двух центров? Есть ли необходимость открывать новые?
— Потребность в обучении сотрудников Федеральной налоговой службы имеющимися в ее ведении учебными заведениями в настоящее время удовлетворяется не в полном объеме. Но открытие новых ведомственных учебных центров требует значительных бюджетных ассигнований. В связи с этим потребность в обучении планируется удовлетворять за счет внедрения новых образовательных технологий и использования внутренних резервов.
— Не все сотрудники могут проходить переподготовку в центрах. Как организуется повышение квалификации на местах, без отрыва от работы? Насколько широко применяются программы дистанционного образования?
— Одним из факторов роста объема оказываемых центрами образовательных услуг является использование дистанционных образовательных технологий. Без отрыва от государственной службы повышение квалификации в ведомственных учебных заведениях проходит ежегодно около 25 тысяч сотрудников ФНС, по очной форме — около пяти тысяч. Использование дистанционных образовательных технологий позволяет оптимизировать государственные расходы на повышение квалификации государственных гражданских служащих и оперативно реагировать на изменение потребностей в обучении.
— Не могу не коснуться такого сложного вопроса, как оптимизация численности служащих налоговых органов. С 1 января 2012 года по 1 января 2013 года планируется сократить 17 390 единиц. Расскажите, как осуществляется сокращение. Предоставляется ли сотрудникам возможность альтернативного трудоустройства? Какие трудности в связи с этим возникают?
— Сокращение персонала всегда является проблемой, поскольку сопровождается не только психологическими затруднениями, но и организационными: необходимо четко соблюдать порядок, установленный законодательством. Этот порядок нами неукоснительно выполняется. При увольнении с гражданской службы в связи с сокращением гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом учитывается возможность использования замещения иной должности гражданской службы в другом государственном органе.
Сохраняется кадровая преемственность, так как особое внимание уделяется бережному отношению к людям и принимаются все меры по сохранению в налоговых органах высококвалифицированных специалистов. Мы ориентируем наши территориальные органы на строгое соблюдение прав и законных интересов гражданских служащих при реализации мероприятий по сокращению предельной численности.
— Одной из задач вашего Управления является профилактика коррупционных и иных правонарушений, связанных с исполнением государственными гражданскими служащими своих служебных обязанностей. Расскажите, каким образом осуществляется эта задача. Какие мероприятия помогают предупредить возможные правонарушения?
— Федеральная налоговая служба имеет многочисленную развернутую структуру территориальных органов (82 управления по субъектам РФ, 18 межрегиональных инспекций и 972 инспекции районного, городского и межрайонного уровней) общей численностью более 150 тысяч человек. Это накладывает свой отпечаток на системность и координирование мероприятий антикоррупционной деятельности.
Сегодня в ФНС России работа по противодействию коррупции ведется на системной основе в соответствии с требованиями федеральных законов «О противодействии коррупции», «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Указа Президента Российской Федерации «О национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции». В Федеральной налоговой службе также разработан ряд нормативных актов по противодействию коррупции. Это План противодействия коррупции в ФНС России, Программа противодействия коррупции в налоговых органах, Концепция собственной безопасности Федеральной налоговой службы и Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих ФНС России.
В настоящее время с учетом новых методик в ФНС России идет работа над проектом методических рекомендаций по выявлению налоговыми органами коррупционных правонарушений. Разрабатываются новые формы и методы выявления признаков коррупционного поведения работников налоговых органов. На системной основе организованы проверки достоверности представляемых гражданами, поступающими на гражданскую службу, а также федеральными государственными гражданскими служащими и членами их семей сведений о доходах и имуществе.
— Еще одна задача Управления кадров — обеспечение собственной безопасности работников налоговых органов в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Скажите, как часто возникает угроза безопасности сотрудников ФНС России при исполнении ими своих обязанностей. Как обеспечивается их безопасность?
— Действительно, при осуществлении мероприятий налогового контроля вне территории инспекции существует угроза безопасности налогового инспектора. Имеются отдельные случаи противоправных действий в отношении сотрудников налоговых органов в связи с исполнением ими служебных обязанностей. В таких случаях требуется оперативная помощь сотрудников органов внутренних дел. Также возникает потребность в оказании оперативного содействия правоохранительных органов. В частности, инспекторам требуется помощь в получении доступа в служебные помещения, проверке документов, находящихся в офисе сотрудников.
В 2011 году 27 процентов выездных проверок (5333 налоговые проверки) проведены с участием сотрудников МВД России. Доначислено 78,5 миллиарда рублей, что в 3,5 раза превышает результативность проверок, проведенных без участия сотрудников полиции. В настоящее время действует базовое соглашение с МВД России о межведомственном взаимодействии, и сотрудники полиции участвуют не только в проведении проверок, но и в других оперативных мероприятиях.
— Согласно Концепции кадровой политики ФНС необходимо уделить внимание привлечению в налоговые органы молодых специалистов. Какие шаги предпринимаются в этом направлении? Как осуществляется адаптация новых сотрудников, их аттестация и обучение?
— Этому вопросу уделяется пристальное внимание. ФНС России непосредственно и с привлечением территориальных органов участвует в ярмарках вакансий ведущих российских вузов, в том числе ВГНА, во время которых мы проводим агитационную работу по привлечению молодых специалистов. В ближайшее время планируется участие в ярмарке вакансий, проводимой ВГНА Минфина России в апреле 2012 года. Аналогичная работа проводится территориальными органами ФНС России.
Более 55 процентов гражданских служащих ФНС — молодые люди в возрасте до 35 лет. Процесс омоложения персонала (в том числе руководящего звена службы и территориальных органов) продолжается. Большие надежды мы возлагаем на организацию целевого приема в вузы молодых людей, ориентированных на дальнейшую работу в системе налоговых органов.
Важным фактором, влияющим на дальнейшую эффективность и успешность работы новых сотрудников, является процесс адаптации, который рассматривается в современном кадровом менеджменте как прямое продолжение процесса подбора персонала. Система адаптации для лиц, впервые принятых на гражданскую службу в налоговые органы, разработана в 2011 году и, как показывают отзывы, получаемые от территориальных органов ФНС России, успешно реализуется на практике.
В числе механизмов, способствующих реализации права федерального государственного гражданского служащего на должностной рост, в налоговых органах активно используется процедура аттестации, которая проводится в целях объективной оценки деятельности служащего, а также проверки его соответствия занимаемой должности и возможности выполнения обязанностей вышестоящей должности. Указанная процедура проводится в строгом соответствии с законодательством — один раз в три года.
В целях достижения федеральными государственными гражданскими служащими налоговых органов наивысших результатов необходимо, чтобы процесс их профессионального развития имел системный характер. Значимую роль тут играет дополнительное профессиональное образование. Успешное получение федеральным служащим дополнительного образования позволит претендовать ему на замещение вышестоящей должности. В ходе обучения расширяются именно те профессиональные знания и навыки, которые востребованы для замещаемой должности. Наличие теоретической базы и практического опыта позволит государственным гражданским служащим стать высококвалифицированными специалистами, способными эффективно решать поставленные перед ними задачи.
Порядок организации дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих налоговых органов в настоящее время существенно изменился и основан на индивидуальных планах профессионального развития, которые в ближайшее время будут в обязательном порядке разработаны всеми гражданскими служащими налоговых органов. Индивидуальный план является документом, который позволит федеральному государственному гражданскому служащему определить свои перспективы при прохождении службы в конкретном налоговом органе.