№4 Апрель 2012 — 15 мая 2012

Необходимое условие

Версия для печати 2805 Материалы по теме
Необходимое условие

Дзгоев
В этом году проходит очередной, уже пятый по счету Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общес­твенными финансами». Этот, пусть пока довольно условный, юбилей стал поводом для разговора с главным редактором журнала «Бюджет» и исполнительным директором конкурса Валерием Дмитриевичем ДЗГОЕВЫМ.

— Валерий Дмитриевич, расскажите немного о том, как возникла идея конкурса.

— Идея провести конкурс для муниципальных образований появилась в 2007 году. Напомню, что 1 января 2006 года вступил в силу новый Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Поскольку местное самоуправление — одна из ключевых тем журнала «Бюджет», представленная в качестве его постоянной руб­рики, мы просто не могли пройти мимо возможности принять участие в оценке текущего опыта муниципальных образований, того, как они в новых условиях работают со своими бюджетами.

Важно, чтобы соответствующий анализ проводило не только государство, но и существовали какие-то общественные механизмы оценки результатов реформ. Участие в конкурсе — это и признак открытости деятельности местных властей, и возможность заявить о себе на федеральном уровне. Через наш журнал победители делятся своим опытом с коллегами со всей страны. Нам приятно осознавать, что мы вносим хотя бы небольшую лепту в то, чтобы — как это записано в миссии конкурса — способствовать повышению качества управления общественными финансами.

Мы говорим об общественном статусе конкурса, но важно понимать, что этот проект не состоялся бы без неоценимой организационной и методологической поддержки Минфина России, в частности Департамента межбюджетных отношений, представителей Госдумы и Совета Федерации, а также наших партнеров из Сообщества финансистов России. То, что идея конкурса была поддержана на таком уровне, на мой взгляд, говорит о его вполне конкретном общегосударственном значении. Безусловно, есть желание, чтобы конкурс постепенно становился шире — как по составу участников, так и по своей тематике. Мы обязательно будем над этим работать совместно с нашими коллегами.

— А есть ли для этого предпосылки? Насколько муниципалам интересно участвовать в конкурсе, который не сулит им каких-либо финансовых выгод?

— Практика показывает, что такой интерес есть. С самого начала идея вызвала живой отклик на местах. Взять хотя бы цифры: за четыре года конкурс собрал около 750 участников. Некоторые муниципальные образования участвуют в нашем конкурсе из года в год. При том что он проводится только среди городских округов и муниципальных районов, нередко звонят и присылают заявки городские, сельские поселения и даже внутригородские муниципальные образования Москвы и Санкт-Петербурга. Увы, мы не можем их рассмотреть: система оценки не «заточена» под поселения. Но мы обязательно подумаем над тем, чтобы расширить круг участников.

— Бросается в глаза, что некоторые муниципальные образования едва ли не каждый год в числе участников, а иногда — и победителей...

— Так и есть. Могу выделить такие города, как Барнаул и Хабаровск, которые каждый год стабильно попадают в число призеров или победителей в номинациях. Есть среди постоянных участников и районы, например Добринский район Липецкой области и Моргаушский район Чувашии были отмечены несколько раз. Но здесь нет никакой необъективности. Весь мой опыт как чиновника, так и главного редактора журнала для бюджетного сектора показывает, что активных всегда меньшинство. И их необходимо всячески поощрять и поддерживать: на то они и передовики. А остальные, если у них есть что показать, обязательно подтянутся.

Кстати, в этом году мы предусмотрели номинацию специально для «отстающих». Мы намерены отметить тех участников конкурса, которые хотя и не могут похвастаться лучшими результатами, но демонстрируют явный прогресс по сравнению с предыдущими годами.

— Помнится, на интернет-форуме журнала «Бюджет» появился чей-то «крик души»: дороги разбиты, территория не благоустроена, а район — в числе победителей в одной из номинаций конкурса. Такое возможно?

— Могу лишь заметить, что это не конкурс на самый благоустроенный город или район. Мы оцениваем качество управления финансами, то есть теми подчас совсем скромными (особенно если вести речь о дорогах) ресурсами, которыми располагает муниципалитет. К тому же результаты этой важнейшей работы сказываются на облике территории далеко не сразу. Грамотный финансовый менеджмент — необходимое, но, увы, недостаточное условие для процветания муниципального образования.

— Что же принимает во внимание конкурсная комиссия?

— Перед прошлогодним конкурсом система оценки была существенно переработана. К предыдущей ее модели были определенные претензии — как у участников, так и у самих организаторов. К тому же пришло время учесть актуальные задачи, стоящие перед фин­органами в рамках Закона № 83-ФЗ и процесса повышения эффективности бюджетных расходов. Благодаря нашим коллегам из Министерства финансов это удалось сделать.

Сейчас мы стараемся идти в русле тех подходов, которые Минфин России использует при оценке деятельности субъектов Федерации, в том числе работы регионов по повышению эффективности бюджетных расходов. Многие из этих подходов легко применимы к муниципальным образованиям. Например, показатели, характеризующие сбалансированность местных бюджетов (дефицит, объем долга и т. д.). Или индикаторы, отражающие внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов власти, а также темпы реорганизации бюджетной сети. Так, мы оцениваем долю расходов местного бюджета, формируемых в рамках программ, удельный вес расходов бюджета муниципального образования на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в соответствии с муниципальным заданием в общем объеме расходов бюджета и многое другое.

Ну и, разумеется, мы используем традиционные показатели, характеризующие качество бюджетного планирования и исполнения бюджета, соблюдение бюджетного законодательства. Есть и небольшой раздел оценки, посвященный кадровой политике местных администраций.

Немало показателей связано с темой открытости и публичности деятельности местных властей по управлению финансами. По-настоящему передовые муниципальные образования должны иметь сайт с функцией обратной связи с потребителями муниципальных услуг, изучать мнение населения о качестве оказания муниципальных услуг в соответствии с установленным в муниципальном образовании порядком, публиковать в СМИ или Интернете данные мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств. Не говоря уже о том, что на официальных сайтах органов местного само­управления должны размещаться решение о бюджете, годовой отчет о его исполнении и результатах деятельности финансового органа за отчетный финансовый год. Всего система оценки использует около 60 показателей.

— Как вы можете оценить уровень участников предыдущих конкурсов? Соответствуют ли они всем этим требованиям?

— Думаю, коллеги по конкурсной комиссии согласятся со мной, если я скажу, что результаты, демонстрируемые большинством наших конкурсантов, вселяют оптимизм. Конечно, повторюсь, участники конкурса — это вполне определенный срез местного самоуправления — самые активные, подготовленные, уверенные в своих силах. Согласитесь, абсолютно добровольно готовить довольно серьезный массив информации для участия в общественном конкурсе станет не каждый. И то, что их так много, поначалу стало для организаторов определенным сюрпризом.

— Каждый год одновременно с обнародованием результатов конкурса проводится муниципальная конференция. Что на ней обсуждается?

— Конференция, приуроченная к объявлению итогов конкурса, стала уже традиционной. На ней мы, как правило, уделяем основное внимание проблемам межбюджетных отношений, изменениям в налоговом законодательстве, актуальным задачам, стоящим перед местными финорганами в рамках их непосредственной деятельности. Но конференция развивается вместе с конкурсом, и в этом году мы планируем расширить спектр обсуждаемых вопросов, в частности обсудить острейшую тему текущего состояния земельных отношений на местном уровне. Так что уверен: конференция будет интересна далеко не только конкурсантам, но и всем финансистам и руководителям местных администраций.

Поделиться