Мы слышим буквально каждый день: «Парк автомобилей изношен на 70, 80, 90%!», «У автопредприятий денег на обновление парка нет!» И только на лизинг, как на волшебника, устремлены взоры автомобилистов. Насколько оправданны ожидания? Первое разочарование ожидает тех, кто к лизингу относит продажу в рассрочку. Например, покупатель платит 15-20% от стоимости машины, а остальное — скажем, за три-четыре года, плюс проценты за фактически предоставленный кредит (допустим, 12-13% годовых). Но это не лизинг. Налоговая инспекция не даст вам ожидаемых льгот по налогообложению, если вам нужны именно льготы. Поскольку есть только две стороны — продавец и покупатель, а ГК РФ и федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» от 29 октября 1998 г. №164-ФЗ называет три стороны: лизингодатель, который приобретает в собственность указанное; а также лизингополучатель имущества у определенного им продавца. Второй важный признак — это переход прав собственности.
Лизинг относится к форме инвестиций в средства производства на основе финансовой аренды — предоставление лизингополучателю имущества за плату во временное владение и пользование. Итак, собственником остается лизингодатель, в то время как при продаже в рассрочку, как правило, собственником становится покупатель.
История лизинга и современность
Идеи лизинга находят даже у Аристотеля, и вообще на протяжении всей истории развития человечества можно обнаружить по сути лизинговые сделки, которые касались чего угодно — от средств производства до вооружений. Можно найти признаки лизинга при изготовлении и использовании даже троянского коня. То есть, идея стара как мир. Первая серьезная попытка дать льготы лизингу в современной России — это «Закон о лизинге», который в редакции от 29 октября 1988 г. представлял утопическую мечту одновременно и лизингодателей, и лизингополучателей: первые якобы получали беспрецедентные возможности по защите своих прав, а вторые — налоговые льготы, включая выплату таможенных платежей в рассрочку в те же сроки, что и в договоре финансового лизинга. Противоречия с другими законодательными актами только запутали потенциальных участников лизинга, и закон до января 2002 г. оставался документом «сомнительной ценности», фактической рекомендацией избегать лизинговых сделок из-за непредсказуемости налоговой и правовой базы. В некоторых странах (например, в Швеции) уже пришли к тому, что для государства и общества в целом нет необходимости стимулировать обновление основных средств за счет исключительно финансового лизинга, и инвестиции приветствуются в любой форме. В Российской Федерации лизинг пока имеет преимущественное положение, и тенденция эта усиливается. Следовательно, надо знать этот продукт и правильно его использовать.
Льготы, стимулирующие лизинг
Чаще всего под льготами подразумевают уменьшение налогооблагаемой прибыли на величину лизинговых платежей. Это и так, и не совсем так. При продаже в рассрочку налогооблагаемая прибыль изменяется на ту же самую величину, равную стоимости оборудования. Разница во времени — 40 месяцев и 10 лет. Ускоренная амортизация позволяет делать это в три раза быстрее. Остальные льготы надо рассматривать индивидуально. Хотя те, кто показывают мизерную прибыль, отнесутся и к льготе по прибыли скептически, если, к примеру, годовая прибыль меньше 1/3 стоимости машины. Для некоторых могут оказаться привлекательными такие стороны, как: — возможность производить лизинговые платежи с транзитного счета, — возможность заявлять режим временного ввоза, — экономить на налоге на имущество (все-таки 2% от стоимости оборудования) при международном лизинге — например, с лизингодателем из Голландии. Возможность этой льготы определяется соответствующим договором об избежании двойного налогообложения. Режим временного ввоза может дать существенную экономию при международном лизинге, если удастся получить разрешение на срок 34 месяца. Тогда государство фактически предоставляет беспроцентный кредит на 34 месяца на выплату таможенных платежей. Кроме того, при этом облегчается зачет НДС. Однако прозрачной процедуры временного ввоза просто нет. Это прерогатива ГТК и рассматривается индивидуально. Могут отказать без объяснений, и судебное обжалование невозможно. Существует процедура подачи заявлений для членов АСМАП, включающая ходатайство от ассоциации, но результат не гарантируется.
Основные проблемы лизинга сегодня
Проблемы, как и преимущества, находятся в плоскости налогообложения. Например, при международном лизинге — это двойной НДС. НДС начисляется как на стоимость импортируемого оборудования, так и на лизинговые платежи. Если НДС, уплаченный при ввозе в РФ, подлежит вычету, то НДС на лизинговые платежи удерживается лизингодателем как налоговым агентом и вычету не подлежит, т.к. плательщиком налога является лизингодатель-нерезидент. Исключение — лизинг наземных автотранспортных средств, т.к. в этом случае услуга считается предоставленной вне территории РФ (ст. 148 НК РФ) в отношении НДС только! Это означает, что международный лизинг товаров, не упомянутых как исключение в этой статье, практически экономически нецелесообразен, и можно говорить только о лизинге внутри страны. Включение процентов в таможенную стоимость происходит со ссылкой на статью 19д закона РФ от 21 мая 1993 г. №5003-I «О таможенном тарифе» как «части прямого или косвенного дохода продавца от использования оцениваемых товаров на территории Российской Федерации». Некоторым удается доказать разницу между лизингодателем и продавцом и существенно уменьшить величину пошлины и НДС. Так, при лизинге на 4 года может добавиться около 20% к стоимости, что для перевозчика, в конечном счете, на один автопоезд (тягач + тентовый полуприцеп) означает: более тысячи евро увеличение пошлины, как дополнительные потери; и более 4 тыс. евро НДС, выводимых из оборота на 1-4 месяца. НДС должен платить только лизингополучатель, в то время как таможенную пошлину при международном лизинге может уплатить из-за границы и лизингодатель. Если же последний уплатит и НДС, то наш перевозчик просто потеряет 20% стоимости. Остается идти в банк и брать кредит на эти 20% под высокий процент. Внутренний лизинг, на первый взгляд, лишен этих дефектов, поскольку: — лизинговая компания покупает оборудование за 100% оплату до поставки; — НДС, уплачиваемый лизинговой компанией-резидентом, подлежит вычету или возврату; — проценты начисляются с момента получения оборудования в Российской Федерации, оборудования, прошедшего таможенную очистку и практически готового к эксплуатации. Однако есть и другие менее приятные нюансы внутреннего лизинга: — включение в лизинговые платежи налога на имущество и других обязательных платежей — например, с владельцев транспортных средств (ожидается увеличение, чтобы компенсировать отменяемый с 2003 г. оборотный налог); — начисление НДС и на налоги; — лизингодатель при учете рисков должен принимать во внимание уплату НДС на списываемую дебиторскую задолженность. Если при международном лизинге проценты насчитываются только на неоплаченную стоимость оборудования, то при внутреннем — на неоплаченную стоимость плюс НДС на те платежи, которые проведены как дебиторская задолженность.
Параметры лизинговой сделки
Как оценить предлагаемые вам условия, и из чего исходят лизингодатели. Авансовый платеж. Лизингодатель, как и любая финансовая компания, заинтересован в увеличении своего портфеля, размер которого определяют его доходы. Почему же лизингодатели требуют авансового платежа и, зачастую, весьма уменьшая свои доходы? Прежде всего, чтобы обеспечить разницу между рыночной ценой и неоплаченной стоимостью (балансовой стоимостью по бухгалтерии лизингодателя). Эта разница призвана дать достаточный временной интервал для изъятия предмета лизинга при неуплате лизинговых платежей (обычно двух), покрытия затрат на судебные издержки и затрат на доставку назад в распоряжение лизингодателя и предпродажную подготовку для последующей реализации. Как правило, законы конкуренции не позволяют зарабатывать на изъятии, поэтому запас здесь минимальный, чтобы выйти с минимальными потерями, и может стать даже отрицательным при существенном изменении конъюнктуры цен или обменных курсов. На диаграмме предусмотрен почти год между дефолтом и реализацией предмета лизинга на вторичном рынке, что в общем соответствует реальному положению вещей в России. На Западе, где вся мощь государственной власти направлена на то, чтобы защитить права собственника, можно решить вопрос возврата и последующей реализации в течение месяца — двух, следовательно и авансовый платеж уменьшается до размера обычного лизингового платежа, т.е. в пределах 3-5% от стоимости оборудования. Увеличение авансового платежа ведет к снижению риска и, при прочих равных условиях, может дать возможность снизить рисковую премию и, в конечном счете, величину процентов.
Размеры лизинговых платежей и сравнительный анализ предложений
Предложение лизингодателя, как правило, состоит из величины первоначального платежа и последующих лизинговых платежей. Например, за финансовый лизинг тягача с прицепом в течение 4 лет предлагается заплатить 30 тыс. евро до поставки и затем ежемесячно 1849 евро. Как оценить предложение? За этими цифрами стоят: А. Стоимость выбранного потребителем оборудования (в данном случае 100 000 евро) + расходы по поставке, страхованию, организации сделки и налоги и пошлины, уплачиваемые лизингодателем; Б. Проценты, состоящие из стоимости привлеченных или собственных денежных ресурсов и рисковых премий, покрывающих коммерческий и политический риск (в данном случае — 12% годовых). Часто лизингодатель берет кредит под проценты, рассчитываемые его банком по так называемому международному методу, когда год условно состоит из 360 дней, но проценты начисляются за каждый фактический день кредита и месячный платеж соответственно равен 1 849 евро. Метод равных лизинговых платежей, или аннуитетов, наиболее удобный для лизингополучателя для сравнения их с платежным потенциалом и впоследствии для оплаты. При этом стоимость оборудования делится на «n» неравных частей так, чтобы, прибавив проценты, получить равные лизинговые платежи. Но во многих случаях лизингодатель не удовлетворен замедленной выплатой стоимости оборудования и предпочитает делить эту стоимость на «n» равных частей, что после прибавления процентов приводит к постепенно уменьшающимся платежам от 2 181 до 1 489 евро (для приведенных выше исходных данных). Ускоренная выплата приводит к некоторой экономии на процентах: за 48 месяцев лизинга лизингодатель заплатит 17 385 евро как проценты, вместо 18 757 при аннуитетных платежах. Эти примеры относятся к международному лизингу. При внутреннем лизингодатель должен учесть риск на НДС, который при дефолте лизингодателя и полной гибели предмета лизинга он должен платить в бюджет при списании дебиторской задолженности. Это может быть учтено путем начисления процентов на стоимость оборудования. Таким образом, при аннуитетном методе платежи увеличиваются на 85 евро в месяц. Сравнивая различные конкурирующие предложения, необходимо прежде всего привести их к одинаковому формату. Например, уравнять первоначальный платеж и пакет услуг (страхование, базис поставки) и сравнивать последующие платежи. Однако и этого недостаточно для объективного заключения. Большое значение имеет стоимость предмета на вторичном рынке при получении его в собственность после лизинга. Сравнение отдельно взятых параметров полезно, но может привести к неверному заключению. Так, распространенный «коэффициент удорожания сделки» — отношение процентов к стоимости оборудования — не учитывает ряд моментов и, например, как показано выше, даст лизингополучателю совет предпочесть уменьшающиеся лизинговые платежи аннуитетным. То же можно сказать и о первоначальной цене оборудования, которая должна рассматриваться вместе с прогнозом цены на последний день лизинга и процентами, т.е. практически только план платежей и репутация предмета лизинга его производителя на вторичном рынке могут дать достаточную информацию для принятия решения. Ну и, конечно, верная самооценка кредитоспособности. При лизинге обеспечением сделки является сам предмет лизинга. В силу этого лизингодателю не требуется дополнительного обеспечения или гарантий. При этом сам предмет лизинга должен быть застрахован, что является обязательным требованием, выдвигаемым лизингодателем при большинстве лизинговых сделок. Требование обязательного страхования предмета лизинга логично и вытекает из стоящей перед лизингодателем необходимости защитить свои имущественные интересы от рисков, возникающих при использовании предмета лизинга лизингополучателем, а также рисков, которые условно можно определить как риски внешней среды эксплуатации предмета лизинга. Являясь в большинстве случаев одним из определяющих требований лизингодателя при заключении лизинговой сделки, страхование может быть реализовано двумя способами, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки. Можно утверждать, что в большинстве случаев лизингодатель самостоятельно страхует предмет лизинга, включая стоимость страхования в цену предмета лизинга.
При этом стоимость страхования выплачивается лизингополучателем как часть каждого лизингового платежа и не требует значительных единовременных затрат на оплату страховой премии. Можно сказать, что техника, которую использует лизингополучатель, фактически страхуется для него в кредит. Обычно страховые компании предоставляют лизингодателям страховые тарифы и условия страхования более выгодные, чем рядовым клиентам. В случае оплаты страхования лизингодателем, это преимущество переходит и на лизингополучателя. Однако у данной схемы есть и оборотная сторона. За возможность страховаться в кредит лизингополучатель платит лизингодателю проценты за финансирование. Лизингополучателю приходится также платить дополнительный НДС на страховые премии, включенные в состав лизингового платежа. По законодательству, суммы страховых премий, выплачиваемых страховой компании страхователем, НДС не облагаются. Но правило это действует только тогда, когда лизингополучатель страхуется самостоятельно. Когда же это делает за него лизингодатель, взимая стоимость страхования через включение ее в цену предмета лизинга, оплаты дополнительного НДС на страховые премии не избежать. Другой вариант, когда лизингополучатель самостоятельно страхует предмет лизинга. При этом он заключает договор страхования со страховой компанией, по которому выгодоприобретателем, в случаях полной конструктивной гибели и кражи предмета лизинга, является лизингодатель. В этом случае страховая премия полностью выплачивается страховой компании до поставки, но зато лизингополучатель экономит на процентах за финансирование и не платит дополнительного НДС. Применяемые виды страхования могут различаться в зависимости от особенностей эксплуатации предмета лизинга. Так, техника, эксплуатируемая на дорогах общего пользования, страхуется на условиях АВТОКАСКО (утрата или повреждение предмета лизинга в результате кражи, дорожно-транспортного повреждения, пожара, стихийного бедствия, противоправных действий третьих лиц) плюс покрытие от ущерба третьим лицам. Строительная техника, а также карьерные самосвалы чаще всего страхуются как имущество, что существенно дешевле. При этом предполагается, что от одного места использования до другого такая техника будет перевозиться как груз на платформе. Говоря о страховании при лизинговых сделках, надо подчеркнуть, что подбор страховой компании-партнера является очень важным вопросом для лизингодателя. Иногда между лизингодателем и лизингополучателем возникает недопонимание по поводу выбора страховой компании. Лизингополучатель склонен предлагать лизингодателю свою кандидатуру на роль страховщика лизинговой сделки. Как правило, это страховая компания, с которой у него сложились долгие отношения и в которой он страхует свой парк. Однако предложенная компания может совершенно не устраивать лизингодателя. И вот почему. По данным Госреестра Минфина РФ, в 2001 г. в России было зарегистрировано 1350 страховых компаний. Причем разница в показателях привлеченных активов и собственного капитала между лидерами и аутсайдерами достигает сотен и тысяч раз. Страхование автотранспорта — один из самых рискованных видов страховой деятельности. Список страховых компаний, которые разорились, привлекая клиентов неоправданно низкими тарифами, очень длинный. Все это обусловливает жесткие критерии отбора страховой компании, предъявляемые лизингодателем. Финансовое состояние такой компании не должно вызывать ни малейшего опасения. Предлагаемые условия страхования должны быть приемлемы и согласованы с лизингодателем. Должна быть 100-процентная уверенность в оплате при возникновении страхового случая. На сегодняшний день лишь ограниченное число страховых компаний — лидеров рынка — удовлетворяют данным критериям.
А. ШИЧАНИН, региональный менеджер «ВФС-Восток»
Журнал «Бюджет» №1 январь 2004 г.
Лизинг относится к форме инвестиций в средства производства на основе финансовой аренды — предоставление лизингополучателю имущества за плату во временное владение и пользование. Итак, собственником остается лизингодатель, в то время как при продаже в рассрочку, как правило, собственником становится покупатель.
История лизинга и современность
Идеи лизинга находят даже у Аристотеля, и вообще на протяжении всей истории развития человечества можно обнаружить по сути лизинговые сделки, которые касались чего угодно — от средств производства до вооружений. Можно найти признаки лизинга при изготовлении и использовании даже троянского коня. То есть, идея стара как мир. Первая серьезная попытка дать льготы лизингу в современной России — это «Закон о лизинге», который в редакции от 29 октября 1988 г. представлял утопическую мечту одновременно и лизингодателей, и лизингополучателей: первые якобы получали беспрецедентные возможности по защите своих прав, а вторые — налоговые льготы, включая выплату таможенных платежей в рассрочку в те же сроки, что и в договоре финансового лизинга. Противоречия с другими законодательными актами только запутали потенциальных участников лизинга, и закон до января 2002 г. оставался документом «сомнительной ценности», фактической рекомендацией избегать лизинговых сделок из-за непредсказуемости налоговой и правовой базы. В некоторых странах (например, в Швеции) уже пришли к тому, что для государства и общества в целом нет необходимости стимулировать обновление основных средств за счет исключительно финансового лизинга, и инвестиции приветствуются в любой форме. В Российской Федерации лизинг пока имеет преимущественное положение, и тенденция эта усиливается. Следовательно, надо знать этот продукт и правильно его использовать.
Льготы, стимулирующие лизинг
Чаще всего под льготами подразумевают уменьшение налогооблагаемой прибыли на величину лизинговых платежей. Это и так, и не совсем так. При продаже в рассрочку налогооблагаемая прибыль изменяется на ту же самую величину, равную стоимости оборудования. Разница во времени — 40 месяцев и 10 лет. Ускоренная амортизация позволяет делать это в три раза быстрее. Остальные льготы надо рассматривать индивидуально. Хотя те, кто показывают мизерную прибыль, отнесутся и к льготе по прибыли скептически, если, к примеру, годовая прибыль меньше 1/3 стоимости машины. Для некоторых могут оказаться привлекательными такие стороны, как: — возможность производить лизинговые платежи с транзитного счета, — возможность заявлять режим временного ввоза, — экономить на налоге на имущество (все-таки 2% от стоимости оборудования) при международном лизинге — например, с лизингодателем из Голландии. Возможность этой льготы определяется соответствующим договором об избежании двойного налогообложения. Режим временного ввоза может дать существенную экономию при международном лизинге, если удастся получить разрешение на срок 34 месяца. Тогда государство фактически предоставляет беспроцентный кредит на 34 месяца на выплату таможенных платежей. Кроме того, при этом облегчается зачет НДС. Однако прозрачной процедуры временного ввоза просто нет. Это прерогатива ГТК и рассматривается индивидуально. Могут отказать без объяснений, и судебное обжалование невозможно. Существует процедура подачи заявлений для членов АСМАП, включающая ходатайство от ассоциации, но результат не гарантируется.
Основные проблемы лизинга сегодня
Проблемы, как и преимущества, находятся в плоскости налогообложения. Например, при международном лизинге — это двойной НДС. НДС начисляется как на стоимость импортируемого оборудования, так и на лизинговые платежи. Если НДС, уплаченный при ввозе в РФ, подлежит вычету, то НДС на лизинговые платежи удерживается лизингодателем как налоговым агентом и вычету не подлежит, т.к. плательщиком налога является лизингодатель-нерезидент. Исключение — лизинг наземных автотранспортных средств, т.к. в этом случае услуга считается предоставленной вне территории РФ (ст. 148 НК РФ) в отношении НДС только! Это означает, что международный лизинг товаров, не упомянутых как исключение в этой статье, практически экономически нецелесообразен, и можно говорить только о лизинге внутри страны. Включение процентов в таможенную стоимость происходит со ссылкой на статью 19д закона РФ от 21 мая 1993 г. №5003-I «О таможенном тарифе» как «части прямого или косвенного дохода продавца от использования оцениваемых товаров на территории Российской Федерации». Некоторым удается доказать разницу между лизингодателем и продавцом и существенно уменьшить величину пошлины и НДС. Так, при лизинге на 4 года может добавиться около 20% к стоимости, что для перевозчика, в конечном счете, на один автопоезд (тягач + тентовый полуприцеп) означает: более тысячи евро увеличение пошлины, как дополнительные потери; и более 4 тыс. евро НДС, выводимых из оборота на 1-4 месяца. НДС должен платить только лизингополучатель, в то время как таможенную пошлину при международном лизинге может уплатить из-за границы и лизингодатель. Если же последний уплатит и НДС, то наш перевозчик просто потеряет 20% стоимости. Остается идти в банк и брать кредит на эти 20% под высокий процент. Внутренний лизинг, на первый взгляд, лишен этих дефектов, поскольку: — лизинговая компания покупает оборудование за 100% оплату до поставки; — НДС, уплачиваемый лизинговой компанией-резидентом, подлежит вычету или возврату; — проценты начисляются с момента получения оборудования в Российской Федерации, оборудования, прошедшего таможенную очистку и практически готового к эксплуатации. Однако есть и другие менее приятные нюансы внутреннего лизинга: — включение в лизинговые платежи налога на имущество и других обязательных платежей — например, с владельцев транспортных средств (ожидается увеличение, чтобы компенсировать отменяемый с 2003 г. оборотный налог); — начисление НДС и на налоги; — лизингодатель при учете рисков должен принимать во внимание уплату НДС на списываемую дебиторскую задолженность. Если при международном лизинге проценты насчитываются только на неоплаченную стоимость оборудования, то при внутреннем — на неоплаченную стоимость плюс НДС на те платежи, которые проведены как дебиторская задолженность.
Параметры лизинговой сделки
Как оценить предлагаемые вам условия, и из чего исходят лизингодатели. Авансовый платеж. Лизингодатель, как и любая финансовая компания, заинтересован в увеличении своего портфеля, размер которого определяют его доходы. Почему же лизингодатели требуют авансового платежа и, зачастую, весьма уменьшая свои доходы? Прежде всего, чтобы обеспечить разницу между рыночной ценой и неоплаченной стоимостью (балансовой стоимостью по бухгалтерии лизингодателя). Эта разница призвана дать достаточный временной интервал для изъятия предмета лизинга при неуплате лизинговых платежей (обычно двух), покрытия затрат на судебные издержки и затрат на доставку назад в распоряжение лизингодателя и предпродажную подготовку для последующей реализации. Как правило, законы конкуренции не позволяют зарабатывать на изъятии, поэтому запас здесь минимальный, чтобы выйти с минимальными потерями, и может стать даже отрицательным при существенном изменении конъюнктуры цен или обменных курсов. На диаграмме предусмотрен почти год между дефолтом и реализацией предмета лизинга на вторичном рынке, что в общем соответствует реальному положению вещей в России. На Западе, где вся мощь государственной власти направлена на то, чтобы защитить права собственника, можно решить вопрос возврата и последующей реализации в течение месяца — двух, следовательно и авансовый платеж уменьшается до размера обычного лизингового платежа, т.е. в пределах 3-5% от стоимости оборудования. Увеличение авансового платежа ведет к снижению риска и, при прочих равных условиях, может дать возможность снизить рисковую премию и, в конечном счете, величину процентов.
Размеры лизинговых платежей и сравнительный анализ предложений
Предложение лизингодателя, как правило, состоит из величины первоначального платежа и последующих лизинговых платежей. Например, за финансовый лизинг тягача с прицепом в течение 4 лет предлагается заплатить 30 тыс. евро до поставки и затем ежемесячно 1849 евро. Как оценить предложение? За этими цифрами стоят: А. Стоимость выбранного потребителем оборудования (в данном случае 100 000 евро) + расходы по поставке, страхованию, организации сделки и налоги и пошлины, уплачиваемые лизингодателем; Б. Проценты, состоящие из стоимости привлеченных или собственных денежных ресурсов и рисковых премий, покрывающих коммерческий и политический риск (в данном случае — 12% годовых). Часто лизингодатель берет кредит под проценты, рассчитываемые его банком по так называемому международному методу, когда год условно состоит из 360 дней, но проценты начисляются за каждый фактический день кредита и месячный платеж соответственно равен 1 849 евро. Метод равных лизинговых платежей, или аннуитетов, наиболее удобный для лизингополучателя для сравнения их с платежным потенциалом и впоследствии для оплаты. При этом стоимость оборудования делится на «n» неравных частей так, чтобы, прибавив проценты, получить равные лизинговые платежи. Но во многих случаях лизингодатель не удовлетворен замедленной выплатой стоимости оборудования и предпочитает делить эту стоимость на «n» равных частей, что после прибавления процентов приводит к постепенно уменьшающимся платежам от 2 181 до 1 489 евро (для приведенных выше исходных данных). Ускоренная выплата приводит к некоторой экономии на процентах: за 48 месяцев лизинга лизингодатель заплатит 17 385 евро как проценты, вместо 18 757 при аннуитетных платежах. Эти примеры относятся к международному лизингу. При внутреннем лизингодатель должен учесть риск на НДС, который при дефолте лизингодателя и полной гибели предмета лизинга он должен платить в бюджет при списании дебиторской задолженности. Это может быть учтено путем начисления процентов на стоимость оборудования. Таким образом, при аннуитетном методе платежи увеличиваются на 85 евро в месяц. Сравнивая различные конкурирующие предложения, необходимо прежде всего привести их к одинаковому формату. Например, уравнять первоначальный платеж и пакет услуг (страхование, базис поставки) и сравнивать последующие платежи. Однако и этого недостаточно для объективного заключения. Большое значение имеет стоимость предмета на вторичном рынке при получении его в собственность после лизинга. Сравнение отдельно взятых параметров полезно, но может привести к неверному заключению. Так, распространенный «коэффициент удорожания сделки» — отношение процентов к стоимости оборудования — не учитывает ряд моментов и, например, как показано выше, даст лизингополучателю совет предпочесть уменьшающиеся лизинговые платежи аннуитетным. То же можно сказать и о первоначальной цене оборудования, которая должна рассматриваться вместе с прогнозом цены на последний день лизинга и процентами, т.е. практически только план платежей и репутация предмета лизинга его производителя на вторичном рынке могут дать достаточную информацию для принятия решения. Ну и, конечно, верная самооценка кредитоспособности. При лизинге обеспечением сделки является сам предмет лизинга. В силу этого лизингодателю не требуется дополнительного обеспечения или гарантий. При этом сам предмет лизинга должен быть застрахован, что является обязательным требованием, выдвигаемым лизингодателем при большинстве лизинговых сделок. Требование обязательного страхования предмета лизинга логично и вытекает из стоящей перед лизингодателем необходимости защитить свои имущественные интересы от рисков, возникающих при использовании предмета лизинга лизингополучателем, а также рисков, которые условно можно определить как риски внешней среды эксплуатации предмета лизинга. Являясь в большинстве случаев одним из определяющих требований лизингодателя при заключении лизинговой сделки, страхование может быть реализовано двумя способами, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки. Можно утверждать, что в большинстве случаев лизингодатель самостоятельно страхует предмет лизинга, включая стоимость страхования в цену предмета лизинга.
При этом стоимость страхования выплачивается лизингополучателем как часть каждого лизингового платежа и не требует значительных единовременных затрат на оплату страховой премии. Можно сказать, что техника, которую использует лизингополучатель, фактически страхуется для него в кредит. Обычно страховые компании предоставляют лизингодателям страховые тарифы и условия страхования более выгодные, чем рядовым клиентам. В случае оплаты страхования лизингодателем, это преимущество переходит и на лизингополучателя. Однако у данной схемы есть и оборотная сторона. За возможность страховаться в кредит лизингополучатель платит лизингодателю проценты за финансирование. Лизингополучателю приходится также платить дополнительный НДС на страховые премии, включенные в состав лизингового платежа. По законодательству, суммы страховых премий, выплачиваемых страховой компании страхователем, НДС не облагаются. Но правило это действует только тогда, когда лизингополучатель страхуется самостоятельно. Когда же это делает за него лизингодатель, взимая стоимость страхования через включение ее в цену предмета лизинга, оплаты дополнительного НДС на страховые премии не избежать. Другой вариант, когда лизингополучатель самостоятельно страхует предмет лизинга. При этом он заключает договор страхования со страховой компанией, по которому выгодоприобретателем, в случаях полной конструктивной гибели и кражи предмета лизинга, является лизингодатель. В этом случае страховая премия полностью выплачивается страховой компании до поставки, но зато лизингополучатель экономит на процентах за финансирование и не платит дополнительного НДС. Применяемые виды страхования могут различаться в зависимости от особенностей эксплуатации предмета лизинга. Так, техника, эксплуатируемая на дорогах общего пользования, страхуется на условиях АВТОКАСКО (утрата или повреждение предмета лизинга в результате кражи, дорожно-транспортного повреждения, пожара, стихийного бедствия, противоправных действий третьих лиц) плюс покрытие от ущерба третьим лицам. Строительная техника, а также карьерные самосвалы чаще всего страхуются как имущество, что существенно дешевле. При этом предполагается, что от одного места использования до другого такая техника будет перевозиться как груз на платформе. Говоря о страховании при лизинговых сделках, надо подчеркнуть, что подбор страховой компании-партнера является очень важным вопросом для лизингодателя. Иногда между лизингодателем и лизингополучателем возникает недопонимание по поводу выбора страховой компании. Лизингополучатель склонен предлагать лизингодателю свою кандидатуру на роль страховщика лизинговой сделки. Как правило, это страховая компания, с которой у него сложились долгие отношения и в которой он страхует свой парк. Однако предложенная компания может совершенно не устраивать лизингодателя. И вот почему. По данным Госреестра Минфина РФ, в 2001 г. в России было зарегистрировано 1350 страховых компаний. Причем разница в показателях привлеченных активов и собственного капитала между лидерами и аутсайдерами достигает сотен и тысяч раз. Страхование автотранспорта — один из самых рискованных видов страховой деятельности. Список страховых компаний, которые разорились, привлекая клиентов неоправданно низкими тарифами, очень длинный. Все это обусловливает жесткие критерии отбора страховой компании, предъявляемые лизингодателем. Финансовое состояние такой компании не должно вызывать ни малейшего опасения. Предлагаемые условия страхования должны быть приемлемы и согласованы с лизингодателем. Должна быть 100-процентная уверенность в оплате при возникновении страхового случая. На сегодняшний день лишь ограниченное число страховых компаний — лидеров рынка — удовлетворяют данным критериям.
А. ШИЧАНИН, региональный менеджер «ВФС-Восток»
Журнал «Бюджет» №1 январь 2004 г.