Свой первый зарубежный визит в наступившем 2004 году президент РФ Владимир Путин совершил в Республику Казахстан.
Россию и Казахстан связывают традиционно партнерские отношения. Оба государства активно сотрудничают в рамках целого ряда международных структур: Евр-азиатского экономического сообщества, Организации Договора о коллективной безопасности, «Шанхайской шестерки». Именно по инициативе России и Казахстана в минувшем году было заключено соглашение о едином экономическом пространстве России, Украины, Казахстана и Белоруссии.
На протяжении последних лет руководители Казахстана и России неоднократно встречались, обсуждая актуальные вопросы как двусторонних отношений, так и международной политики. 9 января Владимир Путин прибыл в новую столицу Казахстана — Астану, где провел переговоры с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым.
В столичном Конгресс-холле Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев торжественно объявили об открытии Года России в Казахстане.
Однако главной целью визита было не только участие в торжественном мероприятии. В ходе рабочих переговоров президенты России и Казахстана постарались к взаимной выгоде разрешить ряд вопросов двусторонних отношений наших государств. По итогам переговоров был подписан целый пакет соглашений о сотрудничестве России и Казахстана в различных сферах.
Но, пожалуй, самым важным из вопросов двусторонних отношений стал вопрос об аренде космодрома «Байконур». Ведь в соответствии с соглашениями, подписанными в 1994 г., срок аренды космодрома Россией истекал в 2014 г.
И вот 9 января с.г. Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев от имени своих государств подписали новое соглашение, по которому «Байконур» будет находиться под российской арендой до 2050 г. При этом российской стороне удалось добиться сохранения прежней суммы оплаты аренды — 115 млн долл. в год. Таким образом, Россия и Казахстан «решили проблему прошлого поколения», заявил Нурсултан Назарбаев на пресс-конференции по итогам переговоров.
Сотрудничество в космической сфере представляется весьма перспективным и для Казахстана, и для России. В качестве конкретного примера можно взять создание на базе российского комплекса «Ангара» ракетно-космического комплекса «Байтерек». Если Казахстан примет участие в этом проекте, то доходы от запусков, произведенных с комплекса «Байтерек», будут делиться между двумя нашими странами. Казахстан такую готовность уже подтвердил, предлагая сумму в 200 млн долл. — именно столько нужно для строительства самой базы комплекса — без инфраструктуры и ракет-носителей.
На встрече с журналистами Нурсултан Назарбаев заявил, что высоко оценивает уровень сотрудничества между нашими странами. По его словам, товарооборот между Россией и Казахстаном в 2003 г. увеличился на 30% по сравнению с 2002 г. и составил около 5,5 млрд долл.
Особенно преуспели в этом приграничные регионы государств, на долю которых приходится более 60% общего товарооборота.
В своих выступлениях, посвященных итогам переговоров, оба президента затронули и тему реализации соглашений о создании Единого экономического пространства (ЕЭП).
Владимир Путин особо упомянул интеграционные приоритеты, которых придерживаются Россия и Казахстан, в том числе укрепление единого экономического пространства России, Казахстана, Белоруссии и Украины, и пожелал «мира и благополучия гражданам обоих государств, а российско-казахстанскому стратегическому партнерству — новых успехов». Впрочем, как российские, так и казахстанские должностные лица считают, что в случае, если и Украина и Белоруссия воздержатся от активного участия в реализации соглашений о ЕЭП, даже двусторонний российско-казахстанский формат будет выгоден обеим странам. По мнению министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа, они имеют гораздо больше шансов на реализацию, поскольку у России и Казахстана одинаковые темпы экономического роста и схожие взгляды на пути и методы решения возникающих проблем. Со своей стороны, глава МИД Казахстана Касымжомат Токаев отметил, что современные международные отношения — это фактически борьба за внешние рынки. Естественно, это касается и Казахстана, имеющего огромную, но малонаселенную территорию и рынок, понятно, не такой емкий, как в России. Поэтому Казахстан остро нуждается в выходе на международные торговые площадки ,и прежде всего в Россию. Наличие единого экономического пространства с Россией и обеспечивает такой выход для Казахстана. Владимир Путин также высказался за создание инвестиционного банка с активным участием российского и казахстанского капиталов.
По его мнению, такой механизм может быть создан на базе Межгосбанка СНГ. Как заявил президент РФ, «Россия и Казахстан заинтересованы в формировании многосторонних финансовых механизмов на пространстве СНГ». При этом специалисты России и Казахстана должны договориться по объему участия обеих стран в этом банке. Как сообщил Владимир Путин, «окончательные предложения по этому вопросу будут подготовлены к очередному заседанию российско-казахстанской Межправительственной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству...
Для создания такого банка все условия есть. В России соответствующее принципиальное решение принято», подчеркнул российский президент. Владимир Путин также напомнил, что инициатива создания такого банка была выдвинута Нурсултаном Назарбаевым, а участники саммита СНГ, состоявшегося в Ялте в сентябре 2003 г., ее поддержали. В ходе переговоров была затронута и тема инвестиционной политики и практики обеих стран.
По мнению министра иностранных дел Казахстана Токаева, казахстанский банковско-финансовый сектор готов к тому, чтобы инвестировать в Россию. В Москве созданы и уже действуют представительства ряда крупнейших национальных банков республики. В ближайшей перспективе они способны вложить в российскую экономику порядка 1 млрд долл. Россия же, учитывая масштабы ее экономики и финансовую мощь унитарных и корпоративных банков, предприятий и компаний, могла бы разместить в Казахстане на порядок больше капиталов. Политики России и Казахстана постоянно отмечали, что прогресс в экономическом сотрудничестве двух стран уже не ограничивается лишь торговлей.
Ряд глобальных проектов находится на грани реализации и способен значительно повысить масштабы торгово-экономического сотрудничества России и Казахстана, хотя конкретные суммы будущих контрактов пока называть никто не торопится. В настоящее время ведутся интенсивные консультации относительно транспортировки казахстанской нефти на мировые рынки через территорию России. С российской стороны в этом процессе активное участие принимает концерн «ЛУКОЙЛ».
Как раз 9 января ЛУКОЙЛом было подписано соглашение с «КазМунайгазом» о совместной разработке месторождений в казахстанской зоне Каспия (тем самым в этой зоне ЛУКОЙЛ стал почти монополистом). Определился и еще один перспективный проект, по которому могли бы сотрудничать Россия и Казахстан. Дело в том, что Казахстан объявляет тендер на модернизацию интегрированных систем управления воздушным движением и ПВО. Стоимость проекта — до 1 млрд долл. До сих пор такой модернизацией не занималась ни одна из стран СНГ, и Россия получила предложение принять участие в этом конкурсе.
Впрочем, на участие в тендере высказали претензии и компании Франции, Великобритании, ну и, разумеется, США. Американцы вообще пытаются активизировать свое проникновение в Прикаспийский регион. И участие в вооруженном оснащении некоторых прикаспийских стран для них — один из рычагов влияния. Конечно, Россия и Казахстан — союзники и партнеры. Но конкуренция за выгодный заказ — есть конкуренция. Так что оборонному комплексу России следует проявить активность.
Возможно, тендер пройдет уже в первой половине начавшегося года.
Материал подготовил Максим ХРУСТАЛЕВ
Журнал «Бюджет» №1 январь 2004 г.
Россию и Казахстан связывают традиционно партнерские отношения. Оба государства активно сотрудничают в рамках целого ряда международных структур: Евр-азиатского экономического сообщества, Организации Договора о коллективной безопасности, «Шанхайской шестерки». Именно по инициативе России и Казахстана в минувшем году было заключено соглашение о едином экономическом пространстве России, Украины, Казахстана и Белоруссии.
На протяжении последних лет руководители Казахстана и России неоднократно встречались, обсуждая актуальные вопросы как двусторонних отношений, так и международной политики. 9 января Владимир Путин прибыл в новую столицу Казахстана — Астану, где провел переговоры с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым.
В столичном Конгресс-холле Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев торжественно объявили об открытии Года России в Казахстане.
Однако главной целью визита было не только участие в торжественном мероприятии. В ходе рабочих переговоров президенты России и Казахстана постарались к взаимной выгоде разрешить ряд вопросов двусторонних отношений наших государств. По итогам переговоров был подписан целый пакет соглашений о сотрудничестве России и Казахстана в различных сферах.
Но, пожалуй, самым важным из вопросов двусторонних отношений стал вопрос об аренде космодрома «Байконур». Ведь в соответствии с соглашениями, подписанными в 1994 г., срок аренды космодрома Россией истекал в 2014 г.
И вот 9 января с.г. Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев от имени своих государств подписали новое соглашение, по которому «Байконур» будет находиться под российской арендой до 2050 г. При этом российской стороне удалось добиться сохранения прежней суммы оплаты аренды — 115 млн долл. в год. Таким образом, Россия и Казахстан «решили проблему прошлого поколения», заявил Нурсултан Назарбаев на пресс-конференции по итогам переговоров.
Сотрудничество в космической сфере представляется весьма перспективным и для Казахстана, и для России. В качестве конкретного примера можно взять создание на базе российского комплекса «Ангара» ракетно-космического комплекса «Байтерек». Если Казахстан примет участие в этом проекте, то доходы от запусков, произведенных с комплекса «Байтерек», будут делиться между двумя нашими странами. Казахстан такую готовность уже подтвердил, предлагая сумму в 200 млн долл. — именно столько нужно для строительства самой базы комплекса — без инфраструктуры и ракет-носителей.
На встрече с журналистами Нурсултан Назарбаев заявил, что высоко оценивает уровень сотрудничества между нашими странами. По его словам, товарооборот между Россией и Казахстаном в 2003 г. увеличился на 30% по сравнению с 2002 г. и составил около 5,5 млрд долл.
Особенно преуспели в этом приграничные регионы государств, на долю которых приходится более 60% общего товарооборота.
В своих выступлениях, посвященных итогам переговоров, оба президента затронули и тему реализации соглашений о создании Единого экономического пространства (ЕЭП).
Владимир Путин особо упомянул интеграционные приоритеты, которых придерживаются Россия и Казахстан, в том числе укрепление единого экономического пространства России, Казахстана, Белоруссии и Украины, и пожелал «мира и благополучия гражданам обоих государств, а российско-казахстанскому стратегическому партнерству — новых успехов». Впрочем, как российские, так и казахстанские должностные лица считают, что в случае, если и Украина и Белоруссия воздержатся от активного участия в реализации соглашений о ЕЭП, даже двусторонний российско-казахстанский формат будет выгоден обеим странам. По мнению министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа, они имеют гораздо больше шансов на реализацию, поскольку у России и Казахстана одинаковые темпы экономического роста и схожие взгляды на пути и методы решения возникающих проблем. Со своей стороны, глава МИД Казахстана Касымжомат Токаев отметил, что современные международные отношения — это фактически борьба за внешние рынки. Естественно, это касается и Казахстана, имеющего огромную, но малонаселенную территорию и рынок, понятно, не такой емкий, как в России. Поэтому Казахстан остро нуждается в выходе на международные торговые площадки ,и прежде всего в Россию. Наличие единого экономического пространства с Россией и обеспечивает такой выход для Казахстана. Владимир Путин также высказался за создание инвестиционного банка с активным участием российского и казахстанского капиталов.
По его мнению, такой механизм может быть создан на базе Межгосбанка СНГ. Как заявил президент РФ, «Россия и Казахстан заинтересованы в формировании многосторонних финансовых механизмов на пространстве СНГ». При этом специалисты России и Казахстана должны договориться по объему участия обеих стран в этом банке. Как сообщил Владимир Путин, «окончательные предложения по этому вопросу будут подготовлены к очередному заседанию российско-казахстанской Межправительственной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству...
Для создания такого банка все условия есть. В России соответствующее принципиальное решение принято», подчеркнул российский президент. Владимир Путин также напомнил, что инициатива создания такого банка была выдвинута Нурсултаном Назарбаевым, а участники саммита СНГ, состоявшегося в Ялте в сентябре 2003 г., ее поддержали. В ходе переговоров была затронута и тема инвестиционной политики и практики обеих стран.
По мнению министра иностранных дел Казахстана Токаева, казахстанский банковско-финансовый сектор готов к тому, чтобы инвестировать в Россию. В Москве созданы и уже действуют представительства ряда крупнейших национальных банков республики. В ближайшей перспективе они способны вложить в российскую экономику порядка 1 млрд долл. Россия же, учитывая масштабы ее экономики и финансовую мощь унитарных и корпоративных банков, предприятий и компаний, могла бы разместить в Казахстане на порядок больше капиталов. Политики России и Казахстана постоянно отмечали, что прогресс в экономическом сотрудничестве двух стран уже не ограничивается лишь торговлей.
Ряд глобальных проектов находится на грани реализации и способен значительно повысить масштабы торгово-экономического сотрудничества России и Казахстана, хотя конкретные суммы будущих контрактов пока называть никто не торопится. В настоящее время ведутся интенсивные консультации относительно транспортировки казахстанской нефти на мировые рынки через территорию России. С российской стороны в этом процессе активное участие принимает концерн «ЛУКОЙЛ».
Как раз 9 января ЛУКОЙЛом было подписано соглашение с «КазМунайгазом» о совместной разработке месторождений в казахстанской зоне Каспия (тем самым в этой зоне ЛУКОЙЛ стал почти монополистом). Определился и еще один перспективный проект, по которому могли бы сотрудничать Россия и Казахстан. Дело в том, что Казахстан объявляет тендер на модернизацию интегрированных систем управления воздушным движением и ПВО. Стоимость проекта — до 1 млрд долл. До сих пор такой модернизацией не занималась ни одна из стран СНГ, и Россия получила предложение принять участие в этом конкурсе.
Впрочем, на участие в тендере высказали претензии и компании Франции, Великобритании, ну и, разумеется, США. Американцы вообще пытаются активизировать свое проникновение в Прикаспийский регион. И участие в вооруженном оснащении некоторых прикаспийских стран для них — один из рычагов влияния. Конечно, Россия и Казахстан — союзники и партнеры. Но конкуренция за выгодный заказ — есть конкуренция. Так что оборонному комплексу России следует проявить активность.
Возможно, тендер пройдет уже в первой половине начавшегося года.
Материал подготовил Максим ХРУСТАЛЕВ
Журнал «Бюджет» №1 январь 2004 г.