Владимир МАЛИНОВСКИЙ, Александр ПАНФИЛОВ, аналитики Взб-инвест Банка
Для решения задач кредитного анализа и популяризации рынка региональных займов Вэб-инвест Банком разработана оригинальная методика определения рейтинга кредитоспособности субъектов РФ.
Вывод о степени кредитоспособности субъекта Федерации является результатом расчета ряда коэффициентов, характеризующих различные бюджетные и экономические процессы, происходящие в рассматриваемом регионе. Оценка производится на основании расчета пяти основных групп показателей.
Бюджетная часть (структура). Данное направление используется для анализа качества бюджетной системы. Алгоритм расчета включает в себя следующие показатели:
- самостоятельность доходов — коэффициент рассчитывается как отношение суммы налоговых и неналоговых доходов к общему объему доходов без учета доходов целевых бюджетных фондов. Этот показатель отражает независимость субъекта РФ в части формирования доходной части бюджета;
— схожий коэффициент — независимость доходов от вышестоящих бюджетов. Устанавливает долю безвозмездных перечислений от бюджетов других уровней в общей сумме доходов за вычетом доходов целевых бюджетных фондов;
работоспособность целевых бюджетных фондов — отношение доходов, полученных целевыми бюджетными фондами, к соответствующим расходам. Показатель позволяет оценить развитость инфраструктуры региона. Слабо развитая инфраструктура характеризуется необходимостью крупных капитальных вложений и незначительной каииталоотдачей в виде собираемых целевых налогов, что оказывает нагрузку на доходную часть бюджета. Успешное развитие инфраструктуры позволяет региону получить дополнительный доход;
дефицитная нагрузка на бюджет — рассчитывается через отношение дефицита к общим доходам бюджета субъекта РФ. Большой дефицит свидетельствует о несоответствии уровня доходов потребностям региона. Высокий уровень дефицита говорит также о необходимости новых займов, что отрицательно сказывается на кредитоспособности региона;
— самостоятельность муниципальных образований — доля помощи нижестоящим бюджетам в общем объеме расходов регионального бюджета. Значительная доля средств, направляемых в бюджеты других уровней, свидетельствует о постоянной потребности местных территориальных образований в финансовой помощи, что оттягивает часть средств из доходов бюджета. Увеличение доли, направляемой на помощь, снижает возможности финансового маневра, повышая кредитный риск.
Бюджетная часть (налоговые поступления). Оценка по данному направлению характеризует регион с точки зрения его развития. Объединяющим фактором экономического роста региона является динамика налоговых доходов. Поэтому в рамках этого направления рассматриваются следующие коэффициенты:
колебание темпа роста налоговых доходов, рассчитываемое как отношение между полугодовыми увеличениями (снижениями) налоговых сборов. Большие амплитудные колебания налоговых доходов отрицательно влияют на платежеспособность, так как приводят к низкой прогнозируемое™ будущих доходов бюджета. Резкий налоговый рост может быть обусловлен лишь кратковременными (однопериодными) факторами, которые, в свою очередь, могут не обеспечить долгосрочную тенденцию. Именно этот факт объясняет получение низкого балла по коэффициенту даже при экономическом росте в целом;
рост налоговых доходов рассчитывается как прирост налоговых сборов отчетного периода относительно предыдущего. Данный коэффициент отражает рост производственного сектора субъекта и, соответственно, возможности региона для расширения доходной базы.
Бюджетная часть (исполнение). Данная часть; рассматривает возможность и корректность прогнозирования бюджетных показателей самими органами государственного управления и опирается на следующие показатели:
исполнение бюджета по доходам, исполнение бюджета по расходам. Исполнение бюджета в соответствии с плановыми значениями свидетельствует, с одной стороны, о профессиональной работе руководства субъекта РФ, с другой стороны — о возможности более точного прогнозирования исполнения текущего бюджета, что позволяет снизить риски прогнозирования денежных потоков при оценке кредитоспособности региона;
— исполнение бюджета по налоговым доходам. Один из наиболее важных факторов при оценке бюджета — точное прогнозирование размера основного источника пополнения доходной части бюджета — налоговых платежей;
количество пересмотров планового регионального бюджета в течение года. Если в течение одного финансового года бюджет субъекта РФ несколько раз подвергается пересмотру, это скорее говорит о переоценке правительством региона собственных возможностей и, соответственно, увеличивает риски при прогнозе дальнейшего развития субъекта РФ.
Долговая часть. Долговая часть — одна из наиболее значимых составляющих в рейтинге кредитоспособности региона.
Именно текущий объем долговых обязательств, их структура, динамика предельно важны для оценки риска неплатежеспособности субъекта РФ. При оценке этого состояния используют расчет следующих показателей:
- долговая нагрузка на регион — рассматривается объем государственного долга по отношению к доходам бюджета. Показатель является наиболее значимым критерием, определяющим долговую нагрузку на бюджет и, соответственно, платежеспособность региона. Очевидно, что чем большую долю занимает долг, тем выше риск неисполнения обязательств;
- нагрузка текущих платежей по обслуживанию долга доля расходов на обслуживание долга в общем объеме расходов бюджета субъекта. Высокая доля расходов на обслуживание долга в общих расходах увеличивает риск неплатежеспособности региона;
- долг, выраженный в иностранной валюте. Рассчитывается как отношение внешнего долга к совокупному объему долга. Наличие долга, выраженного в иностранной валюте, накладывает на кредитоспособность субъекта Федерации дополнительные девальвационные риски;
- доля гарантий в структуре долга. Гарантии по чужим обязательствам представляют собой составляющую долга, которая при благоприятной ситуации у первичного заемщика может быть снята без расходования бюджетных средств;
коэффициент «текущая долговая политика» — рассчитывается как отношение объема набранных кредитов к объему погашенной задолженности в течение отчетного периода, отражает ситуацию с управлением долгом. Коэффициент определяет, занимает ли субъект РФ средства только для рефинансирования долга либо использует данный инструмент в том числе и для дополнительного финансирования расходных статей бюджета. Другой вариант политики предусматривает сокращение долговой нагрузки за счет погашения долга из собственных источников;
— наличие просроченной задолженности — этот показатель отражает факты неисполнения своих обязательств перед кредиторами и накладывает сильный отпечаток на платежеспособность субъекта. Причиной появления просроченной задолженности могут быть сильные изменения как в социально-экономической, так и в политической среде, происходящие в последнее время. Поэтому просроченная задолженность выделяется лишь как отдельный показатель;
- необходимость новых заимствований для покрытия дефицита бюджета. Расчет этого показателя отражает текущее соотношение бюджетного дефицита
и объема текущих обязательств.
Дополнительная часть. Дополнительная часть, в свою очередь, также разделена на несколько направлений оценки с соответствующими весовыми коэффициентами
При оценке налогового сектора рассматриваются следующие коэффициенты:
- задолженность по налогам и сборам перед различны
ми уровнями бюджетной системы. Коэффициент отражает динамику изменения задолженности по налогам, поступающим в бюджет региона, что говорит о
качестве налоговой базы региона и профессионализме налоговых органов. Налоговые поступления, как правило, являются основным источником пополнения доходной части бюджета, поэтому уровень собираемости налогов позволяет дать
более точный прогноз их будущего значения;
- диверсификация налоговых поступлений — рассматриваемая как максимальная доля одной отрасли в производимом на территории региона продукте. Данный коэффициент отражает защищенность налоговой базы от негативных изменений в отдельно взятом секторе экономики.
При рассмотрении качества производственного сектора выделяются такие показатели, как производственный рост, доля прибыльных предприятий на территории региона, годовой прирост количества крупных и средних предприятий.
Демографическая ситуация в регионе раскрывается через показатели годового прироста (оттока) населения, а также уровня безработицы.
В отдельную группу вынесены показатели имиджа субъекта Федерации на политической и экономической аренах, а также на рынке долга.
В зависимости от рассчитываемых показателей каждому рассматриваемому коэффициенту присваивается балл, лежащий в интервале [0; 100]. В соответствии с индивидуальным весом каждого коэффициента каждое направление также получает оценку, попадающую в интервал [0; 100]. Итоговое значение рейтинга кредитоспособности субъект РФ получает как средневзвешенное значение оценок всех рассматриваемых направлений. Данный метод использования единого интервала для всех уровней оценки кажется нам наиболее приемлемым, поскольку позволяет в случае необходимости легко определить наиболее «проблемную область», а также установить в ней «проблемные коэффициенты».
Поскольку многие показатели отличаются нестабильностью при рассмотрении их в разных временных периодах, мы решили, что метод «весов» поможет сгладить влияние краткосрочных позитивных или негативных тенденций на итоговое значение рейтинга. Поэтому многие показатели рассматриваются как временные ряды, и на каждый рассмотренный период по одному коэффициенту субъекту присваивается соответствующий балл. Чем ближе рассматриваемый период к моменту времени, на который производится расчет, тем больший вес имеет оценка коэффициента в данном временном промежутке.
По результатам анализа определяется балл, в соответствии с которым субъект РФ относится к определенной группе по рейтинговой шкале.
К оценке кредитоспособности тех регионов, займы которых уже обращались или планировались к размещению на облигационном рынке, приступили в апреле 2003 г. На текущий момент проведен анализ и присвоены рейтинги 88 субъектам Федерации.
В группу А — прогноз «стабильный» попали следующие субъекты: Москва, Санкт-Петербург, Свердловская область, Ханты-Мансийский автономный округ.
В группе А— прогноз «негативный» — Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ.
В группе ВВВ — прогноз «позитивный» — Липецкая область.
В группе ВВВ — прогноз «стабильный» — Ленинградская, Иркутская и Владимирская области, Ставропольский край.
В группе ВВВ — прогноз «негативный» — Московская, Самарская, Еврейская автономная и Ивановская области. В группе ВВ — прогноз «стабильный» — Челябинская и Амурская области, Республика Тыва, Ярославская, Брянская, Ростовская, Тамбовская области, Краснодарский край, Республика Дагестан, Воронежская область, Удмуртская республика, Рязанская, Саратовская, Оренбургская области, Республика Алтай, Кемеровская, Кировская, Смоленская, Тульская, Пермская области, Приморский край, Республика Башкортостан, Калужская и Тверская области, Коми-Пермяцкий автономный округ, Республика Татарстан.
В группе ВВ — прогноз «негативный» — Республика Карелия, Республика Хакасия, Пензенская область.
В группе В — прогноз «стабильный» — Республика Марий-Эл, Калининградская, Томская, Сахалинская области, Республика Саха (Якутия), Чувашская республика, Астраханская, Камчатская, Читинская, Вологодская области, Алтайский край, Магаданская область, Республика Адыгея, Псковская область, Агинский Бурятский автономный округ, Красноярский край, Нижегородская, Костромская и Орловская области.
Журнал «Бюджет» №1 январь 2004 г.