Версия для печати 2147 Материалы по теме
Выборы затормозили финансовую реформу Алексея Кудрина

кирпич
Правительство пока не смогло воплотить в жизнь заявленную Алексеем Кудриным бюджетную реформу, которая предполагала отказ от ведомственных смет и переход к программно-целевому финансированию. Основные изменения бюджетного процесса планировалось осуществить в 2011–2012 годах. Однако пока в правительстве не согласованы те самые государственные программы, которые и предполагалось финансировать по программно-целевому методу. Вчера премьер Владимир Путин потребовал от правительства ускориться и хотя бы к 2014 году осуществить долгожданную метаморфозу. Но воплотить в жизнь в российских условиях программно-целевой принцип финансирования не так уж просто, считают наблюдатели. Да и сами власти не очень-то торопятся с изменениями.

Бюджетная реформа Минфина, которая была провозглашена несколько лет назад и предполагала полный переход от ведомственно-сметного финансирования к программно-целевому, так и осталась не воплощенной в жизнь.

Сейчас правительство снова вернулось к этому вопросу и назначило новые сроки для бюджетной метаморфозы. На прошедшем вчера заседании президиума правительства премьер Владимир Путин поставил перед министрами задачу уже в текущем году утвердить все проекты государственных программ. Путин посетовал, что федеральный бюджет переходит на программный формат крайне медленно и неохотно. Из 41 проекта государственных программ на данный момент министерства подготовили 39, а приняли лишь две. «Нужно сделать все, чтобы бюджет с 2014 года — расходная его часть — верстался по программно-целевому принципу», — сказал Путин.

В Минэкономразвития предложили в первую очередь сосредоточиться на подготовке приоритетных программ, необходимых для инновационного развития экономики, развития транспортной инфраструктуры и социальной сферы, повышения эффективности государственного регулирования социально-экономического развития РФ.

Эту же проблему премьер обсуждал и несколькими днями ранее — на расширенном заседании коллегии Минфина: «До конца текущего года необходимо завершить разработку государственных программ, чтобы федеральный бюджет на 2014–2016 годы был сформирован уже по программно-целевому принципу. Пока, к сожалению, нам не все в этом плане удается, еще много здесь проблем и нестыковок. Мы пока не вышли на то, чтобы весь бюджет формировать по такому программно-целевому принципу».

Судя по всему, очередная правительственная инициатива может повиснуть в воздухе. Заметим, впервые о полном переформатировании бюджета в сторону программно-целевого финансирования некоторые чиновники заговорили еще до кризиса 2008 года.

После кризиса эта идея очень воодушевила Минфин, который поставил перед собой цель максимально повысить эффективность бюджетных трат. Весной 2010 года глава бюджетного департамента Минфина Алексей Лавров заявил, что начиная с 2011 года каждый рубль бюджета должен выделяться не на основании ведомственных заявок и смет, а только в соответствии с целями так называемых долгосрочных целевых программ (ДЦП). В рамках каждой ДЦП предполагалось сформулировать показатели, достижение которых будет восприниматься как конкретный результат программы. Именно по этим показателям и должно осуществляться управление в той или иной отрасли и сфере.

Фактически Минфин заявил о настоящей бюджетной реформе, ведь предполагался отказ от бюджетных процедур, в рамках которых Россия жила последние 20 лет. Вскоре Алексей Кудрин, в ту пору глава Минфина, скорректировал сроки — и речь пошла уже о 2012 годе. Вчера же сроки преобразований снова изменились.

Возможно, корректировка была связана с выборами, комментирует ситуацию председатель правления ФлексБанка Марина Мишурис. В предвыборный период власти, естественно, не хотели связывать себя какими-либо бюджетными ограничениями.

Сейчас принцип программно-целевого финансирования уже реализуется, но параллельно со сметным финансированием. Один из примеров — здравоохранение. «Скоро программно-целевое бюджетирование в России станет нормой. Понятно, что у всех реформ есть переходный период. В реформе Минфина он также есть. Пилотное внедрение показало состоятельность этих изменений, и сейчас все больше статей бюджета будут формироваться на основе программно-целевого финансирования», — уверен директор по управлению активами компании «Трейд-Портал» Николай Солабуто. «Идея полного программно-целевого финансирования вполне реализуема, но для этого нужно создать необходимые условия. Сложностью внедрения программно-целевого принципа в современных российских условиях является необходимость стандартизации методологии составления целевых программ, недостаток опыта бизнес-планирования в ведомствах и учреждениях, что и является причиной переноса сроков. Важна также стабильность макроэкономических показателей, которая пока недостаточна», — говорит руководитель отдела бизнес-оценки «ФинЭкспертиза» Александр Дорофеев.

Иного мнения придерживается аналитик «Альянса РОСНО управление активами» Ариэл Черный: «Полностью отказаться от ведомственно-сметных расходов бюджета вряд ли возможно. Всю совокупность расходов, которые сейчас осуществляются бюджетом, крайне сложно будет адекватно описать языком целевых программ». Вполне возможно, что программно-целевая часть станет лишь своеобразной надстройкой над основным бюджетом.

Экономисты уже не раз указывали, что минфиновская идея финансирования не по сметам, а исходя из целевых показателей напоминает программно-целевое планирование, на которое возлагали большие надежды в последние годы существования СССР. «Один из подводных камней программно-целевого бюджетирования, проявлявшийся и в советское время, связан с тем, что он стимулирует ведомства на этапе планирования не экономить, а, наоборот, максимизировать возможные расходы, подыскивая для этого роста любые правдоподобные и не очень основания», — замечает аналитик группы «Развитие» Сергей Шандыбин.

Список государственных программ и сроки их разработки

Названия программ
1. Уже утвержденные программы

Доступная среда Информационное общество
2. Программы, согласованные Минэкономразвития и Минфином

Охрана окружающей среды Воспроизводство и использование природных ресурсов Развитие лесного хозяйства Развитие атомного энергопромышленного комплекса
3. Зависящие от бюджетной стратегии программы (будут доработаны после утверждения сценариев и долгосрочной стратегии)

Развитие здравоохранения Развитие образования Социальная поддержка граждан Развитие пенсионной системы Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Содействие занятости населения Развитие науки и технологий Развитие транспортной системы Обеспечение обороноспособности страны Управление федеральным имуществом
4. Отраслевые программы (будут доработаны до конца 2012 года)

Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности Развитие авиационной промышленности Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности Развитие судостроительной промышленности Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Космическая деятельность России Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Развитие рыбохозяйственного комплекса Энергоэффективность и развитие энергетики
5. Институциональные программы, не требующие особых затрат (могут быть доработаны в 2012 году)
Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности Противодействие незаконному обороту наркотиков Защита от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности на водных объектах Культура России Развитие физкультуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики Экономическое развитие и инновационная политика Развитие внешнеэкономической деятельности Обеспечение государственной безопасности Региональная политика и федеративные отношения Управление государственными финансами и государственным долгом Развитие финансовых и страховых рынков Создание международного финансового центра Внешнеполитическая деятельность Юстиция Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами
Поделиться