Он прошел в Москве при поддержке Торгово-промышленной палаты, МИД России и Российской академии наук. Участники форума признали: потенциально богатый углеводородами регион по-прежнему остается в фокусе мировой энергетической политики, причем интерес к нему все время растет. По данным российских экспертов, только подтвержденные запасы нефти на нашем участке шельфа составляют 2,95 миллиарда тонн, а природного и попутного нефтяного газа — 3,1 триллиона кубов. Западные компании оценивают стратегические запасы Каспия в объеме от 26 до 40 миллиардов тонн условного топлива.
При этом правовой статус акватории до сих пор не определен. Еще с тех пор, как распался Советский Союз, прикаспийские государства — Россия, Казахстан, Азербайджан, Туркмения и Иран — бьются над разделом дна и водного бассейна «морского озера». Поскольку это закрытый водоем, к нему не могут применяться понятия международного морского права. Те же иранцы упорно предлагают нарезать «каспийский пирог» поровну между всеми странами «пятерки». Хотя Тегеран контролирует чуть более 15 процентов береговой линии. С таким подходом не согласен Казахстан, которому досталась самая протяженная прибрежная полоса — более 2300 километров. Россия предлагает поделить морское дно на национальные секторы, а водное пространство оставить в общем пользовании.
Ожидается, что не позднее лета пройдет очередное заседание рабочей группы по разработке Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Но о прорыве говорить рано. «Переговоры „пятерки“ — сложный и вялотекущий процесс. Вот уже двадцать лет стороны выражают умеренный оптимизм, но при этом каждый тянет одеяло на себя, — рассказал „РГ“ один из участников форума, гендиректор Института каспийского сотрудничества Сергей Михеев. — На северном Каспии проблем нет, потому что Россия и Казахстан уладили вопросы о разграничении. Все упирается в южный Каспий — трения между Азербайджаном, Туркменией и Ираном. Баку и Ашхабад не могут поделить спорные месторождения и притом договориться с Тегераном».
Вопрос о сферах влияния на Каспии не праздный. Осенью прошлого года Брюссель попытался реанимировать идею Транскаспийского газопровода из Туркмении в Азербайджан. Труба по дну моря позволила бы поставлять углеводороды из Центральной Азии в ЕС, минуя Россию. Планы европейцев «заняться переделом Каспия» вызывали негодование Москвы. В российском МИД также напомнили об огромных экологических рисках. Но они, похоже, мало заботят европейские государства, ни одно из которых не выходит к каспийским берегам. «За энергетические коридоры в регионе идет борьба. Проект газопровода Nabucco, который в последние годы активно лоббировал Евросоюз, постепенно сдувается. Однако идея альтернативных России маршрутов в рамках „южного коридора“ по-прежнему актуальна. ЕС обозначил приоритеты: вовлечь в эту орбиту Ашхабад и Баку. Но у них связаны руки, пока нет ясности в вопросе статуса Каспия, — считает Сергей Михеев. — В то же время неправильно говорить, что Москве выгодна эта неопределенность. Правовой режим использования шельфа и воды и перед нами открыл бы новые возможности для освоения ресурсов». Кроме того, Москва как раз стремится закрепить принцип: все решения по стратегическим проектам на Каспии должны приниматься коллегиально.