Транспорт — 27 апреля 2012

Планы развития ж/д транспорта имеют огромное значение

Версия для печати 1302 Материалы по теме
Планы развития ж/д транспорта имеют огромное значение

железная дорога
Вчера на Рижском вокзале премьер-министр Владимир Путин вплотную занялся железнодорожной отраслью. «Застрелив» из «Калашникова» кабана и прокатившись в кабине тренажера-локомобиля, председатель правительства призвал ставить долгосрочные планы и помнить, что перевозки не должны подавлять экономическую активность.

Совещание по развитию железнодорожной инфраструктуры и скоростного движения решено было провести прямо «в цеху», то есть на Рижском вокзале. Первым делом глава кабмина оценил новинки — электропоезд «Ласточка», пассажирский электровоз серии ЭП20, а также передвижной выставочно-лекционный комплекс ОАО «РЖД».

«Ласточка» — пригородная электричка с кондиционером, способная разгоняться до 160 км/ч. Главное ее предназначение — перевозить гостей и участников Олимпиады в Сочи. После окончания Игр на Северо-Кавказской железной дороге останется только часть таких составов, остальные будут курсировать из Москвы в аэропорты города и обратно.

Поезд-лекторий заинтересовал премьера больше всего. Внутри вагонов — музей, модели, макеты, тренажеры... Состав уже преодолел свыше 30 тысяч километров и его посетили более 100 тысяч человек.

Владимир Путин и сам попробовал один из экспонатов. В частности, узнал, каково это — управлять необычным «КамАЗом», сев в локомобиль на основе платформы этого грузовика. Пристегнувшись, премьер «проехал» значительное расстояние — тряска была как в настоящей кабине, а затем переключил свое внимание на электронный тир, где лежал макет автомата Калашникова. Кабана на экране председатель правительства «убил» с первого раза.

— Стратегические планы развития железнодорожного транспорта имеют для экономики страны огромное значение, — заявил на совещании Владимир Путин. Именно здесь нужен долгосрочный государственный подход, считает премьер: смотреть нужно на 10-20-30 лет вперед.

Председатель правительства вспомнил, как в начале 2000-х годов многие эксперты полагали, что инфраструктурных резервов на «железке» достаточно и незачем думать о каких-то сложных и затратных проектах. Более того, многие считали «пустым прожектерством» планы по увеличению пропускной способности ключевых магистралей — БАМ и Транссиб. Тогда полагали так: дороги не загружены, и будут ли загружены — неизвестно.

Но «то, что казалось делом отдаленного будущего, стало просто необходимостью», — констатировал Путин. В связи с ростом экономики многократно увеличился и спрос на железнодорожные перевозки, в итоге БАМ и Транссиб работают почти на пределе.

«Мы теряем сегодня уже темпы выхода на новые рынки, — обобщил председатель правительства. — Российский бизнес вынужден откладывать интересные идеи и работать вполсилы на этом направлении». А ведь к 2020 году грузооборот по БАМу может утроиться, привел пример Путин. Да и что заглядывать так далеко: еще до 2014 года в целом по стране на железнодорожном транспорте ожидается рост грузооборота около 15 процентов.

Уже сегодня нужно выстроить четкую линейку приоритетных долгосрочных проектов и добиться полной ясности с источниками финансирования, указал премьер. Это могут быть частные инвестиции, крупный пул инвесторов, речь может идти и о различных формах государственно-частного партнерства, о привлечении институтов развития и, конечно, о прямом бюджетном участии, перечислил он.

— Для каждого конкретного проекта важно найти оптимальную схему, — дал понять Владимир Путин. — И скорее всего это должны быть такие смешанные схемы.

А вкладывать придется много. За последние годы масштабы инвестпрограмм на железнодорожном транспорте существенно возросли: с 2008 по 2011 год РЖД вложило в развитие 1,361 трлн рублей. Только в прошлом году объем инвестиционного бюджета компании увеличился на 26 процентов.

В предстоящие 10 лет на модернизацию инфраструктуры придется потратить еще порядка пяти триллионов рублей, сослался на экспертов Владимир Путин. В ближайшее время новые маршруты должны появиться в рамках подготовки к Олимпиаде-2014 и чемпионату мира по футболу-2018. Средств потребует и развитие скоростного пассажирского сообщения.

«Вот почему важно сформировать эффективные, предсказуемые правила работы в отрасли», — объяснил премьер-министр. Эти правила должны быть понятны всем участникам процесса.

С этими словами председатель правительства перешел к одному из самых главных вопросов — тарифному. «Стоимость перевозки не должна подавлять общую экономическую активность в стране», — заявил он. При этом «у самих железнодорожников должны быть средства не просто на поддержание существующей инфраструктуры, но и на развитие», — добавил он.

Нельзя механически закладывать всю стоимость модернизации и развития железнодорожной сети в тариф, пояснил премьер. Нужно проанализировать инвестпрограммы, снизить внутренние издержки и найти ресурсы для оптимизации. «Понимаю уровень закредитованности компании, тем не менее нужно подумать», — намекнул он, пообещав поддержку.

— Нужна предсказуемая, понятная всем участникам экономической жизни формула расчета тарифов, причем не на один год, а желательно лет на 5-10, — заметил Владимир Путин.

Премьер также предложил подумать — по аналогии с энергетическим рынком — о внедрении принципов экономически обоснованной доходности на инвестируемый капитал.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно