Версия для печати 2912 Материалы по теме
На северо-западном направлении

указатель
Комитет финансов Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Северо-Запада Российской Федерации 6 апреля провел расширенное заседание в Светлогорске Калининградской области. Его участники обсудили актуальные вопросы бюджетного и налогового законодательства, связанные с разграничением доходных источников и расходных полномочий между различными уровнями власти, подходы к формированию интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» и другие темы.

В 2012 году следует ожидать корректировки финансовой политики федерального центра, сообщил заместитель полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе, председатель консультативного совета ассоциации С. М. Зимин, открывая заседание. Решения о финансировании различных проектов будут приниматься с осторожностью, государство станет больше ориентироваться на объекты социальной сферы и развитие инфраструктуры. Коснувшись своей работы в качестве инвестиционного уполномоченного, С. М. Зимин сказал, что в настоящий момент его аппарат рассматривает 65 заявлений об административном давлении на предпринимателей. И хотя в большинстве случаев удается урегулировать спорные проблемы в досудебном порядке, инвесторы, в том числе иностранные, работающие в России еще с 1990-х годов, проявляют беспокойство. В связи с этим председатель консультативного совета ассоциации призвал финансистов в регионах очень внимательно следить за инициативами исполнительной власти по увеличению неналоговой нагрузки на бизнес. Он подчеркнул, что представитель Президента РФ в СЗФО всегда принимает сторону субъектов РФ при отстаивании ими своих законных интересов в спорах с федеральными ведомствами и крупными монополиями. В качестве примера была приведена ситуация, когда руководство ОАО «РЖД» потребовало возмещения расходов на пригородные перевозки из региональных бюджетов.

Министр финансов Калининградской области В. Я. Порембский рассказал коллегам о бюджетной политике своего региона, не имеющего границ с остальной Россией. В 2011 году бюджетная обеспеченность в расчете на одного жителя составила здесь примерно 52 тыс. руб. (на 16 % больше, чем в 2010-м). Для сравнения: в среднем по Российской Федерации тот же показатель равняется 53 тыс. руб. Капитальные же расходы в Калининградской области достигли 32 % консолидированного бюджета, что превышает среднероссийский показатель. Областной бюджет близок к бездефицитному, но экономика региона тесно связана с особой экономической зоной (ОЭЗ), которая охватывает всю его территорию. Причем завершение переходного периода смены старого (до 2006 года) и нового режимов ОЭЗ может повлечь негативные последствия. Согласно прогнозу, в таком случае не исключен 20-процентный спад экономики. Правительство области уже подготовило ряд предложений, рассчитанных на предотвращение реализации подобного сценария. Они затрагивают длительный период времени и находятся на рассмотрении в Правительстве РФ.

На расширенном заседании говорили о том, что возможности по формированию региональной бюджетной политики сокращаются. Речь шла о сложностях обеспечения значительного объема расходных обязательств субъектов РФ и программных мероприятий, которые в значительной степени определяются на федеральном уровне. «От финансовых инициатив федеральных министерств и ведомств отказываться трудно», — резюмировал министр. Часто это приводит в высокому уровню дефицита в субъектах РФ. В частности, бюджет Калининградской области на 2012 год принят с предельным уровнем дефицита. Государственный долг самой западной области России — почти 12 млрд руб., или 56 % собственных доходов областного бюджета. Однако министр отметил, что структурные параметры государственного долга и расходы на его обслуживание не выглядят негативно. 58 % процентов указанной суммы составляет задолженность перед федеральным бюджетом, остальная часть долга — государственные гарантии. Характерной особенностью региона являются значительные вложения в дорожную инфраструктуру — более 6 млрд руб. за последние два года. Зато проблема муниципального долга, по словам В. Я. Порембского, в области практически решена. Ранее он достигал 9 млрд руб. (около 10 тыс. руб. в среднем на каждого жителя). В рамках реструктуризации более 2 млрд руб. было списано с бюджетов муниципальных образований, а те муниципалитеты, которые имели невысокий уровень задолженности, получили дотации для решения бюджетных проблем. Без особых трудностей произошло перераспределение полномочий между областной и местными властями в сфере здравоохранения.

Реализация Закона № 83-ФЗ была темой выступления заместителя министра образования Калининградской области С. С. Трусеневой. В области реформа образовательных учреждений проводится не первый год. Неэффективные и малокомплектные школы были закрыты или реструктурированы. Теперь средняя численность учащихся школы — 488 человек, при этом в одной параллели не более чем по два класса. Оптимизация позволила поднять заработную плату учителям. Из 173 оставшихся школ 83 сделали выбор в пользу автономных учреждений. В сфере образования области нет ни одного казенного учреждения, и это «наша принципиальная позиция», подчеркнула заместитель министра, так как статус автономного учреждения способствует повышению самостоятельности и ответственности руководителей. Кроме того, реформа позволила продолжить строительство новых школ. Дополнительных выплат молодым специалистам, равно как и заслуженным работникам со стажем, в регионе не практикуют. При этом все вакансии заняты. Негосударственные школы и детские сады в Калининградской области тоже получают бюджетное финансирование.

Общие принципы и вопросы

Заместитель начальника департамента финансов Вологодской области В. Н. Артамонова, рассказывая о разграничении расходных полномочий и доходных источников между бюджетами разных уровней, высказалась в пользу единой позиции всех субъектов РФ, входящих в Ассоциацию «Северо-Запад». Предложения регионов должны, по ее мнению, базироваться на принципах сбалансированности, стабильности и эффективности. Федеральный центр передает регионам все больше полномочий, в региональных бюджетах возрастает доля субвенций и субсидий. В связи с этим с каждым годом все актуальнее становится вопрос целевого использования бюджетных средств. Начиная с 2003 года количество полномочий по вопросам совместного ведения возросло в случае с Вологодской областью с 41 до 75, но, по замечанию В. Н. Артамоновой, процесс шел в основном без подкрепления финансовыми ресурсами. Федеральные ведомства применяют разные методики и порядок предоставления субвенций, соответственно предъявляя к региональным властям разные требования. Поэтому вологодские финансисты выступают за единую комплексную субвенцию на передаваемые из центра полномочия. В. Н. Артамонова также высказала мнение о том, что необходимо совершенствовать проводимую социальную политику. Это связано прежде всего с общим повышением зарплат бюджетникам. По ее мнению, необходимо развивать адресность в оказании социальной поддержки населения.

Конкретный пример из практики крупного субъекта РФ привел заместитель председателя комитета финансов Санкт-Петербурга С. В. Макеев. Как известно, с 2012 года полиция полностью финансируется из федерального бюджета, однако в законодательстве сохранилась норма, согласно которой регионы могут участвовать в ее финансировании в пределах своих полномочий. В результате в городе на Неве сейчас не ясно, кто будет платить за содержание лиц, не имеющих российского гражданства и подлежащих депортации. Федералы не против возложить эту обязанность на региональную власть, но необходимые средства, которые в итоге могут оказаться значительными, в бюджете Северной столицы отсутствуют. Есть проблемы и у Архангельской области, федеральная помощь которой, по информации и. о. министра финансов региона С. А. Ситниковой, в 2012 году сократилась более чем вдвое по сравнению с 2011 годом. До 2010 года 10 % доходов областного бюджета составляли поступления от налога на добычу полезных ископаемых, ныне эти средства поступают в федеральную казну. Кроме того, в ходе реформы структуры управления железными дорогами, проводимой ОАО «РЖД», происходит сокращение численности персонала и объемов имущества, подлежащего налогообложению, ряд функций передается на аутсорсинг. Поступления в областной бюджет, естественно, сокращаются.

Новые полномочия, передаваемые регионам, федеральный центр предлагает финансировать за счет средств от налога на прибыль, но этот источник не является надежным, соответствующие поступления очень трудно прогнозировать, отметил заместитель министра финансов Республики Карелия А. А. Максимов. Например, в кризисном 2009 году они упали более чем в три раза, притом что ни у одного из субъектов РФ не было и нет своей финансовой «подушки». В то же время продолжается принятие федеральных законов, не подкрепленных финансированием, поделился своими выводами заместитель министра. Так, уже принят закон о бесплатной юридической помощи. Региональные финансисты не должны молчать о подобных фактах, это дело принципа, считает А. А. Максимов. Он высказался за предоставление отдельных субвенций регионам по каждому из передаваемых полномочий и уход от практики обращений о софинансировании органов МВД. С. М. Зимин, реагируя на его выступление, уточнил, что обращения о софинансировании исходят не от Минфина России, а от других ведомств. Заместитель полпреда также высказал идею оставлять часть таможенных пошлин регионам в качестве платы за транзит грузов через их территории.

Опыт и предложения

Заместитель главы Республики Коми — министр финансов В. А. Тукмаков проинформировал коллег о региональной программе повышения эффективности бюджетных расходов, разработанной и утвержденной в 2010 году. На ее реализацию республика получила федеральную субсидию. По замечанию Тукмакова, сегодня в России в каждой отрасли существует множество своих региональных программ, не привязанных напрямую к долгосрочным целям государственной политики. При переходе к программному бюджету ситуация явно нуждается в улучшении. Также министр поделился положительным опытом размещения остатков бюджетных средств на банковских депозитах. Все кредитные организации прошли конкурсный отбор, в каждой из них министерство финансов размещает не более 500 млн руб., а общая сумма составила 17,5 млрд руб. В 2011 году республиканский бюджет пополнился таким образом на 133 млн руб.

Государственная интегрированная информационная система «Электронный бюджет» стала предметом доклада заместителя начальника департамента финансов Вологодской области О. Ю. Несговоровой. Она выразила озабоченность возможными трудностями внедрения данной системы и подняла вопросы о нормативных, технических и организационных предпосылках возникновения различий между субъектами, необходимости решения проблем в области методологии бюджетного процесса, а также о затратах регионов на реализацию проекта.

Формулируя итоговое решение, участники заседания решили обратиться к Министерству финансов РФ с рядом предложений, среди них: в процессе исполнения федерального бюджета — 2012 увеличить объем дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности региональных бюджетов до уровня не ниже 2011 года; увеличить субсидии субъектам РФ из фонда финансирования социальных расходов по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» и на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры; предусмотреть ежегодное выделение средств в виде субсидий субъектам РФ для оказания помощи муниципалитетам на строительство, реконструкцию и проведение капитального ремонта детских дошкольных образовательных учреждений. Комитет финансов Ассоциации «Северо-Запад» также предлагает внести изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы, ряд федеральных законов и нормативных актов, призванных укрепить доходную базу консолидированных бюджетов субъектов РФ, и повысить обеспеченность муниципальных образований доходными источниками. А именно регионам необходима передача дополнительно 2 % налога на прибыль, зачисляемого сейчас в федеральный бюджет, налога на прибыль с дивидендов, а также лесных податей, очень важна отмена разорительной для бюджетов субъектов льготы по налогу на имущество предприятий естественных монополий. Чтобы оказать дополнительную финансовую помощь местным бюджетам, субъекты РФ хотят получить право передавать муниципалитетам по нормативам не только налоги, но и собственные неналоговые доходы. Правительству России предложено ускорить введение определений форм, методов и объектов государственного (муниципального) контроля, установление критериев эффективности использования бюджетных средств.

Поделиться