Версия для печати 5816 Материалы по теме
Современные механизмы планирования бюджета  в Республике Коми

Тукмаков
Одной из главных задач Министерства финансов Республики Коми является модернизация бюджетной системы республики путем внедрения новых механизмов финансового менеджмента, предусмотренных программой Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов, и обеспечение ее эффективного функционирования в рамках Закона № 83-ФЗ. За последние семь лет Республикой Коми в сотрудничестве с компанией БФТ были достигнуты значительные результаты на пути развития. Сегодня процесс планирования республиканского бюджета полностью автоматизирован, в том числе с применением инструментов программного бюджета, а также интегрирован с централизованной системой исполнения бюджета региона. Владимир Алексеевич ТУКМАКОВ, заместитель главы Республики Коми — министр финансов

В декабре 2010 года была утверждена Программа Правительства Республики Коми по повышению эффективности бюджетных расходов на 2011 и 2012 годы (далее также Программа). Программа стала закономерным результатом развития государственных финансов республики в предшествующие годы и была направлена на решение проблем, сохранивших свою актуальность на конец 2010 года. Комплексный характер документа обусловил участие в программных мероприятиях практически всех органов государственной власти региона.

Следует отметить, что Программа Правительства Республики Коми по повышению эффективности бюджетных расходов была достаточно высоко оценена в ходе конкурса региональных программ, проводившегося Министерством финансов РФ в сентябре — ноябре 2011 года. По результатам конкурса, в котором приняли участие свыше 40 регионов, Республика Коми попала в число призеров, получив из федерального бюджета субсидию на реализацию мероприятий Программы.

Бюджетная система республики на момент принятия Программы, несмотря на имевшиеся успехи, была в целом типична для большинства субъектов РФ и обладала характерным набором недостатков:

  • бюджетные расходы ежегодно возрастали с учетом тарифных и инфляционных коэффициентов;
  • бюджетное планирование ориентировалось прежде всего на покрытие текущих расходов, не учитывая в значительной мере перспективных потребностей социально-экономического развития региона;
  • финансирование деятельности государственных учреждений осуществлялось на основе данных о фактических затратах, а разрабатывавшиеся органами власти нормативы носили разрозненный характер и основывались на разных принципах расчета;
  • автоматизация процессов финансового управления не была завершена, а действовавшие автоматизированные системы не позволяли в полной мере обеспечить потребности органов управления в инструментах финансового и программно-целевого планирования, электронного документооборота, прогнозирования, мониторинга и анализа результатов социально-экономического развития;
  • существующее нормативно-правовое и методическое обеспечение деятельности органов управления не позволяло внедрять новые механизмы и инструменты финансового управления и в значительной степени требовало доработки и совершенствования.

Указанные проблемы требовали планомерного, системного и комплексного подхода к их решению, выражением чего и стала Программа повышения эффективности бюджетных расходов.

Результаты реализации Программы в 2011 году

Основным принципом, которым руководствовалось Министерство финансов Республики Коми при реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов, стал принцип концентрации усилий на достижении результатов по ключевым направлениям реформирования. Важнейшим направлением работы, в частности, стала реализация положений Федерального закона № 83-ФЗ. Так, были разработаны и утверждены все необходимые нормативные правовые акты на уровне как Правительства Республики Коми, так и органов исполнительной власти региона, осуществляющих функции и полномочия учредителя республиканских учреждений, определены перечни учреждений разных типов, проведена работа по внесению изменений в уставы учреждений и закреплению за ними государственного имущества.

По состоянию на 1 января 2012 года в Республике Коми насчитывалось 341 государственное учреждение, в том числе казенных — 59, бюджетных — 215, автономных — 67. Также в течение 2011 года активно осуществлялся переход со сметного финансирования бюджетных учреждений на финансовое обеспечение государственных заданий в форме субсидий. По состоянию на конец года финансовое обеспечение 122 государственных бюджетных (автономных) учреждений республики (56,7 %) осуществлялось путем предоставления субсидии на выполнение государственного задания. С 1 января 2012 года финансовое обеспечение всех государственных бюджетных (автономных) учреждений республики осуществляется в форме субсидий. Планирование бюджета на 2012 год осуществлено исходя из нормативных затрат на оказание (выполнение) государственных услуг (работ) и сводных показателей государственных заданий.

Указанная работа проводилась Министерством финансов Республики Коми при методологической поддержке компании БФТ, специалисты которой принимали участие в формировании перечня работ и услуг, предоставляемых государственными учреждениями в основных сферах, разработали порядки формирования нормативных затрат для расчета субсидии на выполнение государственного задания, основанные на едином подходе, а также произвели расчет субсидии на выполнение государственного задания для 49 пилотных учреждений. Результаты данного проекта стали основой для дальнейшей работы органов государственной власти, завершенной в конце 2011 года.

Вторым ключевым направлением работы стала организация перехода на осуществление бюджетного планирования по программному принципу. В 2011 году Министерством финансов совместно с Министерством экономического развития региона были заложены организационно-правовые основы для перехода на программный бюджет. В частности, были утверждены основные нормативно-правовые акты, необходимые для разработки государственных программ, в том числе:

  • Перечень государственных программ Республики Коми;
  • Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Коми;
  • Методические указания по разработке и реализации государственных программ Республики Коми.

Была также начата работа по формированию государственных программ. В частности, разработаны и утверждены две государственные программы: «Культура Республики Коми» и «Развитие транспортной системы». В процессе разработки программ выявилась необходимость корректировки Стратегии социально-экономического развития Республики Коми и оптимизации системы органов государственного управления, что также осуществлялось в 2011 году. Данная работа проводилась совместно с компанией БФТ, сотрудники которой обеспечили методологическую и консультационную поддержку, а также провели ряд обучающих семинаров для специалистов республиканских органов власти по вопросам разработки программ.

Еще одним направлением деятельности министерства, логически взаимосвязанным с вышерассмотренными, стало совершенствование механизмов планирования и исполнения республиканского бюджета на основе автоматизированных информационных систем. В рамках решения этой задачи Министерством финансов Республики Коми совместно с компанией БФТ, обеспечившей поставку программных продуктов и методологическое сопровождение, был реализован проект комплексной автоматизации основных процессов финансового управления. В течение 2011 года были внедрены автоматизированные системы «АЦК-Планирование» и «АЦК-Бюджетный контроль», что во взаимосвязи с действовавшей системой исполнения бюджета «АЦК-Финансы» (централизованное решение) позволило автоматизировать все этапы бюджетного процесса. Также были автоматизированы такие актуальные процессы, как:

  • расчет нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) и содержание имущества, объема субсидии на выполнение государственного задания;
  • ведение детализированного перечня государственных услуг с учетом особенностей групп потребителей услуг и условий их предоставления;
  • формирование государственных заданий и планов финансово-хозяйственной деятельности, включая инструменты мониторинга их исполнения и контроля.

Помимо этого в начале 2011 года проведены мероприятия по централизации информационных комплексов, посредством которых организуется исполнение бюджетов муниципальных образований Республики Коми. Таким образом, были созданы предпосылки для создания единой системы управления государственными финансами Республики Коми.

Еще одним направлением повышения эффективности бюджетных расходов является оптимизация функций органов власти путем их централизации. Для этого в 2011 году созданы три бюджетных учреждения — Центр правового обеспечения, Центр бухгалтерского обслуживания и материально-технического обеспечения, Центр обеспечения организации и проведения торгов, в отношении которых министерством осуществляются функции и полномочия учредителя и которым передан функционал Министерства финансов и ряда других ведомств в соответствующих сферах. Это позволило не только сократить численность аппаратов ведомств, но и оптимизировать их деятельность.

Ключевые задачи Министерства финансов Республики Коми на 2012 год

Министерством финансов Республики Коми 2012 год рассматривается как решающий для завершения целого ряда ключевых процессов реформирования. Вот основные из них.

1 Завершение формирования и переход с 2013 года на программное представление расходов республиканского бюджета. В рамках решения данной задачи планируется завершить разработку всех 18 государственных программ, включенных в перечень. При этом степень охвата расходной части бюджета государственными программами на первом этапе планируется не ниже 75 %, а в последующем — до 95 % всего объема расходов республиканского бюджета. Помимо этого переход на программный бюджет требует кардинальной переработки основных алгоритмов бюджетного процесса и соответствующего внесения изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие порядок формирования республиканского бюджета, порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи, и методические документы.

2 Продолжение работы по оптимизации расчетных нормативов финансирования, стандартизации отдельных услуг, формированию единых нормативов затрат по однотипным учреждениям с применением корректирующих коэффициентов; отработка системы контроля за деятельностью государственных учреждений.

3 Совершенствование системы исполнения и централизация непрофильных функций, исполняемых органами государственной власти Республики Коми. Решение этой задачи предполагает передачу специализированным учреждениям функций по бухгалтерскому, правовому и материально-техническому обеспечению деятельности органов государственной власти. Так, в 2012 году планируется дополнительно передать на исполнение ГБУ «Центр правового обеспечения» отдельные функции десяти министерств и ведомств Республики Коми, на исполнение ГБУ «Центр бухгалтерского обслуживания и материально-технического обеспечения» — трех министерств. В перспективе планируется добиться максимальной централизации осуществления указанных функций органов исполнительной власти в данных учреждениях.

4 Создание централизованных систем планирования бюджетов муниципальных образований и организации контрольной деятельности органов местного самоуправления Республики Коми, а также интеграция процессов планирования, исполнения и бюджетного контроля всех бюджетов региона. Внедрение на уровне муниципальных образований централизованных решений замкнет все этапы бюджетного процесса (планирование, исполнение, бюджетный контроль) в единый контур бюджетного процесса. Реализация данного направления позволит создать единую систему планирования и исполнения бюджета в масштабе всей республики, которая впоследствии может быть безболезненно интегрирована с государственной информационной системой управления общественными финансами «Электронный бюджет».

Таким образом, в ходе реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов будет сделан важный шаг на пути построения в Республике Коми эффективной системы управления государственными финансами, учитывающей приоритеты социально-экономического развития. Новая система управления позволит обеспечить оптимальное распределение бюджетных расходов, внедрить современные механизмы организации бюджетного процесса на основе методов программно-целевого управления и автоматизации основных этапов планирования, исполнения бюджета и контроля.

Поделиться