Версия для печати 3605 Материалы по теме
Инновации налогового законодательства

Разгулин
Сергей Викторович РАЗГУЛИН, заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России. В текущем году готовятся существенные изменения законодательства, касающиеся налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Предполагаемые нововведения можно разделить на две группы. Первая направлена на осуществление той части налогового маневра, которая предусматривает снижение нагрузки на доходы и стимулирование инвестиций. Вторая — на увеличение нагрузки на потребление, рентные платежи и недвижимость. Статья подготовлена на основе доклада на собрании Сообщества финансистов России.

Стимулирование модернизации

К первому блоку в части НДФЛ относится находящийся на рассмотрении в Госдуме законопроект № 514481-5, который вносит изменения в ст. 217 Налогового кодекса, содержащую перечень доходов, освобождаемых от налогообложения. В рамках поправок законопроект предполагает распространить освобождение от налогообложения ряд выплат для реализации программ содействия самозанятости безработных граждан, материальную помощь, которая выплачивается безработным органами службы занятости при устройстве на работу, обучении безработных граждан, переезде их на работу в другую местность. Также предлагается не облагать налогами часть материальной помощи в виде предоставления земельных участков гражданам, у которых трое и более детей, планируется полностью освободить от налогообложения суммы помощи, выплачиваемые ветеранам ВОВ (в настоящее время существует ограничение в размере 10 тыс. руб. за налоговый период).

Предполагается также уточнить порядок предоставления налоговых вычетов при приобретении жилья родителями с несовершеннолетними детьми и в случаях, когда налоговый вычет предоставляется гражданам, приобретающим имущество в общую совместную или в общую долевую собственность.

Все эти изменения в большей степени приведут к выпадающим доходам субъектов РФ. Вступление их в силу ожидается с 1 января 2013 года.

В части налога на прибыль предполагается уточнить порядок восстановления амортизационной премии. Как известно, организация вправе списать единовременно на расходы текущего отчетного (налогового) периода значительную часть первоначальной стоимости основного средства. В настоящее время единовременно можно списать от 10 до 30 % стоимости вводимых в эксплуатацию основных средств. Но если в течение пяти лет это основное средство было реализовано, то организация-налогоплательщик должна восстановить сумму амортизационной премии в своих доходах. Предполагаемыми изменениями такое восстановление будет ограничено случаями реализации имущества взаимозависимым лицам.

В части налога на имущество организаций планируется освободить от налогообложения все вновь вводимое движимое имущество. Объектом налогообложения будет признаваться недвижимое имущество организации и те относящиеся к движимому имуществу основные средства, которые числились на балансе организации по состоянию на 31 декабря 2012 года.

Пополнение доходной базы бюджетов

По налогу на прибыль организаций нужно отметить две поправки, предлагаемые к рассмотрению законодателям. Первое — уточнить порядок учета расходов организации на мобилизационную подготовку. В настоящее время по этому основанию в составе мобилизационных расходов могут быть учтены по сути любые расходы организации, в том числе и те, которые связаны с приобретением основных средств, если они так или иначе задействованы в плане мобилизации. Согласно предполагаемым изменениям расходы организации, связанные с созданием этих основных средств, будут учитываться в общеустановленном порядке, что обеспечит более равномерный учет таких расходов при налогообложении.

Второе — организации могут учитывать при амортизации повышающие коэффициенты. Одним из них является коэффициент, в два раза увеличивающий скорость списания стоимости имущества, которое используется в агрессивной среде или в режиме повышенной сменности. Многие организации, учитывая сложившуюся судебную практику, подали уточненные декларации за предшествующие периоды с учетом применения к этим основным средствам повышающего коэффициента. В результате многие субъекты РФ столкнулись с проблемой выпадающих доходов. Мы предполагаем или исключить применение такого повышающего коэффициента, или ограничить его только тем имуществом, которое не предназначено для работы в условиях агрессивной среды.

В части оптимизации налоговых льгот, установленных Налоговым кодексом по региональным и местным налогам, отмечу проект федерального закона о внесении изменений в гл. 31 НК РФ, согласно которому предполагается включить в объекты обложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте и предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных служб. На этот законопроект получено положительное заключение Правительства Российской Федерации. Вступление в силу закона предполагается с 2013 года. По предварительным подсчетам это может дать муниципальным бюджетам порядка 5 млрд руб. Следовательно, такая сумма должна быть запланирована в федеральном бюджете на соответствующие расходные обязательства Минобороны России, МВД, Федеральной таможенной службы и пр.

Министерство финансов РФ направило на согласование заинтересованным федеральным органам исполнительной власти проект федерального закона, который предусматривает включение в объект обложения налогом на имущество организаций имущество естественных монополий. Ожидается, что законопроект будет направлен в Правительство РФ к середине текущего года. Проектом предусматривается поэтапное введение ставок налога на имущество для субъектов естественных монополий: в 2013 год — 0,5 % и далее каждый год до 2017 года будет прибавляться по 0,5 %.

Наряду с этим предполагается расширить полномочия субъектов РФ по установлению ставки налога и увеличить максимальный предел такой ставки до 2,5 % (в настоящее время — 2,2 %).

Предполагается также установить единый срок оплаты физическими лицами региональных и местных налогов. К сожалению, практика показала, что реализация норм действующей редакции Налогового кодекса вызывает сложности: унификации сроков добиться не удалось, в субъектах РФ устанавливаются разные сроки уплаты налогов. Кроме того, прокуратура в ряде случаев обжаловала нормативные акты субъектов РФ и муниципальных образований из-за нечеткости установленных сроков, например до 1 ноября или с 1 ноября. Во избежание таких ситуаций мы предлагаем немного приблизить срок уплаты и сделать его единым — 1 октября следующего налогового периода.

Налог на имущество физических лиц с каждым годом будет уменьшаться. Отменяется такое понятие, как инвентаризационная стоимость — она и сейчас по ряду объектов не предусмотрена. В дальнейшем налог будет завязан на результатах кадастровой оценки объектов капитального строительства. В ряде регионов кадастровая оценка завершена, кое-где результаты оценки субъектами РФ не согласованы.

Что касается налога на недвижимость, то мы предполагаем, что он будет муниципальным. Плательщиками этого налога будут физические лица. Объекты налогообложения — земельные участки и недвижимость — здания, строения, сооружения жилые и нежилые помещения. При этом расчет налога будет проводиться по кадастровой стоимости каждого из соответствующих объектов. То есть отдельно учитывается кадастровая стоимость земельного участка и отдельно — объекта жилого назначения.

Ставки налога — проблемный вопрос. Появилась новая вводная, связанная с налогообложением роскоши. Под ней предлагается подразумевать объекты недвижимости, совокупная кадастровая стоимость которых превышает определенную величину. По нашей версии, это 300 млн руб.

В отношении ставок по земельным участкам пока их действующий диапазон сохраняется — 0,3 %, например, для участков сельскохозяйственного назначения, 1,5 % — для прочих. Ставка по недвижимости 0,05 % — для жилых помещений, 0,5 % — для иного имущества, не относящегося к объектам роскоши, и 1 % — для объектов, относящихся к объектам роскоши. И мы предполагаем в среднесрочной перспективе по меньшей мере двукратное увеличение поступлений налога на имущество (без учета земельного налога), а в более длительной перспективе даже большее увеличение и с 2020 года — на сумму от 100 млрд руб.

Специальные налоговые режимы

Еще один блок вопросов по налогам, зачисляемым в региональные и местные бюджеты, связан со специальными налоговыми режимами. В Госдуме продолжается рассмотрение принятого в прошлом году законопроекта № 499566-5, поправки к которому сейчас внесены на рассмотрение в Правительство РФ. Эти поправки могут существенно изменить концепцию законопроекта. По меньшей мере до 2018 года будет сохранено применение системы единого налога на вмененный доход. К тому же налогоплательщики смогут сами решать, переходить или не переходить на ЕНВД.

Одновременно с этим у индивидуальных предпринимателей появится возможность в добровольном порядке перейти на патентную систему налогообложения. Она предназначена только для индивидуальных предпринимателей, среднесписочная численность работников которых не превышает 15 человек, и охватывает 47 видов деятельности. Размер дохода будет устанавливаться Налоговым кодексом. Так, он не должен быть менее 100 тыс. руб., а его максимальный размер не должен превышать 1 млн руб. При этом предоставляется возможность дифференциации размера дохода законом субъекта РФ. Максимальный размер дохода в ряде случаев может быть повышен в 3–5 раз. Кроме того, предусмотрена его индексация на коэффициент, учитывающий изменение потребительских цен.

Важно учитывать, что согласно поправкам все субъекты РФ будут обязаны принять закон о введении патентной системы налогообложения. Уже принято решение, что 90 % поступлений от патентной системы налогообложения зачисляются в местные бюджеты и 10 % — в бюджеты субъектов РФ.

В упрощенной системе налогообложения размер доходов предполагается сохранить на действующем сейчас уровне — 45 млн руб. для перехода на упрощенку и 60 млн руб. для применения этой системы.

Поделиться