Стимулирование модернизации
К первому блоку в части НДФЛ относится находящийся на рассмотрении в Госдуме законопроект №
Предполагается также уточнить порядок предоставления налоговых вычетов при приобретении жилья родителями с несовершеннолетними детьми и в случаях, когда налоговый вычет предоставляется гражданам, приобретающим имущество в общую совместную или в общую долевую собственность.
Все эти изменения в большей степени приведут к выпадающим доходам субъектов РФ. Вступление их в силу ожидается с 1 января 2013 года.
В части налога на прибыль предполагается уточнить порядок восстановления амортизационной премии. Как известно, организация вправе списать единовременно на расходы текущего отчетного (налогового) периода значительную часть первоначальной стоимости основного средства. В настоящее время единовременно можно списать от 10 до 30 % стоимости вводимых в эксплуатацию основных средств. Но если в течение пяти лет это основное средство было реализовано, то организация-налогоплательщик должна восстановить сумму амортизационной премии в своих доходах. Предполагаемыми изменениями такое восстановление будет ограничено случаями реализации имущества взаимозависимым лицам.
В части налога на имущество организаций планируется освободить от налогообложения все вновь вводимое движимое имущество. Объектом налогообложения будет признаваться недвижимое имущество организации и те относящиеся к движимому имуществу основные средства, которые числились на балансе организации по состоянию на 31 декабря 2012 года.
Пополнение доходной базы бюджетов
По налогу на прибыль организаций нужно отметить две поправки, предлагаемые к рассмотрению законодателям. Первое — уточнить порядок учета расходов организации на мобилизационную подготовку. В настоящее время по этому основанию в составе мобилизационных расходов могут быть учтены по сути любые расходы организации, в том числе и те, которые связаны с приобретением основных средств, если они так или иначе задействованы в плане мобилизации. Согласно предполагаемым изменениям расходы организации, связанные с созданием этих основных средств, будут учитываться в общеустановленном порядке, что обеспечит более равномерный учет таких расходов при налогообложении.
Второе — организации могут учитывать при амортизации повышающие коэффициенты. Одним из них является коэффициент, в два раза увеличивающий скорость списания стоимости имущества, которое используется в агрессивной среде или в режиме повышенной сменности. Многие организации, учитывая сложившуюся судебную практику, подали уточненные декларации за предшествующие периоды с учетом применения к этим основным средствам повышающего коэффициента. В результате многие субъекты РФ столкнулись с проблемой выпадающих доходов. Мы предполагаем или исключить применение такого повышающего коэффициента, или ограничить его только тем имуществом, которое не предназначено для работы в условиях агрессивной среды.
В части оптимизации налоговых льгот, установленных Налоговым кодексом по региональным и местным налогам, отмечу проект федерального закона о внесении изменений в гл. 31 НК РФ, согласно которому предполагается включить в объекты обложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте и предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных служб. На этот законопроект получено положительное заключение Правительства Российской Федерации. Вступление в силу закона предполагается с 2013 года. По предварительным подсчетам это может дать муниципальным бюджетам порядка 5 млрд руб. Следовательно, такая сумма должна быть запланирована в федеральном бюджете на соответствующие расходные обязательства Минобороны России, МВД, Федеральной таможенной службы и пр.
Министерство финансов РФ направило на согласование заинтересованным федеральным органам исполнительной власти проект федерального закона, который предусматривает включение в объект обложения налогом на имущество организаций имущество естественных монополий. Ожидается, что законопроект будет направлен в Правительство РФ к середине текущего года. Проектом предусматривается поэтапное введение ставок налога на имущество для субъектов естественных монополий: в 2013 год — 0,5 % и далее каждый год до 2017 года будет прибавляться по 0,5 %.
Наряду с этим предполагается расширить полномочия субъектов РФ по установлению ставки налога и увеличить максимальный предел такой ставки до 2,5 % (в настоящее время — 2,2 %).
Предполагается также установить единый срок оплаты физическими лицами региональных и местных налогов. К сожалению, практика показала, что реализация норм действующей редакции Налогового кодекса вызывает сложности: унификации сроков добиться не удалось, в субъектах РФ устанавливаются разные сроки уплаты налогов. Кроме того, прокуратура в ряде случаев обжаловала нормативные акты субъектов РФ и муниципальных образований из-за нечеткости установленных сроков, например до 1 ноября или с 1 ноября. Во избежание таких ситуаций мы предлагаем немного приблизить срок уплаты и сделать его единым — 1 октября следующего налогового периода.
Налог на имущество физических лиц с каждым годом будет уменьшаться. Отменяется такое понятие, как инвентаризационная стоимость — она и сейчас по ряду объектов не предусмотрена. В дальнейшем налог будет завязан на результатах кадастровой оценки объектов капитального строительства. В ряде регионов кадастровая оценка завершена, кое-где результаты оценки субъектами РФ не согласованы.
Что касается налога на недвижимость, то мы предполагаем, что он будет муниципальным. Плательщиками этого налога будут физические лица. Объекты налогообложения — земельные участки и недвижимость — здания, строения, сооружения жилые и нежилые помещения. При этом расчет налога будет проводиться по кадастровой стоимости каждого из соответствующих объектов. То есть отдельно учитывается кадастровая стоимость земельного участка и отдельно — объекта жилого назначения.
Ставки налога — проблемный вопрос. Появилась новая вводная, связанная с налогообложением роскоши. Под ней предлагается подразумевать объекты недвижимости, совокупная кадастровая стоимость которых превышает определенную величину. По нашей версии, это 300 млн руб.
В отношении ставок по земельным участкам пока их действующий диапазон сохраняется — 0,3 %, например, для участков сельскохозяйственного назначения, 1,5 % — для прочих. Ставка по недвижимости 0,05 % — для жилых помещений, 0,5 % — для иного имущества, не относящегося к объектам роскоши, и 1 % — для объектов, относящихся к объектам роскоши. И мы предполагаем в среднесрочной перспективе по меньшей мере двукратное увеличение поступлений налога на имущество (без учета земельного налога), а в более длительной перспективе даже большее увеличение и с 2020 года — на сумму от 100 млрд руб.
Специальные налоговые режимы
Еще один блок вопросов по налогам, зачисляемым в региональные и местные бюджеты, связан со специальными налоговыми режимами. В Госдуме продолжается рассмотрение принятого в прошлом году законопроекта №
Одновременно с этим у индивидуальных предпринимателей появится возможность в добровольном порядке перейти на патентную систему налогообложения. Она предназначена только для индивидуальных предпринимателей, среднесписочная численность работников которых не превышает 15 человек, и охватывает 47 видов деятельности. Размер дохода будет устанавливаться Налоговым кодексом. Так, он не должен быть менее 100 тыс. руб., а его максимальный размер не должен превышать 1 млн руб. При этом предоставляется возможность дифференциации размера дохода законом субъекта РФ. Максимальный размер дохода в ряде случаев может быть повышен в
Важно учитывать, что согласно поправкам все субъекты РФ будут обязаны принять закон о введении патентной системы налогообложения. Уже принято решение, что 90 % поступлений от патентной системы налогообложения зачисляются в местные бюджеты и 10 % — в бюджеты субъектов РФ.
В упрощенной системе налогообложения размер доходов предполагается сохранить на действующем сейчас уровне — 45 млн руб. для перехода на упрощенку и 60 млн руб. для применения этой системы.