Дефицит
По итогам 2011 года дефицит консолидированных бюджетов субъектов РФ составил 35,1 млрд руб., или 0,45 % доходов, против почти 100 млрд руб. (1,53 % доходов) в 2010 году. Если не учитывать Москву, которая дает почти пятую часть совокупных доходов субъектов РФ и потому существенно искажает картину, дефицит составляет около 2 %, то есть порядка 116 млрд руб.
По словам директора направления «Международные региональные финансы» Fitch Ratings В. Е. Редькина, в 2008 и 2009 годах как следствие кризиса дефицит бюджетов субъектов РФ нарастал, достигнув 2009 году почти 4 % доходов (в Москве — около 15 %). В частности, в этот период регионы активно кредитовал федеральный центр. Последние два года наблюдается некоторое сокращение дефицитов, и, возможно, тенденция оказалась бы более прочной, если бы не стартовавший в этот период предвыборный цикл. «Сказался эффект предвыборных обещаний», — полагает эксперт. В 2009 и 2010 годах дефициты были связаны в первую очередь с последствиями кризиса, но в 2011 году доходы регионов практически восстановились: год оказался успешным в первую очередь благодаря росту поступлений по налогу на прибыль — на 27 % к уровню 2010 года (11 % к уровню 2008 года). Сбалансировать бюджеты помогли и трансферты из федерального центра, которые увеличились по сравнению с 2010 годом на 18 % (с 2008 годом — на 48 %). Однако и расходы увеличивались практически на уровне роста доходов — отсюда и сохраняющийся дефицит. Примечательно, что социальные расходы вытесняли капитальные: по сравнению с 2008 годом в 2011 году капитальные расходы сократились на 20 %, в то время как траты на социалку выросли на 71 %.
Сохранение дефицитов региональных бюджетов в обозримой перспективе можно прогнозировать сразу по двум причинам: рост нагрузки в связи с повышением зарплат и социальных расходов, который придется на 2012 год, и фактическое сокращение доходных источников регионов вследствие их привязки к конкретным расходам. Эксперты Standard & Poor’s констатируют, что финансовые показатели российских регионов и муниципальных образований, за исключением ряда богатых городов и территорий, будут ухудшаться.
Бюджетные кредиты: что дальше?
Заметная тенденция
Таким образом, в распоряжении регионов в качестве долговых инструментов остаются только банковские кредиты и эмиссия ценных бумаг. Кроме того, предстоит отдавать уже взятые в кризис бюджетные кредиты: пик выплат по ним приходится на 2012 год, в течение которого придется вернуть порядка 133 млрд руб. Впрочем, по мнению В. Е. Редькина, проблема лежит несколько в иной плоскости. «Да, бюджетные кредиты сокращаются, но сокращается целевая их часть, которая предназначалась для строительства дорог, — объясняет эксперт. — Эта составляющая была значительной, и рост бюджетных кредитов в последние года два происходил в основном за счет кредитов на капремонт и строительство автодорог. Сейчас ситуация изменилась: были образованы региональные дорожные фонды, откуда в дальнейшем будут финансироваться указанные расходы. Помимо этого из дорожных фондов будут погашаться ранее выданные на дороги бюджетные кредиты». Главная опасность, считает представитель Fitch Ratings, заключается в том, что доходы дорожных фондов (транспортный налог и акцизы на нефтепродукты) теперь «окрашены» и не могут использоваться на иные цели. «В тех регионах, где на дороги тратили мало, произойдет сокращение доходных источников для прочих расходов, — говорит эксперт. — Здесь есть два варианта: либо сократятся все прочие капитальные расходы, которые не связаны с дорогами, либо, если этих капрасходов мало и сокращать особенно нечего, регионам придется наращивать дефицит и проводить политику сдерживания расходов».
Долговая нагрузка
С учетом сказанного очевидно, что потребность городов и регионов в заимствованиях как минимум не сократится. Между тем их долги в последние годы и так стабильно растут. По данным Минфина России, за три года госдолг субъектов РФ вырос в реальном выражении более чем в 2,5 раза: с 456,9 млрд руб. на 1 января 2008 года до 1172,2 млрд руб. на 1 января 2012 года (к этому следует прибавить долг муниципальных образований, составивший на 1 января около 215 млрд руб.). По оценкам Standard & Poor’s, в 2012 году рост долга регионов и муниципалитетов в номинальном выражении составит менее 10 %, однако уже в 2013 году темпы роста долга ускорятся, так как на бюджеты будут давить возрастающие расходные обязательства. В результате к концу 2015 года долг превысит 1,5 трлн руб.
Между тем, по мнению экспертов, представляющих ведущие рейтинговые агентства, накопленный субъектами РФ массив долга нельзя считать критическим. Определенные риски, как и ранее, связаны с профилем долга (который, как правило, краткосрочный), а не с его объемом. Краткосрочная структура долга означает риски рефинансирования, необходимость в новых заимствованиях и высокие расходы на погашение и обслуживание долга в ближайшие годы.
Впрочем, есть регионы, где долговая проблема уже приобретает первостепенное значение благодаря значительному (пусть и по российским меркам) уровню долга. Среди «лидеров» такие субъекты, как Мордовия (долг почти 70 % доходов, включая межбюджетные трансферты), Вологодская область (около 65 %), Астраханская и Калужская области (около 60 %), Саратовская и Костромская области (более 50 %). Отметим, что средний по стране уровень долга составляет 18,3 %. Важным является такой показатель, как отношение долга к собственным доходам региона, характеризующий его платежеспособность. В этом смысле, по оценкам Независимого института социальной политики, критическим можно назвать положение в Мордовии (отношение долга к собственным доходам — 126 %). Сложная ситуация сложилась в Костромской области и Северной Осетии (86 и 87 % соответственно) и в Татарстане (84 %). «Рискованным соотношением долга и собственных доходов бюджета следует считать уровень, превышающий 50 процентов, — говорит директор региональной программы НИСП Н. В. Зубаревич. — Такое превышение отмечается в 16 субъектах Федерации». Сократить объем своего долга в 2011 году, по ее словам, смогли только десять территорий. А согласно подсчетам экспертов S&P, 13 из 83 российских регионов ежегодно вынуждены расходовать более 15 % своих доходов на обслуживание долга.
Заимствования
По данным Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара, по итогам 2011 года суммарный объем внутренних заимствований регионов и муниципалитетов составил 603,9 млрд руб. Крупнейшими заемщиками на внутреннем рынке стали Нижегородская область (64,4 млрд руб.), Московская область (40,9 млрд руб.), Омская область (29,9 млрд руб.), Республика Татарстан (26,1 млрд руб.), Краснодарский край (24,6 млрд руб.) и Саратовская область (23,3 млрд руб.), на которые пришлось 34,6 % заимствований. По сравнению с 2010 годом объем внутренних заимствований сократился на 104 млрд руб. В общем объеме внутренних заимствований консолидированных региональных бюджетов на эмиссию ценных бумаг пришлось 9,1 %, на бюджетные кредиты — 21,3 %, на заимствования в коммерческих банках и международных кредитных организациях — 69,6 %.
По различным оценкам, до 90 % рынка банковского кредитования регионов и муниципалитетов занимают государственные банки. Банковские кредиты (пока еще относительно дешевые) сегодня составляют примерно треть долга регионов. По мнению Редькина, рост ставок по банковским кредитам в ближайшей перспективе вполне вероятен, однако причиной тому может стать не повышенный спрос на заемные деньги со стороны субъектов РФ, а общая ситуация в финансовом секторе, выражающаяся в нехватке ликвидности. К слову, в 2011 году продолжилась тенденция относительного роста заимствований в кредитных организациях при сокращении доли эмиссий ценных бумаг с 15,7 до 9,1 %. Эксперты S&P отмечают, что среднесрочные кредиты становятся более доступными для бюджетов всех уровней, однако средний срок погашения остается в пределах
Fitch прогнозирует активизацию субъектов РФ на рынке облигационных займов. «Те регионы, которые давно и регулярно выпускались — а таких примерно треть — активизируются, — полагает Редькин. — Если раньше они могли выпускаться через год, то теперь, вероятно, будут увеличивать объем выпуска облигаций и их срочность. Те же регионы, которые выпускались мало, скорее всего продолжат брать банковские кредиты, в основном краткосрочные. Однако есть шанс, что и они начнут задумываться о выпуске облигаций и, по крайней мере, готовить документы для регистрации выпусков». Самыми крупными заемщиками в текущем году, по оценке S&P, станут Самарская область, Краснодарский край и Вологодская область. Примечательно, что 20 % всех региональных долгов приходится на Москву, однако в 2011 году столица исполнила бюджет с профицитом и в заимствованиях не нуждается. Схожая ситуация сложилась и в других «богатых» субъектах (например, Тюменской области, ЯНАО), многие из которых сумели сформировать крупные финансовые резервы.
В 2011 году были зарегистрированы проспекты эмиссии облигационных займов 21 субъекта Федерации и пяти муниципальных образований (по сравнению с 17 регионами и шестью муниципалитетами, выпустившими облигации в 2010 году). В 2011 году продолжился процесс сокращения объема размещаемых облигаций, составившего 55,1 млрд руб., по сравнению с 111,1 млрд руб. в 2010 году и 158,1 млрд руб. в 2009 году. Крупнейшие размещения ценных бумаг провели Самарская область — 12,2 млрд руб. (22,2 % общей эмиссии регионов), Красноярский край — 9,1 млрд руб. (16,4 %), Нижегородская область — 8 млрд руб. (14,5 %). Таким образом, три крупнейших эмитента заняли 53,1 % общего объема выпусков размещенных региональных и муниципальных облигаций в 2011 году. В целом же доминирующее положение на рынке облигаций по-прежнему занимает Москва: на долю столицы приходится почти половина размещенных облигаций.
Следует отметить, что облигационные займы традиционно рассматриваются как более долгосрочный, нежели кредиты, механизм заимствований. Однако в российских условиях сроки погашения выпускаемых облигаций не столь велики и, как правило, не превышают