Институты
Прежде всего следует сказать о том, что в крае принят Закон от 11 мая 2011 г. №
В крае был сформирован институт инвестиционных уполномоченных, который должен помочь устранить пресловутые административные барьеры и привлечь ресурсы, необходимые для реализации общегосударственных и региональных проектов, в том числе осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства. Для сопровождения и эффективной реализации инвестиционных проектов в соответствии с порядком взаимодействия с Центром ГЧП Внешэкономбанка образовано краевое автономное учреждение «Алтайский центр государственно-частного партнерства и привлечения инвестиций».
Следует отметить, что перед инвестиционными уполномоченными и профессиональным оператором инвестиционной деятельности поставлена задача привлечь в экономику региона прямые инвестиции, которые стали бы катализатором ее роста. Они являются не только источником новых капиталовложений, но и, что особенно важно, открывают доступ к новым технологиям, эффективным способам управления и маркетинга.
В крае сформирован институт оценки условий для привлечения инвестиций, предусматривающий присуждение премии губернатора Алтайского края за создание благоприятного инвестиционного климата в муниципальном районе или городском округе. Денежная часть премии используется на проведение мероприятий по поддержанию и дальнейшему улучшению инвестклимата на местном уровне. Также в рамках конкурса комплексных программ социально-экономического развития учреждена номинация «За обеспечение инвестиционной привлекательности территории».
В 2011 году впервые учреждены гранты губернатора Алтайского края в сфере экономики для поддержки предпринимательской инициативы. Были определены 23 победителя по семи направлениям: «Семейная ферма», «Сельское предпринимательство», «Женское предпринимательство», «Частный детский сад», «Частное спортивное сооружение», «Новая энергия», «Чистый муниципалитет».
В прошлом году в крае был создан региональный инвестиционный фонд. Напомню, что его наличие — это одно из основных условий предоставления средств из Инвестиционного фонда Российской Федерации. Результатом активного использования всего спектра инструментов и механизмов поддержки инвестиционной деятельности стало повышение активности корпоративного бизнеса в реализации крупных инвестиционных проектов. В
Государственно-частное партнерство
Практика подтверждает, что успех инвестпроектов обеспечивает не только устранение административных барьеров, сокращение сроков окупаемости проекта, но и в первую очередь развитие инфраструктуры за счет краевого бюджета.
Привлечение долгосрочных инвестиций в экономику края осуществляется на основе системного подхода, позволяющего достичь синергетического эффекта в социальном и экономическом развитии края. Так, реализуется программа «Комплексное развитие Алтайского Приобья», включающая 89 проектов в четырех взаимосвязанных кластерах (агропромышленном, биофармацевтическом, туристско-рекреационном и топливно-энергетическом). Реализации этих проектов будет способствовать практика заключения инвестиционных соглашений, предусматривающих механизмы ГЧП: администрация края финансирует строительство объектов инфраструктуры, которые обеспечивают технологический процесс в рамках проекта, реализуемого инвестором, и которые после сдачи их в эксплуатацию передаются в краевую собственность.
Для реализации проектов в области сельского хозяйства и пищевой промышленности (ЗАО «Алтайский бройлер», ООО «Алтаймясопром» и ОАО «Пава») ведется строительство объектов инфраструктуры (газопроводная магистраль, автомобильные дороги, линии электропередачи). Краевой инвестиционной комиссией принято решение о передаче в залог находящихся в собственности Алтайского края
Уже в текущем году начато строительство объектов инфраструктуры в создаваемом индустриальном парке «Новоалтайск южный». Этот проект призван сформировать новый пояс промышленного развития города Новоалтайска на принципах ГЧП, что позволит ускорить процессы внедрения научно-технических разработок.
Проекты
В сельском хозяйстве края успешно стартовали проекты по производству и переработке продукции животноводства и птицеводства. Так, введены первые очереди комплекса мощностью 24 тыс. голов в год в с. Клочки (ОАО «Альтаир-Агро», 827 рабочих мест) и проекта животноводческого комплекса с общим содержанием 1200 голов КРС (ООО «Западное», 300 рабочих мест), а также мощности вертикально интегрированного птицеводческого комплекса с незамкнутым циклом по производству 45 тыс. тонн мяса бройлеров в год (ЗАО «Алтайский бройлер, 1932 рабочих места).
В промышленности также был реализован целый ряд крупных проектов:
- запущен в эксплуатацию современный высокотехнологичный маслоэкстракционный завод производительностью 500 тонн подсолнечника в сутки в г. Барнауле (ООО «АгроСиб-Раздолье», 325 рабочих мест);
- проведена масштабная реконструкция и модернизация Бийского сахарного завода (100 рабочих мест);
- построен рудник на Степном месторождении полиметаллических руд (ОАО «Сибирь-Полиметаллы», Змеиногорский район, 250 рабочих мест);
- организовано производство сварной трубы на трубоэлектросварочном агрегате ТЭСА
23-63, изготовление оборудования для энергоблоков атомных станций (ОАО «Сибэнергомаш», г. Барнаул, 30 рабочих мест); - создано золотодобывающее предприятие ООО «Золото Курьи» на территории Курьинского района проектной мощностью 550 кг золота в год (около 400 рабочих мест).
Приоритетные задачи для расширения рынков сбыта агропродовольственной продукции — повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции, а также стабильное обеспечение агропромышленного кластера энергетическими ресурсами. В связи с этим в рамках топливно-энергетического кластера реализуется системообразующий проект по строительству Алтайской конденсационной электрической станции мощностью 660 МВт. Этот проект одобрен Экспертным советом по региональной инвестиционной политике при Минрегионе России и включен в перечень приоритетных, требующих дополнительной государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований Инвестфонда.
Системная работа по реализации инвестиционных проектов проведена и в туристско-рекреационном кластере. Ускоренными темпами осуществляется проект «Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа „Бирюзовая Катунь“» (зарегистрировано 17 компаний-резидентов, создано около 180 рабочих мест). В рамках реализации проекта в 2011 году завершилось строительство первой очереди объектов внутренней транспортной и инженерной инфраструктуры. Также введены в эксплуатацию основные элементы внешней транспортной инфраструктуры, необходимой для реализации проекта: завершающий участок автомобильной дороги «Алтайское — Ая — Нижнекаянча — „Бирюзовая Катунь“» протяженностью около 3,5 километра и двухполосный мост через реку Катунь в районе села Ая.
Прогноз — позитивный
В результате целенаправленной планомерной работы по стимулированию инвестиционной деятельности Алтайский край в настоящий период является одним из динамично развивающихся регионов России с благоприятными условиями для инвестирования. Также разрабатываются новые формы и инструменты государственной поддержки проектов:
- субсидирование лизингодателям части лизинговых платежей (вместо действующего инструмента субсидирования части банковской процентной ставки участникам лизинговой деятельности);
- субсидирование части ставки рефинансирования ЦБ РФ по инвестиционным налоговым кредитам;
- субсидирование ставки рефинансирования ЦБ РФ по кредитам, превышающим 50 млн руб. (предусмотрен Законом «Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае»);
- увеличение объема субсидирования по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов на условиях проектного финансирования, с 2/3 до 3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ;
- отмена законодательного ограничения срока предоставления поддержки в виде субсидирования затрат по налогу на имущество (не более трех лет с момента возникновения обязательств по уплате налога на имущество).
Какие-либо специальные льготы и меры поддержки иностранных инвесторов законодательством Алтайского края не предусмотрены, однако таковым на территории региона гарантируется обеспечение правового режима не менее благоприятного, чем для российских юридических лиц, разумеется, помимо случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Общий объем инвестиций в основной капитал в 2011 году составил 70,8 млрд руб., или 115,4 % к уровню 2010 года. Подчеркну, что это на 9,2 процентного пункта выше, чем в среднем по России. В 2011 году около 3500 организаций и предприятий различных форм собственности осуществляли реализацию инвестиционных проектов по модернизации экономики и социальной сферы края. По итогам рейтинга агентства «Эксперт РА» край вошел в число регионов-лидеров в части улучшения инвестиционной привлекательности: ранг инвестиционного риска в 2011 году повысился на 36 позиций. В итоге регион занял
В августе 2011 года агентством «Фитч Рейтингс» подтверждены национальный долгосрочный рейтинг и краткосрочный рейтинг в иностранной валюте, при этом прогноз изменен с оценки «стабильный» на «позитивный». Мы полагаем, что социально-экономические показатели края будут демонстрировать устойчивый рост в 2012 и 2013 годах, чему будет способствовать реализация крупных инвестиционных проектов. Все возможности для этого есть: в регионе созданы прозрачные правила ведения бизнеса, обеспечен равный доступ к земельным участкам и энергоресурсам, сформирована развитая бизнес-инфраструктура, постоянно совершенствуется система государственной поддержки малого, среднего и крупного предпринимательства.
Справка «Бюджета»
Михаил Павлович Щетинин, заместитель губернатора Алтайского края, начальник Главного управления экономики и инвестиций, доктор технических наук, профессор
Родился 6 августа 1953 г. в Барнауле. Окончил Алтайский политехнический институт им И. И. Ползунова, Алтайский государственный университет.
В
С 2005 г. — начальник Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края.
С 2007 г. — заместитель главы администрации Алтайского края.
С декабря 2007 г. — заместитель губернатора Алтайского края, начальник Главного управления экономики и инвестиций.