Версия для печати 3409 Материалы по теме
Хотели как лучше,  а получилось…

Красницкий
Петухов
буренков
В предыдущей статье, посвященной вопросам нового порядка проведения технического осмотра транспортных средств («Бюджет» № 3, 2012), речь шла о том, что установленный субъектами Российской Федерации предельный размер платы за проведение ТО в большинстве своем, то есть в 55 случаях из 83, не отражает экономически обоснованные затраты операторов ТО, а значит, не соответствует методике, разработанной Федеральной службой по тарифам. Продолжение темы — в данной статье. Юрий Борисович КРАСНИЦКИЙ, заместитель начальника управления ФСТ России, Михаил Валериевич ПЕТУХОВ, начальник отдела ФСТ России, Александр Константинович БУРЕНКОВ, ведущий консультант ФСТ России

Причина ошибки

В чем главная ошибка регулирующих органов субъектов Российской Федерации? Дело в том, что за основу был взят размер платы за проведение государственного технического осмотра (ГТО). Но условия проведения технического осмотра изменились. Вместо пунктов инструментального контроля (ПИК) осуществлять технический осмотр начали операторы ТО, в штате которых теперь работают технические эксперты, а не контролеры инструментального контроля. Также существенно возросли требования и к операторам ТО, и к их техническим экспертам в плане технического оснащения и профессиональной подготовки. Возросла материальная ответственность операторов ТО и технических экспертов за качество выполненной работы. Естественно, все это повлекло за собой повышение расходов. Но когда за основу взяты устаревшие (как по трудоемкости, так и по расходам) и уже отмененные нормативы, то экономически обоснованный тариф определить невозможно.

Прямо скажем, размеры платы за проведение ГТО мало отвечали экономическим требованиям и носили скорее декларативный характер. А если учесть, что эти ставки не пересматривались в течение нескольких лет, то быть основой для предельного размера платы за проведение ТО они никак не могли. Да и сам подход к расчету и установлению предельного размера платы за проведение ТО носил хаотичный характер. Например, в Ленинградской области предельный размер платы за ТО установлен на уровне 735 руб., что на 23 % ниже, чем до 1 января 2012 года. Ставка пересматривалась дважды в течение 20 дней. В Ростовской области ставку установили с ростом против размера платы за ГТО на 17 руб., или около 4 %. В Астраханской области ставка утверждена в конце декабря 2011 года практически на уровне ставки ГТО. Однако в марте 2012 года жизнь заставила пересчитать предельный размер платы за проведение ТО в соответствии с методикой ФСТ России и увеличить его более чем в два раза. Это еще раз подтверждает положение о том, что прежние тарифы не отражали затраты организаций по проведению ГТО и не могли быть базой для новых тарифов.

О том, что в ряде субъектов Российской Федерации работа по установлению предельных размеров платы за проведение ТО проводилась зачастую механически, свидетельствует применяемая в нормативных актах устаревшая терминология, отмененная в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. № 1008 «Об утверждении Правил проведения технического осмотра транспортных средств».

При таком подходе к государственному регулированию учтены интересы только одной стороны — потребителей услуги по проведению ТО. Интересы другой стороны рыночных отношений — операторов ТО проигнорированы. Тем самым нарушаются принципы осуществления государственного регулирования услуги по проведению ТО. Таким образом, увеличение с 1 апреля 2012 года тарифа в г. Москве на 4 %, или на 30 руб., доходность операторов ТО не поднимет, а недовольство в их среде останется.

Совершенно иной подход продемонстрировало министерство экономического развития и торговли Саратовской области. Как регулирующий орган министерство проанализировало данные, предоставленные более чем половиной операторов ТО региона, и на этой основе рассчитало предельный размер платы в соответствии с методикой ФСТ России. Тариф существенно возрос против размера платы за проведение ГТО, но при этом не был нарушен баланс интересов.

Аналогичный подход применен в Московской области, где в декабре 2011 года был установлен предельный размер платы на уровне 1040 руб. за проведение ТО транспортного средства категории М1. Однако уже в январе 2012 года под давлением явно неэкономических факторов предельный размер платы изменен и оставлен на уровне платы за ГТО в размере 680 руб., который не пересматривался с 2010 года.

Предлагая выход из создавшегося положения, в предыдущей статье мы рекомендовали регулирующим органам субъектов РФ по итогам работы операторов ТО за I квартал 2012 года провести мониторинг экономических показателей, проанализировать их и с учетом интересов всех участников рынка на основе методики ФСТ России взвешенно подойти к пересмотру установленных предельных размеров платы за проведение ТО.

Сегодня уже можно подвести итоги за I квартал 2012 года. Что же изменилось за это время? Пересмотр установленных размеров платы начат, но движение в этом направлении идет пока очень медленно и на ощупь. Думается, вся работа по пересмотру тарифов еще впереди: четыре случая изменения установленных предельных размеров платы за ТО — это только начало трудного пути.

Налог на добавленную стоимость и размер платы за ТО

Отдельно необходимо остановиться на проблеме применения ставки НДС при исчислении размера платы за ТО, определяемого оператором ТО самостоятельно. До 1 января 2012 года размер платы за проведение государственного технического осмотра исчислялся с учетом НДС. С 1 января текущего года вступивший в силу Закон № 170-ФЗ внес корректировки в формирование платы за проведение технического осмотра. Так, в п. 7 ст. 32 предусмотрено, что наряду с операторами ТО имеют право осуществлять технический осмотр организации (неоператоры ТО), которые на день вступления в силу вышеуказанного закона отвечали трем условиям:

     
  • прошли конкурсный отбор на право проведения государственного технического осмотра транспортных средств (ГТО);
  • имеют договоры с подразделениями ГИБДД МВД России;
  • включены в реестр операторов ТО.
  •  

При этом неоператоры ТО должны до 1 января 2014 года пройти аккредитацию в Российском союзе автостраховщиков (РСА). РСА ведет реестр операторов ТО, включающий 3210 юридических лица и индивидуальных предпринимателей, из которых только 495 прошли аккредитацию и получили статус операторов ТО.

Правилами проведения технического осмотра (п. 7) предусмотрено, что операторы ТО самостоятельно определяют размер платы за проведение ТО (это касается и неоператоров ТО), который не должен превышать установленный высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельный размер платы за проведение ТО, рассчитанный по методике ФСТ России.

В соответствии с Налоговым кодексом (подп. 17.2 п. 2 ст. 149) услуга операторов ТО по проведению технического осмотра не облагается НДС. Следовательно, неоператоры ТО обязаны уплачивать НДС. На практике же мониторинг нормативных правовых актов, которыми субъекты Российской Федерации установили предельные размеры платы за ТО, проведенный ФСТ России, показал отсутствие единого подхода в применении ставки НДС: в одних случаях указывается, что тариф установлен с НДС, в других — нет.

Как понимают такую ситуацию неоператоры ТО

По имеющейся у ФСТ России информации, есть случаи, когда неоператоры ТО, применяя ставку НДС к самостоятельно разработанному размеру платы за проведение ТО, превышают установленный субъектами Российской Федерации предельный размер платы за проведение ТО. Тем самым неоператоры ТО показывают, что они не хотят нести финансовые потери из-за уменьшения размеров прибыли в связи с уплатой НДС. Однако в данном случае нарушается порядок ценообразования, за что предусмотрены штрафные санкции в установленном законодательством порядке.

По мнению Минфина России (мы поддерживаем эту позицию), при исчислении размера платы за проведение технического осмотра неоператоры ТО обязательно должны учитывать НДС. Однако при этом предельный размер платы за проведение ТО, установленный субъектом Российской Федерации, не может быть превышен. Такой порядок должен сохраниться на весь переходный период до 1 января 2014 года, когда в процессе аккредитации юридические лица и индивидуальные предприниматели (неоператоры ТО) получат статус операторов ТО.

О том, что условия для развития данного сегмента рынка требуют совершенствования и устранения отмеченных выше недостатков, говорилось на Всероссийском совещании по подведению итогов работы органов государственного регулирования в 2011 году и определению основных задач на 2012 и 2013 годы, прошедшем в Москве 16–17 апреля 2012 года. На этом совещании поддержаны наши предложения и субъектам Российской Федерации рекомендовано на основе методики ФСТ России по итогам работы операторов ТО за I квартал 2012 года взвешенно подойти к расчету и установлению предельного размера платы за проведение ТО. Будут ли приняты эти рекомендации и какие коррективы внесет жизнь в практику установления предельного размера платы за проведение ТО, рассмотрим в следующих публикациях.

Поделиться