Многочисленные реформы, которые происходят в бюджетной сфере, свидетельствуют о том, что у государственных и муниципальных структур появляются новые задачи и функции. Это обусловливает и изменения в нормативных правовых актах, которые могут порождать (и порождают) те или иные проблемы в деятельности соответствующих должностных лиц. Важную роль в их разрешении играет система дополнительного профессионального образования, которая обеспечивает как повышение квалификации специалистов, так и их переподготовку.
Остаточный принцип?
Финансово-экономические вузы готовы предоставить необходимые услуги по изучению происходящих изменений в рамках системы повышения квалификации и переподготовки кадров, однако новые условия требуют предоставления таких услуг за плату. Для обеспечения повышения квалификации специалистов государственных органов и органов местного самоуправления в соответствующих бюджетах предусматриваются необходимые ассигнования. В федеральном бюджете ежегодно на эти цели по подразделу «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации» выделяется более 1 % бюджетных средств от суммы, предусмотренной по разделу «Образование». В рамках предусмотренных на эти цели денежных средств по бюджетной статье 418 выделяются средства для размещения государственного заказа на оплату услуг по профессиональной переподготовке и повышению квалификации на конкурсных условиях, однако выделяемые по ней бюджетные средства после 2008 года стали сокращаться (см. табл. 1).
Сокращение бюджетных ассигнований на размещение государственного заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих осуществляется на фоне роста расходов на подготовку, переподготовку и повышение квалификации, которые возросли с 2007 года на 76,1 %, а расходы на размещение госзаказа на эти же цели за этот же период сократились на 38,4 %. В целом если в 2007 году объем расходов на размещение государственного заказа на оплату услуг по профессиональной переподготовке и повышению квалификации на конкурсных условиях составлял 17,1 %, в 2008 году — 15,8 %, в 2009 году — 14,2 % от расходов на подготовку, переподготовку и повышение квалификации, то на 2012 год они запланированы на уровне 6,5 % (в 2011 году — 5,8 %). Складывается впечатление, что средства на данные цели выделяются по остаточному принципу. Такое отношение к предоставлению услуг в сфере дополнительного профессионального образования отразилось на их объемах (см. табл. 2).Как видно из таблицы, темпы переподготовки кадров сократились и на федеральном, и на региональном уровнях, а повышения квалификации — на региональном уровне, где в большей степени это необходимо. Предусмотренные объемы финансирования на 2012 год не позволяют изменить ситуацию в данной сфере, в то время как многочисленные новшества в бюджетной сфере обусловливают необходимость повышения квалификации государственных и муниципальных служащих.
Искусственные препятствия
Таким образом, в федеральном бюджете закладываются искусственные препятствия для предоставления услуг на конкурсных условиях, в то время как Закон №
Кроме того, следует отметить, что освоение бюджетных средств по государственному заказу начинается с III квартала, что не только негативно отражается на доходах вузов, но и отрывает специалистов от их профессиональной деятельности в наиболее интенсивные периоды деятельности государственных учреждений для занятий в системе дополнительного профессионального образования. Вместе с тем установленные нормы оплаты услуг в системе дополнительного профессионального образования не пересматривались с 2008 года, хотя темпы инфляции только за 2009 и 2010 годы составили 18,4 %, а с учетом 2011 года — около 25 %. Это подрывает финансовое состояние образовательных учреждений, предоставляющих услуги в сфере дополнительного профессионального образования. Между тем необходимость индексации этих расходов вытекает из постановления Правительства РФ от 17 апреля 2008 г. № 284 «О реализации функций по организации формирования, размещения и исполнения государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих».
В 2012 году главные распорядители бюджетных средств будут организовывать работу по формированию государственных программ, в связи с этим важно не упустить из виду расходы на повышение квалификации и переподготовку специалистов бюджетной сферы. Выделение средств на данные цели должно увязываться с проводимыми преобразованиями в соответствующих отраслях деятельности. В противном случаем можно ждать дальнейшего роста нарушений в финансово-бюджетной сфере, которые наносят порой непоправимый ущерб государству, а самое главное — приводят к дискредитации мер, принимаемых Правительством РФ по укреплению и развитию бюджетной системы страны.