Версия для печати 6619 Материалы по теме
Переподготовка и повышение квалификации специалистов бюджетной сферы

савинский
В начале 2012 года Счетная палата РФ направила отчет о своей работе в истекшем году в Государственную думу. В документе отмечается устойчивый рост нарушений в бюджетно-финансовой сфере на протяжении последних трех лет. Нередко это является результатом некомпетентности должностных лиц. В целях ее повышения создана система дополнительного профессионального образования, однако, как показывает опыт, она не лишена недостатков. Павел Федорович САВИНСКИЙ, профессор кафедры государственной службы Финансового университетапри Правительстве РФ, к. э. н.

Многочисленные реформы, которые происходят в бюджетной сфере, свидетельствуют о том, что у государственных и муниципальных структур появляются новые задачи и функции. Это обусловливает и изменения в нормативных правовых актах, которые могут порождать (и порождают) те или иные проблемы в деятельности соответствующих должностных лиц. Важную роль в их разрешении играет система дополнительного профессионального образования, которая обеспечивает как повышение квалификации специалистов, так и их переподготовку.

Остаточный принцип?

Финансово-экономические вузы готовы предоставить необходимые услуги по изучению происходящих изменений в рамках системы повышения квалификации и переподготовки кадров, однако новые условия требуют предоставления таких услуг за плату. Для обеспечения повышения квалификации специалистов государственных органов и органов местного самоуправления в соответствующих бюджетах предусматриваются необходимые ассигнования. В федеральном бюджете ежегодно на эти цели по подразделу «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации» выделяется более 1 % бюджетных средств от суммы, предусмотренной по разделу «Образование». В рамках преду­смотренных на эти цели денежных средств по бюджетной статье 418 выделяются средства для размещения государственного заказа на оплату услуг по профессиональной переподготовке и повышению квалификации на конкурсных условиях, однако выделяемые по ней бюджетные средства после 2008 года стали сокращаться (см. табл. 1).

таблицы
Сокращение бюджетных ассигнований на размещение государственного заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих осуществляется на фоне роста расходов на подготовку, переподготовку и повышение квалификации, которые возросли с 2007 года на 76,1 %, а расходы на размещение госзаказа на эти же цели за этот же период сократились на 38,4 %. В целом если в 2007 году объем расходов на размещение государственного заказа на оплату услуг по профессиональной переподготовке и повышению квалификации на конкурсных условиях составлял 17,1 %, в 2008 году — 15,8 %, в 2009 году — 14,2 % от расходов на подготовку, переподготовку и повышение квалификации, то на 2012 год они запланированы на уровне 6,5 % (в 2011 году — 5,8 %). Складывается впечатление, что средства на данные цели выделяются по остаточному принципу. Такое отношение к предоставлению услуг в сфере дополнительного профессионального образования отразилось на их объемах (см. табл. 2).

Как видно из таблицы, темпы переподготовки кадров сократились и на федеральном, и на региональном уровнях, а повышения квалификации — на региональном уровне, где в большей степени это необходимо. Предусмотренные объемы финансирования на 2012 год не позволяют изменить ситуацию в данной сфере, в то время как многочисленные новшества в бюджетной сфере обусловливают необходимость повышения квалификации государственных и муниципальных служащих.

Искусственные препятствия

Таким образом, в федеральном бюджете закладываются искусственные препятствия для предоставления услуг на конкурсных условиях, в то время как Закон № 83-ФЗ нацеливает на развитие конкуренции среди государственных учреждений при предоставлении государственных услуг, в том числе и образовательных. Снижение расходов на эти цели также сдерживает реализацию потенциала образовательных учреждений по расширению направлений дополнительного профессионального образования, ориентированных, например, на противодействие коррупции, обеспечение экономической безопасности страны, которые на сегодняшний день являются особенно актуальными.

Кроме того, следует отметить, что освоение бюджетных средств по государственному заказу начинается с III квартала, что не только негативно отражается на доходах вузов, но и отрывает специалистов от их профессиональной деятельности в наиболее интенсивные периоды деятельности государственных учреждений для занятий в системе дополнительного профессионального образования. Вместе с тем установленные нормы оплаты услуг в системе дополнительного профессионального образования не пересматривались с 2008 года, хотя темпы инфляции только за 2009 и 2010 годы составили 18,4 %, а с учетом 2011 года — около 25 %. Это подрывает финансовое состояние образовательных учреждений, предоставляющих услуги в сфере дополнительного профессионального образования. Между тем необходимость индексации этих расходов вытекает из постановления Правительства РФ от 17 апреля 2008 г. № 284 «О реализации функций по организации формирования, размещения и исполнения государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих».

В 2012 году главные распорядители бюджетных средств будут организовывать работу по формированию государственных программ, в связи с этим важно не упустить из виду расходы на повышение квалификации и переподготовку специалистов бюджетной сферы. Выделение средств на данные цели должно увязываться с проводимыми преобразованиями в соответствующих отраслях деятельности. В противном случаем можно ждать дальнейшего роста нарушений в финансово-бюджетной сфере, которые наносят порой непоправимый ущерб государству, а самое главное — приводят к дискредитации мер, принимаемых Правительством РФ по укреплению и развитию бюджетной системы страны.

Поделиться