Налоги и сборы — 21 мая 2012

Крупные нефтяные и газовые компании решили платить налоги не в Москве

Версия для печати 2014 Материалы по теме
Крупные нефтяные и газовые компании решили платить налоги не в Москве

налоги
Изменение законодательства в части уплаты налогов сырьевыми компаниями не замедлило сказаться на бюджете Москвы, в доходах которого доля поступлений от сырьевиков вроде «Газпрома» и ЛУКОЙЛа превышает 20%. Сергей Собянин внес в гордуму законопроект, предусматривающий секвестрирование городских доходов в 2012 году. Общая сумма сокращений — около 20 млрд руб., или 1,3% всех налоговых поступлений. Последний раз городское правительство урезало доходную часть в посткризисный 2009 год, на этот раз есть источники компенсации потерь.

Формально корректировка бюджета 2012 года объясняется необходимостью с 1 июля обеспечивать финансирование присоединенных к Москве территорий по городским нормативам. В связи с этим в документе за подписью мэра прописаны источники формирования доходов местных муниципалитетов, а также нормативы отчислений от федеральных налогов и сборов и от неналоговых поступлений в местные бюджеты. Пока расширение границ казне столицы обойдется недорого. Межбюджетные трансферты в связи с появлением в составе Москвы 19 поселений и двух городских округов увеличиваются на 2,4 млрд руб.: 1,1 млрд пойдет на содержание дорог, ремонт дворов, оплату завтраков для младших школьников, компенсацию платы за детские сады и т.д., а 1,3 млрд — в резервный фонд на непредвиденные расходы второго полугодия 2012 года.

В целом объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на новые территории, составит 3,4 млрд руб. «Это, конечно, не все расходы, — говорит представитель мэрии, — 12,7 млрд руб. будет выделено в рамках госпрограмм, но для этого не нужна корректировка бюджета. Кроме того, часть средств в виде капвложений уже заложена в Адресную-инвестиционную программу (АИП)». В частности, АИП 2012 года предусматривает расходы на проектирование в Новой Москве пожарных депо (40 млн руб.), физкультурно-оздоровительных комплексов (20 млн руб.), детских садов (89 млн руб.), школ (100 млн руб.), медцентров (79 млн руб.), поликлиник и станций скорой помощи (101 млн руб.).

По словам собеседника РБК daily, уже в текущем году город потратит на присоединяемые территории больше, чем получит взамен. Одним годом затраты не ограничатся. В пояснительной записке к внесенному Сергеем Собяниным законопроекту отмечается, что налоговые доходы города за счет резидентов Новой Москвы увеличатся на 8,5 млрд руб., из которых 4,7 млрд руб. — налог на прибыль организаций, 2,3 млрд руб. — налог на физлиц, остальное — поступления по другим налогам. Город думает, как в целом нарастить доходы, на которых отразится не только программа расширения, но и изменения в режимах налогообложения крупных компаний.

С 1 января крупные нефтегазовые холдинги получили возможность консолидироваться со своими «дочками», чтобы платить налог на прибыль «из общей кассы». Распределять выплаты компании должны между всеми регионами, где работает группа, в зависимости от численности сотрудников и размера производственных активов. Нетрудно догадаться, что Москва и Санкт-Петербург не выиграли от этой новации. По данным УФНС по Москве, зарегистрированные в столице газовики и нефтяники уже подали заявки на создание консолидированных групп. Если они будут одобрены, снижение поступлений налога на прибыль составит 45 млрд руб. Еще 12,9 млрд руб. город отдаст из бюджета как возврат налога на прибыль по результатам камеральных проверок, правительство Москвы прогнозирует сокращение поступлений от строительных организаций и торговой розницы. Неналоговые доходы уменьшатся на 3 млрд руб.: фактически это списание по расторгнутым инвестконтрактам с застройщиками, которые так и не вышли на площадку.

Общая сумма снижения доходов бюджета может достичь 60 млрд руб., впрочем, есть шанс отыграть потери. Речь идет о мобилизации дополнительных поступлений по налогу на прибыль: УФНС обещает собрать не менее 20 млрд руб. Еще 6 млрд даст аренда земельных участков после перевода плательщиков на платежи в процентах от кадастровой стоимости. Заработают и новые статьи поступлений — например, штрафы за нарушение ПДД благодаря видеофиксации принесут в столичный бюджет 3,8 млрд руб. Бюджет 2012 года предлагается секвестрировать на 19,8 млрд руб.: при этом налоговые доходы в целом уменьшаются на 26,9 млрд руб., а неналоговые возрастают на 7 млрд руб. В целом город намерен вместо 1,459 трлн руб. получить 1,439 трлн.

В департаменте финансов Москвы считают корректировку некритичной: бюджет в любом случае позволяет обеспечить выполнение основных городских мероприятий и программ. До этого секвестр бюджета проводился один-единственный раз в разгар финансового кризиса и был не в пример больше: в 2009 году доходы города были снижены с 1,5 трлн до 970 млрд руб.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно