В принципе, все основные решения саммита НАТО в Чикаго были заранее известны из многочисленных выступлений, как в штаб-квартире альянса в Брюсселе, так и в Вашингтоне. Как и сообщалось еще в начале года, по итогам первого же дня встречи натовских руководителей было объявлено о достижении «промежуточной оперативной готовности» ПРО Североатлантического альянса.
Как пояснили «РГ» на полях саммита эксперты, знакомые с этой туманной формулировкой, речь идет о констатации «практического прогресса в части объединения противоракетных командно-штабных структур нескольких европейских стран под одним „зонтиком“, а также интеграцию в единую систему ЕвроПРО уже имеющихся в ряде стран боевых возможностей и, в первую очередь, зенитно-ракетных систем Patriot PAC-3».
Кроме того, как и предполагалось, уже в первый день Вашингтону удалось продвинуть важную для себя в политическом и экономическом смысле инициативу о закупке рядом европейских стран пяти современных разведывательных беспилотников Global Hawk американского производства, которые будут объединены в систему наземной разведки альянса.
Скидываться «всем натовским миром» на закупку вооружений приходится в рамках политики «умной обороны», которая предусматривает эффективное использование военных бюджетов европейских стран-членов альянса, которые, к неудовольствию США, продолжают «худеть» год от года. «Мы согласились проводить в жизнь обновленную культуру сотрудничества, при которой страны смогут вместе получать то, что не могут позволить себе в одиночку», — дипломатично подтвердил имеющиеся бюджетные перекосы в организации коллективной обороны генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен.
Примечательно, что в Чикаго была согласована и пересмотренная оборонная и сдерживающая доктрина НАТО, которая предусматривает необходимость сохранения баланса ядерных и обычных вооружений в Европе «для реагирования на вызовы 21 века».
В центре внимания второго дня заседаний президентов и премьер-министров стран НАТО в чикагском конференц-центре McCormick Place стали Афганистан, а также перспективы расширения границ блока за счет вступления в него новых стран. Именно по последнему вопросу прогресса, фактически, так и не состоялось, а четыре страны-аспиранта — Босния и Герцеговина, Черногория, Македония и Грузия лишь получили очередные заверения в продолжении политики «открытых дверей».
Впрочем, если ранее той же Грузии, жаждущей практического наполнения разговоров о евроатлантической интеграции, Вашингтон кулуарно уже не раз давал понять, что перспективы вступления кавказской страны в Организацию Североатлантического договора США напрямую увязывают с соблюдениями Тбилиси деморактических норм и процедур во время предстоящих парламентских и президентских выборов, то теперь «важность проведения свободных, честных и инклюзивных выборов в 2012 и 2013 году» оказалась прописана в итоговой декларации чикагского саммита.
По Афганистану, к удовлетворению специально прилетевшего в столицу штата Иллинойс президента Хамида Карзая и облегчению Вашингтона, несущего на своих плечах основную часть «афганского бремени», НАТО достигло полного взаимопонимания, как в отношении графика вывода войск и изменения формата присутствия иностранных военных после 2014 года, так и в вопросе дальнейшего содействия Афганистану.
В частности, европейские страны-члены Североатлантического альянса не только «подписались» под своим участием в ежегодной, более чем 4 миллиардной финансовой поддержке Кабулу после вывода
Несмотря на заранее согласованные позиции и документы, без неприятных для натовцев сюрпризов в Чикаго все-таки не обошлось. Так, прилетевший в родной город Барака Обамы президент Пакистана Асиф Али Зардари, так и не удостоился встречи «с глазу на глаз» с американским лидером. Это произошло из-за упорной позиции Исламабада по вопросу стоимости транзита натовских грузов в Пакистан, а планировавшееся соглашение по этому вопросу так и не было оформлено.
России в итоговой декларации НАТО отвели 5 пунктов, в которых, помимо прочего, альянс констатировал «стратегическую важность» отношений с Москвой и отметил десятую годовщину существования Совета Россия-НАТО. В этом формате, предупредили в Чикаго, Североатлантический альянс намерен «в прямой и честной форме обсудить озабоченности относительно объявленных Россией намерений разместить военные силы вблизи границ НАТО», а также то, как «независимые противоракетные системы НАТО и России могут работать вместе над укреплением европейской безопасности».
Наконец, вполне предсказуемо, России высказали признательность за сотрудничество по стабилизации ситуации в Афганистане. Как уже сообщала «РГ», незадолго до саммита постоянный представитель США при НАТО Иво Даадлер, выступая в Вашингтоне, заявил, что одной из самых главных «историй успеха» в отношениях Североатлантического альянса и России является именно сотрудничество по Афганистану, а взаимодействие с Москвой крайне важно для НАТО в связи с планируемым завершением операции международной коалиции в 2014 году и вывозе имущества альянса из этой страны.