— Михаил Валериевич, во время встречи лидеров России и КНР один из проектов Челябинской области был включен в итоговый протокол. Что это за проект?
— Правительством Челябинской области подписано стратегически важное соглашение с правительством Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) КНР. В рамках соглашения планируется развивать торгово-экономические связи, инвестиционную деятельность, а также транспортно-логистическую сеть. Одновременно подписан Протокол мероприятий на ближайшие два года. Им предусмотрено развитие международного транспортного коридора по маршруту: Урумчи (КНР) — Достык/Хоргос (Казахстан) — Карталы (Челябинская область, Россия). Также будут строиться два торгово-логистических комплекса (ТЛК) — на территории Челябинской области и в городе Урумчи. Обе стороны уже изучили проект, но китайские чиновники хотели встретиться лично. Мы заручились господдержкой проекта в России, теперь нужно получить такую поддержку и с китайской стороны. Очень важным видится соглашение с синьцзянской компанией по международной логистике «Евро-Азиатский континентальный мост». Эта компания по завершении строительства первого этапа торгово-логистических комплексов к 2014 году обеспечит контракты на доставку и обслуживание грузов в объеме не менее 2 миллионов тонн в год. Аналогичное соглашение с корпорацией «Хайер» обеспечит центру дополнительный грузопоток в 500 тысяч тонн в год. Работаем мы и над заключением таких же соглашений с другими компаниями, ведущими внешнеторговую деятельность на пространстве ШОС.
— Помимо этого было еще соглашение в сфере здравоохранения?
— Действительно, наши представители подписали генеральное партнерское соглашение с Академией наук традиционной китайской медицины. Стороны будут развивать научно-практическое сотрудничество в области традиционной китайской медицины и фармации. Оно представляет взаимный интерес и не выходит за рамки компетенции сторон в соответствии с законодательством России и Китая.
— В программе визита значится подписание договора о создании проектного офиса.
— Да, речь идет о совместной работе специалистов из Китая и Челябинской области, которая позволит ускорить проектирование нового цементного производства в регионе. Проектный офис, например, расположен в представительстве ООО НПРО «Урал» в Челябинске. На первой стадии при координации и содействии этой компании ее китайский партнер «Синома Интернешнл Инжиниринг Ко., Лтд» направляет коммерческих, технических и экономических специалистов на исследование рынка и технико-экономического проекта и для составления технико-экономического обоснования проекта. Специалисты этой компании выполняют технико-экономическое обоснование, а НПРО «Урал» оказывает содействие: предоставляет помещение, транспорт, организационное обеспечение, координацию, сопровождение. На второй стадии выполняются геолого-разведочные работы, лабораторно-технологические исследования и промышленные испытания известняка и глин.
— Если говорить о сотрудничестве с КНР в общем, как вы оцениваете перспективы Челябинской области?
— Много международных компаний работает в Китае, но сами китайцы плохо идут на мировой рынок из-за незнания языка. Та же проблема и в России. Кроме того, мы привыкли относиться к товарам из Китая как к чему-то некачественному, но сами китайцы, как ни удивительно, сейчас заинтересованы, чтобы на территории той же России закрывались или переформатировались китайские рынки, чтобы пресекался серый импорт. Здесь уже считают, что это создает Китаю имидж производителя некачественной продукции. Им уже интересно прийти на рынок надолго, торговать легально. Еще была встреча с местными лифтостроителями, и я им объяснил: если вы намерены продавать в России лифты, то стройте завод, ведь лифт — не просто изделие, а многолетнее обслуживание. Нам выгодно, чтобы такой завод появился на территории Челябинской области.
Кроме представления нового проекта и переговоров с партнерами Михаил Юревич провел для представителей стран—участниц ШОС презентацию инвестиционной привлекательности Челябинской области.