Финансы№6 июнь 2007 — 20 июня 2007

Сообщество финансистов России

Версия для печати 10420 Материалы по теме
25 мая в Ростове-на-Дону состоялось очередное заседание секции «Финансисты муниципальных образований» НП «Сообщество финансистов России», на котором обсуждались самые актуальные для собравшихся специалистов вопросы. На заседании присутствовали финансисты из более чем 20 городов, представители Госдумы и Совета Федерации, Промсвязьбанка, компании «ЦИФТ», Фонда «Институт экономики города», корпорации «РЕД СОФТ».

Заседание открыл председатель секции, первый заместитель главы муниципального образования город Краснодар, директор Департамента финансов Александр Николаевич Домбровский.
С приветственным словом выступил мэр Ростова-на-Дону Михаил Анатольевич Чернышев. Он отметил, что новый Бюджетный кодекс РФ нарушил привычную систему работы. К сожалению, из-за этого в деятельности МО пока не все гладко, есть нерешенные вопросы и проблемы. М. Чернышев заверил, что будет внимательно следить за работой секции, поддерживать предложения финансистов, связанные с корректировкой принципиальных положений Бюджетного кодекса РФ, которые направлены на повышение самостоятельности уровня местного самоуправления.
Выступление заместителя руководителя Департамента финансов правительства Москвы, заместителя председателя совета Сообщества финансистов России Владимира Петровича Ширяева было посвящено тем поправкам, которые обусловили необходимость подготовки новых нормативно-распорядительных документов финорганов субъектов РФ и органов местного самоуправления. Часть документов требуют незамедлительной разработки, в частности положение о государственном задании или о порядке его финансового обеспечения. «Что касается позиций Бюджетного кодекса РФ, вступающих в силу 1 января 2009 г., то они и не вынуждают финорганы к немедленным действиям, однако приступить к подготовке соответствующей документации необходимо не позднее первой половины 2008 г. До середины следующего года надо разработать всю документацию, которая нужна, чтобы полноценно исполнять требования новой редакции Бюджетного кодекса РФ», – подчеркнул докладчик.
С докладом о совершенствовании бюджетного и налогового законодательства в условиях реализации реформы местного самоуправления выступила советник аппарата Комитета Госдумы РФ по вопросам местного самоуправления Людмила Ивановна Пронина. «Для реализации реформы местного самоуправления и перехода на среднесрочное бюджетное планирование совершенно необходимо заниматься выверкой расходных обязательств муниципальных организаций», – подчеркнула Людмила Ивановна. Только при наличии реестра расходных обязательств муниципальных образований можно пытаться увеличивать налоговые доходы МО, и в первую очередь – за счет установления в Бюджетном кодексе РФ постоянных нормативов отчислений. Конечно, важное значение имеет еще и выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, новый механизм которой установлен Бюджетным кодексом: муниципальные образования ограничены рамками межбюджетных отношений субъектов РФ, поэтому объем финансовой помощи местным бюджетам зависит от того, как обеспечены сами субъекты РФ. Сейчас он составляет более 60%, и при сохранении прежних нормативов отчислений от налоговых доходов маловероятно, что эта финансовая помощь будет уменьшена.
Заместитель начальника Департамента финансов Вологодской области Валентина Николаевна Артамонова представила вниманию коллег доклад о проблемах формирования межбюджетных отношений в условиях бюджетного законодательства. Самая важная для субъектов РФ проблема – обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов и местных бюджетов. Налоговые и неналоговые поступления составляют 15% доходной части бюджетов районов и 28% – бюджетов поселений, что не покрывает законодательно закрепленные расходные обязательства местных бюджетов. По мнению докладчика, для сбалансированности местных бюджетов в Бюджетный кодекс РФ необходимо внести изменения, предоставив регионам право устанавливать законом субъекта РФ на долгосрочной основе дополнительные и/или дифференцированные нормативы отчислений в местные бюджеты от отдельных федеральных и/или региональных налогов и сборов взамен дотаций. Данная мера позволит не только сократить дотационность местных бюджетов и преодолеть их иждивенческий характер, но и стимулировать местные органы власти к наращиванию экономического и доходного потенциала.
Доклад, вызвавший оживленную дискуссию, сделала заместитель директора Департамента финансов, начальник контрольно-ревизионного управления муниципального образования город Краснодар Людмила Ивановна Балашова. Она отметила, что определенная система органов финансового контроля в РФ уже сложилась. Сегодня на повестке дня стоит вопрос о необходимости системной организации этого элемента государственного механизма. После того как концептуально будет определен высший орган контроля РФ, необходимо принятие федерального закона, который установит основы контроля и впишет его в систему действующего законодательства. Кроме того, такой закон сформулирует ключевые системные понятия, сделает их едиными и обязательными, образует правовую базу деятельности всей системы государственного и муниципального финансового контроля, всех его органов. Поскольку установить жесткую властную вертикаль подчиненности невозможно в связи с конституционным разделением властей, то созданные вышеуказанными структурами органы финансового контроля должны быть интегрированы в систему органов финансового контроля путем унификации правил и порядка осуществления контроля, стандартов деятельности и т.д.
Заместитель руководителя аппарата Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления Елена Денисовна Михайлова посвятила свой доклад сложному вопросу возникновения обязанности уплаты земельного налога с участков под многоквартирными домами. «Обязанность уплачивать земельный налог зависит от права на земельный участок, которое возникает у собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, – пояснила она. – К таким собственникам относятся физические и юридические лица, также им может быть и МО, сдающее помещение внаем». Но момент возникновения обязанности уплачивать налог и возникновение права зависят от формирования земельного участка, а во многих городах эти участки попросту не определены. Поэтому основной задачей муниципалитетов, желающих получать налог, должно стать инициативное формирование земельных участков – вне ожидания решений общих собраний собственников помещений многоквартирного дома. Е. Михайлова рекомендовала муниципальным образованиям инициировать решения общих собраний либо самим проводить формирование участков, хотя это и потребует затрат бюджетных средств. К тому же многие земельные участки под многоквартирными домами до сих пор находятся в пользовании муниципальных унитарных предприятий, обслуживающих эти дома. Однако такой подход не является правильным, поскольку согласно Кодексу МУПы не обладают вещным правом на дома (у них нет ни прав собственности, ни прав хозяйственного ведения, ни прав оперативного управления, если говорить об учреждениях). Поэтому муниципалитеты должны упорядочить земельные отношения по земельным участкам под многоквартирными домами, прекратить права собственности, если таковые имеются, у эксплуатирующих организаций и сформировать земельные участки, чтобы у каждого собственника помещения внутри дома возникло право общедолевой собственности на земельный участок.
В своем докладе о финансовом обеспечении расходных полномочий муниципальных образований начальник финансового управления администрации Тотемского района Вологодской области Ольга Владимировна Блинова отметила, что в настоящее время собственная экономическая база муниципальных образований районного и поселенческого уровня не позволяет обеспечить выполнение расходных полномочий за счет собственных доходов. Дотации из областного бюджета превышают собственные доходы муниципального образования в 1,6–15 раз. Земельный налог, который должен был стать одним из главных доходных источников для бюджетов поселений, им не стал в основном из-за низкой кадастровой стоимости земель. В связи с этим О. Блинова заявила о необходимости разработки механизма индексации кадастровой стоимости земель и рассмотрении возможности уменьшения количества льгот по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу.
Вице-мэр Калининграда, председатель комитета по финансам и контролю мэрии города Раиса Ильинична Заремба выступила с докладом о порядке и правомерности финансирования работ по капитальному ремонту жилищного фонда различных форм собственности и способов управления за счет местного бюджета в рамках изменения законодательства Российской Федерации. В Калининграде принято постановление мэра города от 19 декабря 2006 г. № 2990 «Об организации в 2007 г. капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в городе Калининграде». Р. Заремба поделилась идеей финансирования работ по капремонту в виде субвенций, получателями которых станут муниципальные управляющие организации и организации, с которыми мэрия заключила договор на управление многоквартирными домами. Также был рассмотрен порядок действий руководителя управляющего органа для получения субвенций и его ответственность. Для финансистов оказался интересен опыт проведения конкурсного отбора претендентов на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Председатель комитета по финансам администрации города Саратова Александр Павлович Мурзаков поделился с коллегами опытом по уточнению порядка оформления муниципальных заимствований и кредитов на конкурсной основе. Коснулся А. Мурзаков и вопроса о том, кто именно должен подписывать муниципальные контракты и кредитные договоры. Сейчас постановлением администрации города Саратова определен механизм, при котором глава администрации в соответствии с Уставом передает полномочия комитету по финансам, председатель которого и обладает правом подписи вышеназванных документов, что существенно ускоряет время получения муниципалитетом заимствований.
Логическим продолжением доклада А. Мурзакова стало выступление начальника отдела государственных финансов управления рынков капитала инвестиционного департамента АКБ «Промсвязьбанк» Надежды Юрьевны Грачевой о перспективах долгового финансирования субъектов РФ и муниципальных образований в условиях изменения законодательства. Н. Грачева проанализировала федеральные законы от 21 июля 2004 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», нормы которых ведут к отказу от краткосрочных кредитов. Она привела примеры из практики и дала ряд рекомендаций, в частности по проведению конкурса на услуги фондовой биржи. Также в докладе были проанализированы проблемы публичности конкурсов, подготовки конкурсной документации, оперативности привлечения средств.
Начальник отдела доходов, кредитов и муниципального долга МУ «Муниципальное казначейство города Ростова-на-Дону» Наталия Михайловна Пищулина также рассказала о долговом финансировании бюджетов, уделив особое внимание проблемам инвестиций в общественную инфраструктуру МО. На слайдах было продемонстрировано, как в Ростове-на-Дону используются банковские и бюджетные кредиты и муниципальные гарантии на различные целевые программы, жилищные проекты и программы финансирования общественного транспорта. Например, администрация города для погашения задолженности теплоснабжающих организаций использует практику предоставления муниципальных гарантий под их заимствования на пополнение оборотных средств сроком не более девяти месяцев.
Заместитель начальника МУ «Муниципальное казначейство города Ростова-на-Дону» Олег Викторович Свистунов посвятил свое выступление финансовому обеспечению муниципальных образований и проблемам перехода к среднесрочному бюджетному планированию. В частности, он отметил, что принципиально важной мерой для внедрения среднесрочного бюджетного планирования является четкое и максимально жесткое межбюджетное закрепление полномочий и ресурсов. Однако за период с 2005 по 2007 г. в результате принятия ряда законодательных актов перечень вопросов местного значения расширился, что привело к увеличению расходных обязательств муниципальных образований. «Необходимо обеспечить оценку расходных обязательств МО в соответствии с реальными потребностями в финансировании каждого вопроса, находящегося в их компетенции; пересмотреть и обеспечить сбалансированность доходных источников и расходных полномочий, закрепленных за муниципальными образованиями; увеличить возможности муниципальных образований по привлечению заемных средств», – подчеркнул докладчик.
Также О. Свистунов отметил, что в результате принятия ряда законодательных инициатив, де-юре направленных на рост бюджетной обеспеченности муниципальных образований, например в части налогов (на имущество физических лиц, на землю), де-факто происходит ее сокращение. Причина – бремя накладных расходов, связанных с механизмом их реализации (например, выявление, инвентаризация объекта налога, администрирование налога), а также отложенный во времени эффект от принятия законодательных инициатив.
Начальник управления городского казначейства Департамента финансов мэрии города Ярославля Любовь Михайловна Грехова в своем докладе обратила внимание присутствующих на проблемы, которые будут оказывать влияние на состояние сбалансированности местных бюджетов в течение ближайших трех лет. Одна из проблем касается доходов от реализации и сдачи в аренду муниципального имущества. В соответствии со ст. 85 Федерального закона № 131-ФЗ до 1 января 2009 г. имущество, не предназначенное для осуществления полномочий местных органов власти, должно быть распродано или безвозмездно передано в федеральную собственность или собственность субъекта РФ. В результате из местных бюджетов уходят такие доходные источники, как средства от реализации и сдачи в аренду муниципального имущества.
Кроме того, поступления земельного налога значительно сократятся, а средства от арендной платы не компенсируют потери местных бюджетов. Муниципальное образование столкнется с проблемой обеспечения решения вопросов местного значения, перечень которых постоянно расширяется, в условиях прогнозируемого сокращения доходной части бюджета.
В целях повышения самостоятельности муниципальных образований в выполнении возложенных на них функций, в том числе и по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, наряду с мерами, которые МО принимают для мобилизации дополнительных финансовых ресурсов, остается актуальным закрепление за местными бюджетами дополнительных нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов.
На заседании финансисты также уделили внимание информационным технологиям. Заместитель генерального директора екатеринбургской компании «ЦИФТ» Илья Викторович Крупин рассказал о решении задач бюджетирования, ориентированного на результат, при помощи системы «Сапфир». А генеральный директор ООО «Корпорации РЕД СОФТ» Вадим Александрович Щепинов сделал доклад о российской системе управления базами данных. Компанией разработаны инновационные информационные технологии, позволяющие решить проблемы интеграции и сопоставимости данных.

Материал подготовила Светлана Стрельникова
Журнал «Бюджет» №6 июнь 2007 г.

Поделиться