Мировой опыт№6 июнь 2007 — 20 июня 2007

Мировой опыт для российского предпринимательства

Версия для печати 6808 Материалы по теме
брук горовиц
Мы продолжаем серию публикаций, посвященных государственно-частному партнерству. Сегодня о социальной ответственности бизнеса наш корреспондент беседует с исполнительным директором российского отделения IBLF (Международный форум лидеров бизнеса) Бруком ГОРОВИЦЕМ.


– Брук, расскажите, пожалуйста, об идее создания форума. Какие цели и задачи ставились перед приходом IBLF в Россию? Что удалось сделать, а что пока остается в планах?
– Международный форум лидеров бизнеса Принца Уэльского был создан в 1990 г. Он объединяет президентов и руководителей крупнейших международных компаний. Более чем в 50 странах мира IBLF консультирует корпорации по вопросам построения ответственного и устойчивого бизнеса, действуя через местные отделения и партнерские организации. В настоящее время в IBLF входят 80 компаний-членов, в том числе Alcan, BP, Shell, Cisco Systems, Nestle, Coca-Cola, Volkswagen, Mitsubishi. Кроме организации регулярных встреч 80 президентов ведущих мировых компаний для обсуждения основных тенденции в области корпоративной социальной ответственности, у IBLF есть ряд программ, позволяющих ввести такую ответственность в компаниях и в обществе в целом.
Филиал IBLF в России поддерживают 17 российских и иностранных компаний, мы проводим программы с участием их руководителей. Например, проект «Бизнес и здоровье общества» направлен на решение вопроса сохранения здоровья сотрудников на рабочем месте; вместе с Альфа-Банком, банками CitiGroup, Visa International и «УРАЛСИБ» реализуется программа по улучшению финансовой грамотности населения. Кроме того, мы сотрудничаем с Ассоциацией региональных банков. Организован ряд круглых столов по корпоративному управлению на практике для компаний, готовящихся к первичному размещению акций на международных рынках. Также существуют различные программы, поддерживающие идею инвестиций бизнеса в развитие молодых поколений лидеров.
– Какова специфика работы в России? Готов ли сегодня наш бизнес нести социальную ответственность?
– Пока репутация российского бизнеса не вполне соответствует его экономическому успеху. По данным Всемирного банка, уровень корпоративного управления в России значительно ниже, чем в других странах со сходным показателем кредитоспособности. Согласно информации Trust Barometer 2007 агентства Edelman, российским компаниям в мире доверяют меньше всех. Исследование, проведенное аналитическим отделом британского журнала Economist по заказу компании «Русал», показало, что западные бизнес-лидеры обеспокоены низким уровнем корпоративного управления, прозрачности и деловой этики в России. В результате только 10% опрошенных сочли российские компании конкурентоспособными на мировом рынке.
Но ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. Идет, хотя и медленно, процесс внедрения мировых стандартов управления. Международные нормы ведения бизнеса укореняются в отечественных компаниях глубже, чем можно было ожидать. Например, СУЭК внедряет эффективную систему внутреннего аудита, ТНК-BP вводит полномасштабную антикоррупционную программу, которая применяется на всех уровнях компании, РАО «ЕЭС России» борется с коррупцией в системе снабжения путем развития открытой и прозрачной электронной системы закупок. Альфа-банк и компания «Тройка Диалог» разработали четкие этические стандарты, системы управления трудовыми ресурсами и сети внутренней связи с целью снижения риска мошенничества.
Если новые российские компании начнут играть по принятым в мире правилам, то лидеры бизнеса и лица, формирующие общественное мнение на Западе, будут активнее их поддерживать. При листинге в Лондоне или приобретении иностранных активов наши компании скорее принесут международные стандарты в Россию, чем российскую коррупцию за границу. Если процесс интеграции продолжит набирать темп, а правительство по-прежнему будет способствовать применению и соблюдению законодательства, можно ожидать, что к российским компаниям станут относиться как к полностью состоявшимся и равным конкурентам в мировой экономике.
– Какова специфика нашей страны в этом вопросе?
– В России корпоративная социальная ответственность менее развита, поскольку заинтересованные стороны («стейкхолдеры») здесь намного слабее, чем во многих других странах. Чтобы компании вели себя ответственно, в первую очередь нужно нормальное и равноправное применение закона.
Корпоративная социальная ответственность (КСО) сегодня стала важной частью менеджмента в большинстве стран мира. Она возникла, когда компании поняли, что риски неподобающего поведения превосходят выгоду избрания «коротких путей получения прибыли». Уверен, что и российский бизнес осознает свою социальную ответственность в полной мере.
– Финансовая грамотность – еще один вопрос, которым занимается IBLF. Насколько эта тема сегодня актуальна для России?
– Чрезвычайно актуальна. Финансовый сектор – один из самых быстро растущих в российской экономике. Однако это явление на фоне непонимания гражданами своих прав и обязанностей в отношении заемных средств способствует возникновению рисков как для банков, так и для самих потребителей. Согласно официальным данным, доля непогашенных в срок кредитов пока остается достаточно низкой, но быстро увеличивается. Непросвещенность и недоверие граждан к банковскому сектору и финансовым рынкам, непонимание контрактных отношений являются сдерживающими факторами для развития рынка страховых услуг, пенсионных накоплений, для собственной предпринимательской деятельности.
Одной из наиболее уязвимых социальных групп является молодежь. Система общего образования не включает в себя обучение управлению личными финансами, а опыт родителей зачастую ограничен или отрицателен. Молодежная культура направлена в большей степени на потребление, а не сбережение или инвестирование. Как следствие, молодые люди чаще принимают неэффективные финансовые решения: влезают в долги, не откладывают деньги для достижения жизненно важных целей.
Эффективные программы повышения финансовой грамотности мотивируют людей к переходу от наличных денег к использованию банковских и кредитных инструментов, помогают клиентам приобрести знания, умение и желание принимать компетентные финансовые решения; а также повышают эффективность, прозрачность и доступность услуг финансового рынка, что в результате будет способствовать устойчивому экономическому росту и улучшению благосостояния населения.
По инициативе лидеров финансового рынка – членов IBLF (в частности, Альфа-банка, банков Viza International и «УРАЛСИБ») в структуре Международного форума лидеров бизнеса создана рабочая группа по данной программе.
– Расскажите, пожалуйста, о ближайших проектах IBLF и планах на будущее.
– Сейчас деятельность форума в России находится в стадии становления. Мы начали консультировать ряд компаний по вопросам разработки социальной стратегии, провели тренинги и обучающие программы с менеджерами российских предприятий, которые занимаются вопросами корпоративной социальной ответственности. В этом году реализация таких проектов будет продолжена, причем особое внимание планируется уделить роли различных подразделений компании в реализации КСО. Кроме того, мы собираемся заниматься просвещением регионального делового сообщества, запустить ряд проектов, связанных с популяризацией здорового образа жизни сотрудников компаний и их семьей, поддержкой предпринимательства среди молодежи.
Большую часть планов мы осуществляем в партнерстве с государственными и некоммерческими организациями. Развитие такого сотрудничества – важная часть нашей деятельности. Российское общество и бизнес должны найти собственный путь, а мы можем поделиться опытом, накопленным за рубежом. Россия – уникальная страна, но часть ее проблем похожа на проблемы других государств. Конечно, многое придется адаптировать к российской действительности. Мы всегда рады помочь и компаниям, и некоммерческим организациям, и местным администрациям профессионально работать в сфере КСО.
Я считаю, что каждая социальная стратегия должна основываться на условиях рынка, а значит, нет смысла слепо следовать каким-либо международным моделям, если они не имеют отношения к данной ситуации. Однако изобретать велосипед тоже не стоит: есть полезный международный опыт, и его надо учитывать как часть стратегии. Роль IBLF в России во многом заключается в передаче лучшего и наиболее релевантного мирового опыта. А, возможно, еще более важная миссия – содействовать обмену опытом между российскими компаниями, которые занимаются решением этих задач.

Материал подготовила Анастасия АНДРЕЕВА
Журнал «Бюджет» №6 июнь 2007 г.

Поделиться