Финансы№6 Июнь 2012 — 04 июня 2012

Финансы: новации и опыт

Версия для печати 3582 Материалы по теме
Финансы: новации и опыт

БФТ
В Анапе 25–26 мая состоялся семинар «Реализация Федерального закона № 83-ФЗ: аудит практик, решение проблем, направления развития», организаторами которого выступила компания «Бюджетные и Финансовые Технологии». Докладчиками на семинаре были представители Министерства финансов РФ, Федерального казначейства, финорганов субъектов РФ и муниципальных образований, эксперты компании БФТ. В семинаре приняли участие около 100 представителей регионов и городов России, среди которых были и финансисты, и сотрудники структур, отвечающих за системное и информационное обеспечение работы администраций.

Теме реализации Закона № 83-ФЗ был посвящен доклад Т. В. Саакян. Она ознакомила участников семинара с проектами поправок в Бюджетный кодекс и нормативные правовые акты, регулирующие вопросы бюджетного планирования, в том числе планирования расходов на закупку товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Так, Саакян сообщила, что в БК РФ планируется внести поправки (в ст. 41, 51, 57 и др.), согласно которым в доходы учреждения будут зачисляться только доходы от реализации движимого имущества. Доходы от реализации недвижимого имущества Минфин России предлагает оставить в доходах бюджета. Также в рамках защиты интересов государства в ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и в Закон № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» готовятся поправки в части расчета нормативных затрат на субсидию на выполнение государственного задания, в соответствии с которыми в течение года будет предоставляться возможность уменьшить размер указанной субсидии без уменьшения показателей госзадания.

Еще одна важная поправка в Бюджетный кодекс, которую сейчас готовит Минфин России, также касается госзадания (ст. 69.2 БК РФ). Предполагается, что государственное (муниципальное) задание должно основываться на базовых отраслевых перечнях государственных (муниципальных) услуг, которые формируют федеральные министерства, осуществляющие политику в соответствующей сфере деятельности. И уже на основании этих перечней будут формироваться ведомственные перечни на региональном и муниципальном уровнях. Сделано это для того, чтобы разрешить создавшуюся к настоящему моменту ситуацию: огромное количество вариантов описаний не такого уж и большого в сущности спектра государственных (муниципальных) услуг.

Программный бюджет: федеральный опыт

С последними новостями в части перехода к программному бюджету участников семинара ознакомила А. В. Бусарова. Перспективной она назвала задачу кодирования расходов как элементов программ, чтобы каждая строчка в бюджете имела код принадлежности к конкретной программе, конкретной подпрограмме и далее к конкретному основному мероприятию. Инструмент, который будет кодировать расходы, — это существующие целевые статьи. Планируется поменять систему кодирования целевых статей так, чтобы туда попали программные признаки. Благодаря этому стратегический документ реально ляжет в основу бюджетного процесса.

Остановилась Бусарова и на ожидающихся изменениях в ст. 179 «Долгосрочные целевые программы» БК РФ, которая будет называться «Госпрограммы РФ, субъектов РФ и муниципальных образований». И первое, что устанавливает поправка: порядок работы с соответствующими программами на каждом уровне (компетенция высшего органа исполнительной власти субъекта РФ или муниципалитета) при желании можно будет определять самостоятельно. Второе: государственные и муниципальные программы, предлагаемые к изменению начиная с очередного года, принимаются тогда, когда регион или муниципалитет решает это сделать. «То есть, — пояснила А. В. Бусарова, — в действующей редакции Кодекса ДЦП вы обязаны были принимать до начала бюджетных процедур. Теперь у вас будет возможность самостоятельно определить — сначала принять программы и на основе их формировать бюджет или принять бюджет, а потом использовать программы как инструмент реализации бюджета».

К числу ожидаемых изменений, внесенных в ст. 179 БК РФ, относятся также следующие:

  • объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ будет утверждаться законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета;
  • государственной (муниципальной) программой может быть преду­смотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ (местным бюджетам), необходимых для реализации программы. Условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных трансфертов должны будут устанавливаться соответствующей программой.

Программный бюджет: региональный опыт

Об основных принципах построения программного бюджета, проблемах перехода к программному бюджету на региональном и муниципальном уровнях рассказала Н. В. Гвоздева, заместитель генерального директора компании БФТ. Типичными ошибками в данной сфере являются отсутствие единого порядка формирования государственных (муниципальных) программ и соответствующей нормативной документации, попытка сохранения прежнего порядка формирования бюджета, отсутствие связи программ с программой социально-экономического развития региона, отсутствие методологической поддержки ГРБС при разработке программ, общая размытость сформированных программ, отсутствие персональной ответственности у ГРБС за результаты программы.

Гвоздева также рассказала о различных подходах к формированию структуры программ в регионах на примере республик Саха (Якутия) и Коми. В Республике Саха (Якутия) пошли по пути встраивания существующих ЦП и ВЦП в программный бюджет, а в Республике Коми — по пути ликвидации существующих программ и построения новой системы мероприятий.

Тему перехода на программный бюджет на региональном уровне продолжила Г. З. Рубцова, заместитель министра финансов Республики Коми. Несмотря на то что реализация концепции проекта внедрения унифицированной процедуры стратегирования в органах исполнительной власти Коми намечена лишь на сентябрь 2012 года, подготовительная работа ведется уже больше года. Результатом стало появление в ноябре 2011 года Реестра целей и задач стратегического развития республики до 2020 года. В соответствии с этим документом все органы исполнительной власти региона приступили к разработке госпрограмм. Претерпел изменения перечень госпрограмм: из 24 осталось 18. Также при формировании бюджета на 2012–2014 годы было сделано аналитическое распределение бюджетных ассигнований по всем гос­программам, которое показало, что порядка 92 % расходов 2012 года проходит в рамках госпрограмм. Согласно этому распределению с 2012 года и разрабатываются все госпрограммы республики. К 1 июля все госпрограммы будут разработаны и регион приступит к следующему этапу — проработке структуры бюджета в разрезе госпрограмм.

Остановилась Рубцова и на проблемах, с которыми регион столкнулся на пути формирования программного бюджета. Это незавершенность нормативно-правового регулирования формирования программного бюджета (БК РФ и Бюджетная классификация), крайняя затрудненность интеграции существующих программно-целевых инструментов (ДРЦП и ВЦП) в новые госпрограммы, несовершенство системы стратегического планирования и стратегических документов и, как следствие, сложность определения целей, задач и адекватных показателей (индикаторов) достижения результатов госпрограмм и пр.

Финансовый контроль

И. Ю. Ярцева, начальник Департамента финансов администрации города Томска, рассказала о том, как в условиях изменения законодательства осуществляется муниципальный финансовый контроль в ее городе. В частности, она отметила, что рост финансовых нарушений заставил задуматься о механизмах контроля за осуществлением мер по устранению выявленных нарушений, выполнением решений, принятых органами местного самоуправления (их должностными лицами) по результатам ревизий и проверок.

На сегодняшний день в Томске используются все предоставленные действующим законодательством возможности по устранению нарушений и их последствий, возмещению причиненного ущерба бюджету. В отдельных случаях эффект от принятых мер был получен непосредственно в ходе проведения контрольных мероприятий. Также Ярцева отметила, что планы ревизий и проверок формируются так, чтобы исключить дублирование в деятельности органов внутреннего и внешнего муниципального финконтроля. Кроме того, планы преду­сматривают возможность организации совместных контрольных мероприятий Департамента финансов с главными распорядителями средств местного бюджета или со Счетной палатой города по предварительному согласованию. Департамент финансов готовит распоряжения администрации по устранению нарушений, выявленных Счетной палатой, и проводит проверки на предмет устранения этих нарушений. Получатели бюджетных средств в обязательном порядке после проведения контрольных мероприятий Счетной палатой информируют палату и мэра Томска об устранении недостатков.

Федеральное казначейство

С. А. Ломака посвятил свой доклад рассмотрению проблем взаимодействия с официальным сайтом ГМУ (www.bus.gov.ru). На текущий момент решается вопрос по обработке и хранению множественного значения поля «Учредитель», которое переносится из ЕГРЮЛ в ПГМУ (перечень государственных и муниципальных учреждений). Планируется доработка нормативной документации, требований к порядку формирования структурированной информации, а также обновление программного обеспечения официального сайта ГМУ, что позволит учитывать частные случаи с учреждениями, имеющими несколько учредителей. За исключением проблем, связанных с ЕГРЮЛ, есть еще ряд сложностей, не носящих, по словам докладчика, массовый характер. По статистике обращений на горячую линию основными вопросами являются:

  • общие вопросы ПГМУ (некорректная информация, проблемы импорта сведений из ЕГРЮЛ и т. п) — 62,56 %;
  • вопросы, связанные с работой в закрытой части сайта (формирование и размещение информации в личном кабинете), — 14,58 %;
  • информационно-правовая поддержка (вопросы по порядку предоставления сведений, по сопроводительной документации и т. п.) — 11,93 %;
  • вопросы по регистрации и работе с сертификатами электронной подписи — 7,74 %.

Комментарий

Моносов
А. Н. МОНОСОВ, генеральный директор компании «Бюджетные и Финансовые Технологии»

Завершается подготовительный период, определенный Федеральным законом № 83-ФЗ для изучения, апробирования и внедрения новых механизмов бюджетной системы. С начала бюджетного реформирования регионами РФ и муниципальными образованиями проделана огромная работа в области внедрения в практику инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, но, несмотря на это, все еще остается ряд нерешенных вопросов. В этом году в рамках семинара мы постарались затронуть наиболее важные и полезные на современном этапе темы — программный бюджет, новые формы финансирования учреждений, методики контроля и оценки качества финансового менеджмента учреждений, а также направления развития Закона № 83-ФЗ. Участники семинара смогли обменяться опытом с коллегами.

Мы надеемся, что оказанная в рамках семинара методологическая и консультационная помощь позволит в регионах и муниципальных образованиях наладить эффективную систему управления общественными финансами и развивать ее в будущем. Мы благодарим всех участников за проявленный интерес и активное участие в работе семинара!

Поделиться