Версия для печати 3961 Материалы по теме
«Корректировки бюджета — реалистичные и стратегически выверенные»

Максимова
На вопросы журнала «Бюджет» ответила депутат Государственной думы, заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Надежда Сергеевна МАКСИМОВА.

— Надежда Сергеевна, Госдума внесла изменения в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов». В чем суть корректировок и чем они были вызваны?

— Основной причиной внесения изменений в бюджет текущего года являлась благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, сложившаяся в I квартале текущего года. И подавляющая часть дополнительных доходов обусловлена повышением против прогнозируемой на 15 долларов за баррель цены нефти марки Urals. С учетом дополнительных доходов от ненефтегазовых отраслей народного хозяйства прогнозируется дополнительно получить доходов на сумму более 897 миллиардов рублей. Правительство предложило, а депутаты поддержали предложение распорядиться этими средствами достаточно консервативно, направив более 800 миллиардов на сокращение дефицита федерального бюджета и около 90 миллиардов — на дополнительное финансирование расходов. Параметры федерального бюджета теперь следующие: доходы ожидаются в размере 12 триллионов 677 миллиардов рублей (прирост — 897,1 миллиарда), расходы — 12 триллионов 745,1 миллиарда рублей (прирост — 88,7 миллиарда). Дефицит ожидается в размере 68,1 миллиарда рублей — то есть с сокращением по сравнению с действующим законом о бюджете на 808,5 миллиарда.

На наш взгляд, представленные корректировки бюджета реалистичны и стратегически выверены. Они являются логичным продолжением социально ориентированной политики российского правительства, конкретным в денежной форме подкреплением позиций Президента РФ, отраженных в серии его указов, выполнением обещаний, данных в период выборных кампаний. Достаточно сказать, что 43 миллиарда рублей направляется на финансирование мероприятий по социальному обеспечению отдельных категорий граждан и улучшение качества жизни населения, в том числе более 24 миллиардов рублей — на обеспечение жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны. Мы очень надеемся, что расчеты сделаны верно и этих средств будет достаточно, чтобы завершить в текущем году решение этого вопроса для всех ветеранов вне зависимости от даты постановки их на учет. Кроме того, увеличивается стипендиальный фонд для хорошо успевающих, но нуждающихся студентов I и II курсов вузов. Почти 15 миллиардов рублей предусмотрено дополнительно на расходы инвестиционного характера.

Представляется также экономически выверенным предложение направить дополнительно прогнозируемые нефтегазовые доходы на сокращение дефицита федерального бюджета при уменьшении на 500 миллиардов рублей внутренних заимствований и пополнении на 300 миллиардов рублей Резервного фонда — той подушки безопасности, которая существенно похудела за кризисный период. Мы все согласны с тем, что в условиях продолжающейся рецессии мировой экономики существуют риски падения цены на нефть, а значит, нет гарантий наполнения казны в нужном объеме. Следовательно, принимать дополнительные социальные долговременные обязательства в течение года опасно, поскольку безусловное исполнение социальных обязательств государства является условием политической стабильности.

Это — взвешенная политика, направленная на снижение темпов наращивания государственного долга, экономию средств на его обслуживание, сдерживание инфляции и увеличение возможностей для реального сектора экономики пользоваться дополнительными кредитными ресурсами. На наш взгляд, такая позиция в отношении бюджета только способствует его устойчивости перед возможными вызовами и рисками, связанными с внешними факторами, создает условия для поддержания стабильности российской экономики и не тормозит ее развитие.

— В связи с инициативами федеральной власти, касающимися, в частности, повышения зарплат работникам бюджетной сферы, создания дорожных фондов, растет нагрузка на региональные и местные бюджеты. О передаче полномочий на региональный и местный уровни, причем с соответствующими доходными источниками, говорят давно и на самом высоком уровне. На деле же все обстоит иначе. Есть ли надежда у регионов на изменение ситуации?

— Работа по анализу и оценке соответствия доходных и расходных полномочий по всем уровням власти продолжается. Процесс идет непросто. И не только из-за различия взглядов на ситуацию у разных уровней власти (субъективная оценка), но и из-за высокой дифференциации возможностей бюджетов субъектов РФ финансировать из собственных доходов расходные полномочия, будь то повышение заработной платы или строительство детских садов (объективная оценка). Необходимость увеличения ресурсной базы региональных и местных бюджетов ни у кого не вызывает сомнений. Но предпринимавшиеся до недавнего времени попытки передачи субъектам Федерации части доходов от федеральных налогов (например, налога на прибыль) приводили к тому, что дополнительные доходы в основном поступали в бюджеты десяти и так наиболее обеспеченных регионов, а основная часть региональных бюджетов выигрывала незначительно.

В прошлом году мы приняли закон, препятствующий трансфертному ценообразованию, закон о консолидированной группе налогоплательщиков. Они начали работать в текущем году, и есть надежда, что налог на прибыль будет распределяться более равномерно в зависимости от действующих на территории производств. Мы ожидаем рост доходов и в результате принятых решений по увеличению заработных плат, денежного довольствия, а это дополнительные объемы НДФЛ, 40 процентов которого зачисляется в местные бюджеты.

Ко времени составления федерального бюджета на 2013 год Правительство РФ обещает представить в Госдуму предложения об отмене ряда льгот по земельному налогу и налогу на имущество по федеральным объектам. Это также позволит поддержать и региональные, и местные бюджеты. Надеемся к этому времени принять и новую главу Налогового кодекса «Патентное налогообложение», благодаря которой региональные и местные власти получат дополнительный источник наполнения бюджетов. На подходе к введению налог на недвижимость. С учетом этих изменений в доходных полномочиях можно будет вернуться и к расходным.

— Финансисты отмечают огромное количество субсидий и субвенций. При этом кто-то поддерживает идею введения единой субвенции субъектам РФ и укрупнения субсидий, другие, опасаясь, что в таком случае не все необходимые средства могут дойти до них, предлагают оставить все как есть. А какого подхода придерживаетесь вы?

— О необходимости укрупнения субвенций и субсидий речь идет не один год. Мы неоднократно обсуждали эти вопросы на семинарах Министерства финансов, в Сообществе финансистов России. Представляется, что часть федеральных полномочий может быть безболезненно (но, безусловно, с финансовыми источниками) передана в регионы на постоянной основе. Объединение же всех субвенций в единую, на мой взгляд, нелогично и нецелесо­образно, поскольку полномочия передаются различными главными распорядителями бюджетных средств на различные цели и на местах реализуются различными организациями. Думаю, объединение может привести к неразберихе в использовании ресурсов и безответственности с точки зрения конечного результата.

Что касается субсидий, считаю, они будут укрупняться по мере формирования государственных программ и перехода к составлению бюджетов по программно-целевому принципу.

— Будет ли в ближайшее время меняться методика расчета распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности?

— Методика ежегодно претерпевает какие-то изменения. На мой взгляд, при формировании бюджета 2013 года нам необходимо будет учесть изменения налогового потенциала, связанные с последствиями применения новелл в налоговом законодательстве и отменой ряда льгот, о чем я уже говорила. Эта тема будет предметом обсуждения на предстоящем семинаре финансистов, а потом ее обсудят и депутаты.

— Как вы оцениваете предложение предоставить органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления полномочия по администрированию региональных и местных налогов?

— Положительно оцениваю. Целесообразно в федеральном законодательстве предусмотреть такое право, а решение относительно того, как им воспользоваться, будет приниматься на субфедеральном уровне исходя из возможностей региона, муниципального образования осуществлять эти полномочия, в том числе с учетом подготовки кадров.

— У регионов и муниципальных образований остается все меньше источников доходов и, следовательно, стимулов для развития экономики. Намерен ли ваш комитет инициировать изменение бюджетной политики на данном направлении?

— Такие инициативы неоднократно исходили от депутатов, сенаторов, финансистов, в том числе от членов Сообщества финансистов России. Они нашли подтверждение в бюджетных посланиях Президента РФ, благодаря чему «лед тронулся», хотя бы в отношении отмены федеральных льгот по земельному налогу. Надеюсь, коллеги-депутаты проявят принципиальность при формировании бюджета на очередной 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, с тем чтобы законодательно закрепить так необходимые для консолидированных бюджетов регионов изменения.

Справка «Бюджета»

Надежда Сергеевна МАКСИМОВА, заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам

Родилась в г. Кулино Новосибирской области. В 1963 г. окончила Московский финансовый институт по специальности «финансы и кредит». Трудовую деятельность начала инспектором по бюджету Люберецкого райфинотдела Московской области.

С 1966 г. работала в управлении финансирования промышленности и бюджетном управлении Министерства финансов РСФСР.

В 1988–1991 гг. — заместитель министра финансов РСФСР.

В 1991–1998 гг. — начальник Управления финансовых программ производственной инфраструктуры и потребительского рынка Минфина России.

В 1998–2002 гг. — руководитель Департамента межбюджетных отношений Минфина России.

В 2002–2003 гг. — заместитель министра финансов РФ.

Депутат Госдумы IV, V и VI созывов. Председатель Сообщества финансистов России. Кандидат экономических наук.

Поделиться