Версия для печати 6667 Материалы по теме
Создание регионального сегмента «Электронного бюджета»

Авдеева Валентина Ивановна
Валентина Ивановна АВДЕЕВА, министр финансов Калужской области

Концепция по созданию и развитию государственной интегрированной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» диктует органам исполнительной власти субъектов РФ определенные условия по развитию региональных систем управления государственными (муниципальными) финансами. Министерство финансов Калужской области пошло по пути развития собственного программного обеспечения и информационных систем согласно основным принципам концепции для дальнейшей интеграции с федеральной системой «Электронный бюджет».

Цели и принципы концепции

Ключевая цель концепции «Электронного бюджета» — создание единого информационного пространства в сфере управления общественными финансами с применением современных информационных и телекоммуникационных технологий. Одна из главных задач централизации — информационные потоки должны стать строго электронными (бумажный документооборот исключается) с формированием единых учетных реестров и классификаторов с должной степенью открытости и прозрачности. Различные варианты многочисленных сверок финансовых показателей, применяемые сегодня на региональном уровне между ведомствами и тем более внутри одного ведомства, противоречат принципу однократного ввода информации и должны быть исключены.

На сайте журнала есть подборка материалов, посвященная электронному бюджету. Ознакомиться с ней можно здесь.

Если говорить об уровне автоматизации субъектов РФ и муниципальных образований, то на сегодняшний день большинство финансовых органов применяют в своей работе отдельные локальные информационные системы управления общественными финансами, которые разворачиваются на собственном серверном оборудовании, причем каждый финансовый орган муниципалитета самостоятельно занимается поддержкой и развитием программных и технических средств автоматизации. Резонным становится вопрос о дальнейшем пути развития региональных информационных систем.

Современная ситуация диктует определенные правила игры: информационная система должна быть гибкой, так как действующее законодательство, регулирующее бюджетный процесс, постоянно меняется, и эффективной, снижающей эксплуатационные расходы, так как задача повышения эффективности бюджетных расходов актуальна как никогда.

Развитие системы управления бюджетным процессом региона

К созданию собственной автоматизированной системы управления бюджетным процессом министерство финансов Калужской области приступило в 2001 году. Первоначально планировалось охватить процесс казначейского исполнения бюджета области, 24 муниципальных районов и двух городских округов. Система строилась в течение нескольких лет и представляла собой отдельно установленные в министерс­тве финансов и в каждом финансовом органе муниципального района локальные копии программного обеспечения. Обмен документами между учреждениями и соответствующими финансовыми органами был организован на бумажных носителях.

После вступления в силу Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Калужской области организовалось еще около 300 самостоятельных бюджетов. Действующая автоматизированная сис­тема не позволяла централизованно исполнять несколько бюджетов, по­этому оставалось дополнительно растиражировать копии программного обеспечения. Обслуживание системы резко усложнилось. Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» внес свои коррективы в бюджетную систему, в результате учреждения преобразовались в новые типы, изменился порядок взаимодействия с ними в рамках составления и исполнения бюджета. Методология проектирования бюджета стала динамично изменяться в сторону программно-целевых принципов. Минфин России запустил проект по созданию системы «Электронный бюджет».

Таким образом, на конец 2011 года автоматизированная система управления бюджетным процессом Калужской области представляла собой функционально ограниченные, сложные в обслуживании программные средства. Полноценное применение положений новых законов и порядков стало невозможно. Возникла острая необходимость в модернизации системы управления общественными финансами.

Выбор пути развития

В сложившихся условиях министерству финансов Калужской области необходимо было в сжатые сроки провести масштабную модернизацию своей автоматизированной системы. В качестве основных идей были взяты положения концепции «Электронного бюджета» и спроецированы на уровень региона: единые реестры и классификаторы, интеграция процессов планировании и исполнения бюджета, соблюдение принципа однократности ввода информации и т. д. Благоприятным фактором, обеспечивающим возможность реализации инновационных планов, являлась созданная правительством Калужской области информационно-коммуникационная сеть органов власти, к которой в том числе подключены все финансовые органы муниципальных районов (скорость канала 256 Кбит/сек.).

Реализация проекта

В конце 2011 года министерством финансов Калужской области был объявлен открытый конкурс на развитие автоматизированной системы управления бюджетным процессом региона. Техническим заданием сформулирована задача по созданию единой интегрированной системы управления общественными финансами, которая должна автоматизировать все этапы бюджетного процесса с учетом положений Закона № 83-ФЗ и объединить их в едином информационном пространстве с применением юридически значимого элект­ронного документооборота.

В результате проведения торгов государственный контракт на выполнение работ был заключен с компанией «Кейсистемс» (г. Чебоксары). На первом этапе стояла задача организовать казначейское исполнение бюджета области и всех муниципальных образований в единой информационной системе, развернутой в министерстве финансов Калужской области. Сроки выполнения работ были предельно сжатыми — на реализацию первого этапа отводилось 25 календарных дней. Благодаря четко спланированной и слаженной работе специалистов министерства финансов и компании «Кейсистемс» огромный объем работ удалось выполнить в установленные сроки. В результате с начала 2012 года все финансовые органы Калужской области приступили к работе в единой информационной системе, которая заменила 317 локальных копий программного обеспечения. Подключение финансовых органов муниципальных образований осуществляется с удаленных клиентских рабочих мест через защищенные каналы информационно-коммуникационной сети органов власти Калужской области.

На втором этапе к единой информационной системе подключили все областные учреждения. С апреля 2012 года 340 государственных учреждений, включая органы исполнительной власти Калужской области, перешли на электронный обмен документами с министерством финансов в рамках казначейского исполнения бюджета с применением квалифицированной электронной подписи.

Одновременно была запущена подсистема сбора, консолидации и анализа регламентированной и произвольной отчетности. Все финансовые органы муниципальных образований, главные распорядители бюджетных средств, а также ряд областных учреждений формируют отчетность удаленно в единой информационной системе. В ближайшее время планируется подключить все оставшиеся учреждения области и организовать переход на юридически значимый электронный документооборот с применением квалифицированной электронной подписи в части сбора отчетности.

В настоящее время внедряется подсистема проектирования областного бюджета с учетом программно-целевых принципов планирования. Таким образом, проект бюджета на 2013 год и плановый период будет сформирован в новой автоматизированной системе.

Эффективность проекта

В рамках выполнения работ по созданию принципиально новой информационной системы управления общественными финансами Калужской области уже на текущий момент можно говорить о достигнутых результатах:

  • значительно упростилась процедура обслуживания и администрирования системы — все необходимые изменения и обновления теперь производятся квалифицированными специалистами министерства финансов Калужской области на своем серверном оборудовании, что исключает необходимость производить какие-либо действия в муниципальных образованиях;
  • сократилось количество серверного оборудования, применяемого в каждом муниципальном районе для функционирования локальных копий программного продукта, в результате вмес­то 30 серверов используется только три в министерстве финансов Калужской области, затраты на обслуживание серверной техники сократились в десять раз;
  • при бумажном документообороте представление учреждениями в минис­терство финансов Калужской области платежных документов занимало 1,5–2 часа, а в условиях электронного обмена документами на это затрачивается несколько минут. В результате специа­листы учреждений и Минфина могут уделять больше времени квалифицированной работе. Кроме того, существенно снизились транспортные и сопутству­ющие хозяйственные расходы;
  • появилась возможность проводить единую методологию планирования, исполнения и анализа бюджетного процесса на территории Калужской области;
  • появилась возможность проведения мониторинга и контроля бюджетного процесса муниципальных образований и движения межбюджетных трансфертов в реальном времени.

До конца текущего года будут обеспечены взаимосвязь стратегического планирования с процессом бюджетного планирования и средс­тва мониторинга достигнутых результатов по объему и качеству оказанных государственных услуг. Учитывая, что информация о финансовой деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления находится в единой информационной системе, установленной в минис­терстве финансов Калужской области, легко решается вопрос обеспечения ее открытости и прозрачности. Это достигается путем создания единого портала бюджетной системы региона, где информация будет обновляться в автоматическом режиме.

Заключение

Очевидно, что современное состояние средств автоматизации и ИТ-инфраструктуры в некоторых субъектах РФ уже сегодня позволяет успешно выстраивать региональный сегмент государственной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». Централизация работы финансовых органов Калужской области в единой информационной системе существенно упростит последующую интеграцию региональной системы с государственной системой РФ.

Комментарий эксперта

Матросов
А. А. МАТРОСОВ, генеральный директор компании «Кейсистемс»

На наш взгляд, проект по развитию автоматизированной системы управления бюджетным процессом Калужской области получился очень эффективным. С одной стороны, в сжатые сроки удалось кардинально преобразовать действующую информационную систему, с другой — расходы бюджетных средств на выполнение контракта оказались более чем скромными (в сравнении с аналогичными проектами в других субъектах РФ). Объем работ, который был предусмотрен на первом этапе государственного контракта, казалось, нереально выполнить за 25 календарных дней. Только благодаря четко спланированным и слаженным совместным действиям удалось справиться с поставленной задачей. Хочется отметить высокий уровень квалификации специалистов министерства финансов Калужской области, глубокое понимание вопроса и образцовую самоотдачу, что, безусловно, сказалось на успешности выполнения работ.

Теперь можно констатировать создание в министерстве финансов Калужской области регионального центра обработки финансовых данных. Осталось обеспечить публичность и доступность информации путем создания единого портала бюджетной системы региона и добавить недостающие элементы интегрированной системы (финансовый контроль, управление закупками, централизованный бухгалтерский учет).


Поделиться