Версия для печати 4265 Материалы по теме
«Белые пятна» налогообложения

Полежаев Владимир
Предложение перераспределить налоги в столичном регионе в пользу области, с которым выступил недавно утвержденный на посту губернатора Подмосковья С. К. Шойгу, заинтересовало нового Президента России В. В. Путина.

Но, как выяснилось в беседе с руководителем Управления Федеральной налоговой службы по Московской области Владимиром Алексеевичем ПОЛЕЖАЕВЫМ, проблема эффективности налогообложения не сводится только лишь к взаимоотношениям между столицей и областью. В реформировании нуждается вся налоговая система.

— Владимир Алексеевич, вы работали в разных субъектах Федерации. Какие особые черты, определяющие направления деятельности налоговых органов, присущи Московской области — этому «околостоличному» региону?

— Действительно, свою профессиональную карьеру я начинал в Красноярском крае, с 2005 года руководил Управлением Федеральной налоговой службы по Тверской области и вот уже год как работаю в Московской области. Несмотря на то что принципы организации налогового администрирования одинаковы по всей стране, особенности у подмосковного региона все же имеются.

Подмосковье находится в числе лидеров среди субъектов Российской Федерации по численности населения, количеству субъектов предпринимательской деятельности, объему промышленного производства, обороту розничной и оптовой торговли, поступлению инвестиций и т. д. Эти масштабы определяют характер задач по организации налогового администрирования — они должны соответствовать уровню социально-экономического развития региона. Особой чертой, определяющей направление деятельности налоговых органов области, является высокая степень ее социально-экономической интеграции с Москвой как на уровне хозяйствующих субъектов, так и на уровне населения. Зачастую бизнес, имея формальную прописку в Москве, ведет деятельность в Подмосковье. Точно так же и граждане, проживающие в столице, часто имеют объекты налогообложения в Московской области. Спецификой налогового администрирования в регионе является высокая миграция субъектов предпринимательской деятельности, которая зачастую связана не с экономической целесообразностью, а с желанием юридических лиц уклониться от налогообложения.

— Не так давно были подведены итоги деятельности вашей службы за прошлый год. Какие налоги отрасли «отличились»?

— Динамика налоговых поступлений отражает положительный тренд социально-экономического развития Московской области. От налогоплательщиков, состоящих на учете в наших налоговых органах, поступило 409,8 миллиарда рублей, что на 17 процентов больше, чем в 2010 году. Рост платежей в 2011 году отмечается по всем уровням бюджетной системы. Если не брать в расчет неф­тегазовые доходы, которых нет в нашем регионе, то по величине налоговых поступлений область заняла в прошлом году второе после Москвы место среди субъектов Федерации. Наиболее высокие темпы роста наблюдаются по налогу на прибыль (122,9 процента), налогу на добавленную стоимость (122,7 процента) и налогу на доходы физических лиц (112,1 процента). В отраслевом разрезе самый большой вклад (21,6 процента) в бюджетную «копилку» сделали предприятия оптовой и розничной торговли.

Положительная динамика налоговых поступлений сохраняется и в этом году. В I квартале 2012 года темпы роста налоговых поступлений с территории Подмосковья составляют 117 процентов.

— Какая, на ваш взгляд, сейчас главная задача, стоящая перед подмосковными налоговыми органами?

— Приоритетным направлением в деятельности налоговых органов Московской области является контроль за соблюдением налогового законодательства гражданами и хозяйствующими субъектами, который осуществляется в ходе камеральных и выездных налоговых проверок. Могу отметить, что при снижении количества проверок их эффективность возросла. Удельный вес взысканных платежей от дополнительно начисленных составил 47 процентов, что на 15,5 процентного пункта выше, чем в 2010 году. По результатам контрольных мероприятий в 2011 году в бюджет поступило 11 миллиардов рублей.

О наметившейся тенденции роста качества контрольной работы, а также о повышении уровня досудебного рассмотрения налоговых споров говорят и показатели судебно-исковой работы: почти 53 процента оспариваемых налогоплательщиками в суде сумм удовлетворяется в пользу налоговых органов Московской области (в прошлые годы удовлетворялось лишь до 44 процентов). Тенденция хорошая, но работу эту надо продолжать, чтобы приблизиться к среднероссийскому показателю (63 процента). Надеюсь, что вскоре будет принята инициатива ФНС в виде закона о расширении сферы действия процедур досудебного аудита и мы приблизимся к стандартам ОЭСР, когда в суды попадает не более 10 процентов споров.

— Говоря о контрольной работе налоговых органов, нельзя не остановиться на проблеме фирм-однодневок, которая обсуждается на самом высоком уровне.

— Действительно, для нас тема так называемых фирм-однодневок очень актуальна, в том числе в связи с организацией незаконных схем по возмещению НДС. Наконец пришло осознание того, что бороться с фирмами-однодневками на этапе их создания малоэффективно в силу нашего сверхлиберального законодательства по госрегистрации юридических лиц. Поэтому мы сейчас большое внимание стали уделять выявлению выгодоприобретателей в схемах, где были задействованы фирмы-однодневки.

Проблема уклонения от налогов должна решаться экономическими, а не только административно-полицейскими методами. Но для этого надо изменить налоговое законодательство в части НДС, вернув ему первоначальное значение косвенного налога на потребление, который включен в цену товаров: возместить налог возможно только по тем товарам, которые участвовали в процессе создания добавленной стоимости. В настоящее время возмещение НДС не связано с фактом реализации товаров, в добавленной стоимости которых участвовали товары, работы, услуги, приобретенные у поставщиков. Следовательно, появляется искушение получить деньги из бюджета в виде налога на добавленную стоимость без создания самой этой добавленной стоимости. Впрочем, я не оспариваю существующее право на возмещение «входного» НДС, не дожидаясь факта реализации товаров, работ, услуг при экспортно-импортных поставках и осуществлении капитальных вложений (если подтверждена реальность совершенных сделок и произведенных капитальных вложений).

— Всем известно, что Москва готовится к расширению границ. Подмосковье, наоборот, утратит часть своих территорий. Какие организационные мероприятия в связи с этим уже проводятся? Есть ли оценки, насколько сильно это событие отразится на бюджете региона?

— С точки зрения налогового администрирования процесс расширения территории Москвы за счет территории 26 муниципальных образований, ранее расположенных в Московской области, требует проработки ряда вопросов. Среди них:

  • изменение организационно-штатной структуры налоговых органов;
  • разработка порядка применения налоговых ставок, льгот, сроков уплаты различных налогов налогоплательщиками, передаваемыми на учет в налоговые органы Москвы;
  • совершение регистрационных действий по снятию их с учета в налоговых органах области;
  • доработка программного обеспечения по разделению баз данных налоговых органов Москвы и области;
  • урегулирование задолженности данных налогоплательщиков перед бюджетом Подмосковья;
  • организация направления налоговых уведомлений налогоплательщикам — физическим лицам, имеющим объекты налогообложения на передаваемых территориях;
  • проведение разъяснительной работы с налогоплательщиками по вопросу об изменении реквизитов налоговых платежей в налоговых декларациях, решение вопроса о продолжении применения упрощенных налоговых режимов.

Кроме того, есть «смежные» проблемы, касающиеся налогового администрирования. Например, изменение кодов ОКАТО, присвоение новых КПП налогоплательщикам, организация присвоения более 110 тысячам земельных участков и 141 тысячи объектов капитального строительства новых адресов, внесение их в базовые информационные реестры для дальнейшего обмена сведениями между налоговыми и регистрирующими органами, рассмотрение вопросов о компенсации выпадающих налоговых доходов бюджету Подмосковья (по данной территории в консолидированный бюджет Подмосковья в 2011 году поступило 19,7 миллиарда рублей, в том числе в областной бюджет — 16,1 миллиарда).

Для решения данных вопросов на уровне ФНС России действует рабочая группа под председательством заместителя руководителя ФНС России Натальи Савельевны Завиловой, утвержден план мероприятий, выполняемых как территориальными налоговыми органами Москвы и Подмосковья, так и структурами центрального аппарата ФНС и подведомственным ей ФГУП ГНИВЦ. В настоящее время рассматривается вопрос о компенсации бюджету Московской области выпадающих налоговых доходов.

— В последнее время широко обсуждается и вопрос перехода на уплату налога на доходы физических лиц по месту жительства налогоплательщика. Ваше мнение? Какова ситуация с поступлениями по данному налогу? Говорят, что будет возобновлена работа «зарплатных» комиссий. Считаете ли вы эту меру актуальной и действенной?

— Работа «зарплатных» комиссий и не прекращалась, только в этом году мы вдохнули в них новую жизнь. Теперь мы вызываем не всех подряд налогоплательщиков с низкой оплатой труда, а лишь тех, в отношении которых у налоговых органов имеются основания полагать, что зарплата выплачивается по «серым» схемам. От такой более адресной работы есть положительный результат: 777,5 миллиона рублей НДФЛ дополнительно поступило в бюджет по результатам деятельности комиссий. А всего в бюджет Московской области в прошлом году поступило НДФЛ на сумму 120 миллиардов рублей, что на 12,2 процента больше, чем в 2010 году. Результаты I квартала этого года тоже говорят о хорошей тенденции: темпы роста поступлений от НДФЛ составили 118,1 процента к аналогичному периоду прошлого года.

Что касается вопроса перехода на уплату НДФЛ по месту жительства налогоплательщиков, то приведу несколько цифр. В 2010 году налоговыми агентами, состоящими на учете в Московской области, было удержано и перечислено в бюджет Подмосковья 16,7 миллиарда рублей НДФЛ с физических лиц, проживающих в городе Москве, тогда как с жителей Московской области, работающих в столице, было удержано и перечислено в бюджет Москвы 69,4 миллиарда рублей. Поэтому вопрос о потерях бюджета Московской области актуален. Но решение его целесообразно искать не в рамках изменения налогового администрирования, а в рамках межбюджетных отношений.

— Не так давно завершилась кампания по декларированию гражданами своих доходов за 2011 год. Каковы ее результаты?

— Декларационную кампанию этого года отличает большая активность наших граждан: за три месяца 2012 года налогоплательщиками представлено 88,7 тысячи налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц, что на 22,3 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. Сумма налога к доплате по сравнению с прошлым годом увеличилась на 49,2 миллиона руб­лей. Этому способствовало то, что с 29 марта по 30 апреля нами был установлен особый режим работы налоговых инспекций по приему налоговой отчетности у физических лиц в рабочие дни с утра и до позднего вечера, а также в выходные дни. Был проведен целый комплекс мер, в том числе выездные семинары-практикумы на крупных предприятиях и в социальных учреждениях региона, «дни открытых дверей», на которых специалисты налоговой службы оказывали практическую помощь по заполнению деклараций по НДФЛ. В этом году к акции подключились волонтеры — студенты вузов, которых обучили порядку декларирования доходов и современным методам информирования граждан, работе с онлайн-сервисами.

Материал подготовил А. А. ТОРБА

Поделиться