По словам руководителя Центра финансовой политики Научно-исследовательского финансового института Л. В. Стахович, в
Пока здесь немало проблем, в том числе концептуальных. Так, по мнению ведущего научного сотрудника Центра финансовой политики НИФИ Л. Ю. Рыжановской, не всегда верно формулируются цели финансового просвещения (это касается и государственных программ различных уровней). Нередко в качестве главной цели обозначается «формирование рационального финансового поведения». Однако различные исследования доказывают, что сама природа денежных стимулов часто делает финансовое поведение даже грамотных людей иррациональным, подверженным эмоциям, которые порой доминируют над логикой. А учитывая, что стратегий, гарантирующих финансовое благополучие, как таковых не существует, задачей-максимум может быть лишь широкое распространение знаний.
Но как этого добиться? Один из очевидных путей — привлечение волонтеров к финансовому просвещению, которое, как согласились участники круглого стола, необходимо начинать со школы. Оказывается, это самостоятельная проблема. Профессор кафедры экономики Московского института открытого образования (МИОО) А. С. Прутченков рассказал о соответствующем опыте клуба волонтеров финансового просвещения, члены которого принимают активное участие в проектах Финансового университета при Правительстве РФ по повышению уровня финансовой грамотности населения. По его словам, уровень самих волонтеров, к примеру студентов-экономистов старших курсов, иногда оказывается недостаточным для того, чтобы они могли ответить на вопросы школьников. К тому же студенты не горят желанием участвовать в подобных акциях. Отдельной задачей является оценка уровня финансовой грамотности школьников. Прутченков предложил в сентябре провести соответствующий мониторинг в нескольких десятках московских школ. Кстати, в качестве ответа на вопросы, поставленные профессором, научный сотрудник Центра финансовой политики Е. Ю. Греку рассказала об опыте Канады в вопросе участия студентов-волонтеров в финансовом просвещении населения: в Университете Райерсона (Торонто) весьма успешно действует подобная программа, причем проблем с мотивацией студентов, о которых упоминал А. С. Прутченков, благодаря умелому использованию различных стимулов не возникает.
О зарубежной практике повышения финансовой грамотности населения говорила и доцент кафедры экономической социологии, старший научный сотрудник лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ О. Е. Кузина. Как ни печально, но опыт различных государств свидетельствует о том, что соответствующие государственные программы, как правило, не приносят результата в том числе потому, что в них редко закладывается оценка эффективности. Кроме того, воздействовать на поведение людей, особенно взрослых и состоявшихся, оказывается непросто. Например, в США, провели оценку финансовой грамотности до и после реализации программы и выяснили, что повлиять она смогла лишь на граждан младшего школьного возраста.