Версия для печати 4483 Материалы по теме
Перепись малого бизнеса

Шустова
Федеральной службой государственной статистики в 2011 году было проведено сплошное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего бизнеса. Такое масштабное исследование понадобилось для решения задач, поставленных Президентом и Правительством РФ. В стране взят курс на повышение роли малого и среднего бизнеса в экономике. Столь серьезную задачу не решить без разработки ясной и реалистичной государственной политики. А она должна опираться на достоверные статистические данные. Елена Анатольевна ШУСТОВА, начальник Управления статистики предприятий Федеральной службы государственной статистики

Задачи

Целью сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства является формирование федеральных информационных ресурсов, содержащих комплексную и детализированную характеристику экономической деятельности хозяйствующих субъектов малого и среднего бизнеса, необходимых для улучшения качества социально-экономического прогнозирования и выработки мер по повышению эффективности функционирования российской экономики в целом и ее отдельных секторов в географическом и отраслевом распределении. Для достижения данной цели в ходе сплошного наблюдения решалось несколько задач:

  • повышение качества оценок по показателям, в отношении которых выборочный метод наблюдения не позволяет получить представительный результат, например, по инвестициям в основной капитал, товарным структурам производства и продаж;
  • получение информации по детализированным видам экономической деятельности, муниципальным образованиям;
  • уточнение круга экономически активных субъектов хозяйствования, видов экономической деятельности, которыми они фактически занимаются, их объемов и параметров;
  • идентификация индивидуальных предпринимателей по типам предприятий (малое, микро, среднее) и формирование официальной статистической информации в данном разрезе по совокупности хозяйствующих субъектов всех организационно-правовых форм;
  • создание надежной основы для планирования и организации скоординированной системы выборочных обследований деятельности хозяйствующих субъектов малого и среднего предпринимательства по широкому спектру проблем;
  • расширение практики применения выборочного метода наблюдения за данным сектором экономики в целях оптимизации нагрузки на респондентов по представлению ими информации в адрес государства. Это позволит снизить статистическую нагрузку на малый бизнес;
  • создание основы для проведения выборочного обследования структуры затрат в рамках построения базовых таблиц «затраты-выпуск», которое проводится в 2012 году;
  • приближение российской практики наблюдения за субъектами малого и среднего предпринимательства к требованиям международных стандартов (станет возможным представление в международные организации основных показателей деятельности предприятий по размеру бизнеса). Это весьма актуально в условиях присоединения России к ВТО.

Созданный в рамках проведения сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства информационный ресурс обеспечит повышение качества статистических оценок параметров и структуры экономики, наличия и использования ресурсного потенциала экономики страны, субъектов РФ и муниципальных образований. Сплошное наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в сочетании с периодическими выборочными наблюдениями обеспечит формирование информационного ресурса, необходимого для прогнозирования развития данного сектора экономики на перспективу и разработки действенных мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса.

Проблемы

Острой проблемой при проведении сплошного наблюдения явилось наличие организаций, полностью прекративших свою деятельность без проведения официальной процедуры ликвидации, а также отсутствие точных адресов фактического осуществления деятельности предприятиями. Это несмотря на то, что в соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо и индивидуальный предприниматель в течение трех рабочих дней с момента изменения сведений о регистрации обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства. В ходе сплошного наблюдения не найдены по зарегистрированным адресам 842 тыс. юридических лиц и 652 тыс. индивидуальных предпринимателей.

Малый бизнес с осторожностью отнесся к проведению сплошного наблюдения. Нежелание иметь дело с государством, раскрывать свои доходы посторонним людям, боязнь, что информация в конечном итоге обернется против них самих, — вот мотивы отказов определенной категории респондентов. С целью обеспечения полноты учета органами статистики велась информационно-разъяснительная работа. Понимая опасения предпринимателей, мы гарантировали, что полученные данные будут использоваться только для целей статистики. Передача информации фискальным, правоохранительным органам и иным организациям исключена. Результаты исследования будут представлены в обобщенном виде без указания контактной информации и результатов деятельности респондента.

Итоги

В результате сплошного наблюдения получены отчеты от 1,66 млн предприятий — юридических лиц и 2,91 млн индивидуальных предпринимателей. Из всей совокупности представленных отчетов 5 % получены в электронном виде.

По согласованию с Минэкономразвития России в 2011 году сформированы предварительные итоги сплошного наблюдения по основным показателям деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства: количество предприятий; выручка от реализации товаров (работ, услуг); средняя численность работников (количество замещенных рабочих мест); затраты на приобретение и создание основных средств (инвестиции в основной капитал); наличие основных средств по полной учетной стоимости.

По данным сплошного наблюдения, каждый пятый занятый в экономике работал в секторе малого и среднего предпринимательства. Среди малых предприятий — юридических лиц 86 % составляют микропредприятия, каждое третье замещенное рабочее место и каждый третий рубль выручки от реализации товаров (работ, услуг) приходится на данную категорию действующих малых предприятий. Индивидуальное предпринимательство также преимущественно представлено микропредприятиями. Они составляют почти 99 % общего количества индивидуальных предпринимателей. Однако наблюдались случаи, когда отдельные предприниматели имели от 251 до 800 наемных работников и в соответствии с Законом № 129-ФЗ не могут относиться к субъектам малого и среднего предпринимательства. Наиболее привлекательными для малого бизнеса являются торговая деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, строительство и т. п. Эта информация была представлена в Правительство РФ, Минэкономразвития России и размещена на сайте Росстата.

В конце июня 2012 года Росстат представит окончательные итоги сплошного наблюдения, в которых найдут отражение показатели, характеризующие состояние материально-технической базы, инновационная активность предприятий, производство конкретных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Будут опубликованы данные в разрезе муниципальных районов и городов.

Поделиться