Версия для печати 6909 Материалы по теме
старостина
Большое внимание в Нижегородской области уделяется вопросам стимулирования органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов к наращиванию доходной базы консолидированного бюджета области и повышению качества управления муниципальными финансами.
Людмила СТАРОСТИНА, первый заместитель министра финансов Нижегородской области

Тема стимулирования органов местного самоуправления присутствовала всегда, а с вступлением в силу Федерального закона № 131-ФЗ и закона Нижегородской области от 14 июля 2005 г. № 89-З «О межбюджетных отношениях в Нижегородской области» приобрела особую актуальность. В 2007 г. в Нижегородской области было принято решение о сосредоточении 100% налога на прибыль в областном бюджете (в 2006 г. в соответствии с законом о межбюджетных отношениях 20% налога на прибыль оставалось в муниципальных бюджетах).
Исполнение бюджета 2006 г. показало, что плательщики налога на прибыль в регионе оказались слишком мобильными. При расчете налогового потенциала в процессе формирования межбюджетных отношений все передвижения налогоплательщиков не могли быть учтены, и в процессе исполнения бюджета 2006 г. у ряда муниципальных районов выпали доходы. Налог на прибыль поступил в основном в бюджет Нижнего Новгорода. Поэтому перед формированием бюджета на 2007 г. были внесены изменения в закон о межбюджетных отношениях в части зачисления налога на прибыль в полном объеме в областной бюджет.
Для повышения заинтересованности органов местного самоуправления в развитии налоговой базы на своей территории в законе Нижегородской области «Об областном бюджете на 2007 г.» предусмотрены расходы на стимулирование органов местного самоуправления за увеличение поступлений в доходы консолидированного бюджета (то есть в местные бюджеты и в областной бюджет) в сумме 100 млн руб.
В первом квартале 2007 г. правительством области разработан порядок распределения средств, который предусматривает стимулирование по результатам оценки деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов за девять месяцев текущего финансового года. В качестве исходных данных для оценки используется месячная отчетность об исполнении бюджетов, данные статистической и налоговой отчетности, информация Управления Федерального казначейства. А за основу взята система индикаторов, характеризующих финансовое положение органов местного самоуправления, при условии соблюдения основных требований Бюджетного кодекса РФ.
По итогам муниципальным образованиям начисляются баллы. Максимально возможный (лучший) результат составляет 33 балла. Право на получение «премии» предоставляется пяти муниципальным районам (городским округам) области, набравшим наибольшее количество баллов и соблюдающим основные требования Бюджетного кодекса РФ. Если максимальное количество баллов получили более пяти муниципальных районов (городских округов), число получателей средств может быть увеличено.
Средства стимулирования направляются на материальное поощрение (до 60% объема) и финансирование мероприятий по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и реформирование муниципальных финансов.
При проведении оценки в первую очередь осуществляется проверка соблюдения органами МСУ основных требований Бюджетного кодекса РФ по предельным размерам дефицита бюджета, объему муниципального долга и расходам на его обслуживание, объему текущих расходов. В качестве показателей, характеризующих доходную базу муниципального района (городского округа) области и эффективность управления муниципальной собственностью, используются:
- прирост поступления налоговых и неналоговых доходов;
- прирост поступления налога на прибыль организаций;
- сокращение задолженности по налоговым платежам в консолидированный бюджет Нижегородской области;
- рост доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (перечисленные показатели оцениваются за девять месяцев текущего года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года);
- сокращение недоимки по арендной плате за землю и объекты нежилого фонда за девять месяцев текущего года к началу года;
- отсутствие недоимки по арендной плате за землю и объекты нежилого фонда по итогам девяти месяцев текущего года;
- рост среднемесячной заработной платы работников на крупных и средних организациях за последний отчетный период текущего года.
По каждому из этих показателей в зависимости от объема прироста присваивается от 1 до 4 баллов.
Суммарная балльная оценка уменьшается:
- при отсутствии реестра муниципальной собственности;
 - при наличии прямых поступлений в бюджет района (городского округа), минуя счета УФК по Нижегородской области;
- при наличии невыясненных поступлений (в отчете об исполнении бюджета за девять месяцев текущего года).
Средства, предусмотренные на стимулирование, распределяются между бюджетами муниципальных районов (городских округов) области следующим образом:
- 50% – с учетом удельного веса балльной оценки ОМСУ в суммарном количестве набранных баллов;
- 50% – с учетом удельного веса прироста поступления налоговых и неналоговых доходов (за исключением доходов от продажи материальных и нематериальных активов), собираемых на территории муниципального района (городского округа) в консолидированный бюджет Нижегородской области, в суммарном приросте по муниципальным районам (городским округам) области.
Максимальный объем средств, подлежащих перечислению в бюджет одного муниципального района (городского округа), не может превышать 50% от общего объема средств.
Порядком предусмотрено предоставление необходимой информации от органов местного самоуправления в Министерство финансов Нижегородской области в срок до 15 октября, а собственно проведение оценки и определение победителей – в срок до 5 ноября. Средства стимулирования в соответствии с распоряжением правительства Нижегородской области перечисляются в районы по взаимным расчетам не позднее 1 декабря.
Надеемся, что предложенный областными властями порядок послужит реальным стимулом для органов местного самоуправления к наращиванию поступлений в бюджет области и улучшению качества управления муниципальными финансами.

Справка «Бюджета»

Людмила Васильевна СТАРОСТИНА, первый заместитель министра финансов Нижегородской области
Родилась в 1951 г. в городе Советская Гавань (Хабаровский край).
Имеет два высших образования.
1970–1976 гг. – бухгалтер, инспектор по бюджету финансового отдела Ленинского района города Горький.
1976–1992 гг. – инспектор по бюджету, старший экономист по бюджету, главный бухгалтер финансового управления администрации Чукотского автономного округа Магаданской области.
1992–2002 гг. – главный экономист, начальник сводного бюджетного отдела, начальник управления налоговой и бюджетной политики Департамента финансов Нижегородской области.
С марта 2002 г. по настоящее время работает первым заместителем министра финансов Нижегородской области
Заслуженный экономист Российской Федерации. За плодотворную и добросовестную работу в финансовой системе области награждена знаком Министерства финансов РФ «Отличник финансовой работы», медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения», имеет благодарность министра финансов РФ.

Журнал «Бюджет» №6 июнь 2007 г.

Поделиться