Версия для печати 7010 Материалы по теме
Нефтеюганский район:  опыт организации  межбюджетных отношений

Бузунова
Мария Фёдоровна БУЗУНОВА, заместитель главы администрации Нефтеюганского района — директор департамента финансов

Формирование системы межбюджетных отношений — процесс многогранный, сложный, подпадающий под влияние различных факторов. О том, как он реализован в муниципальном образовании Нефтеюганский район, читайте в статье.

рис 1
В состав Нефтеюганского района входит девять поселений. По состоянию на 1 января 2011 года в районе проживало 46 269 человек. Удельный вес собственных доходов бюджетов поселений Неф­теюганского района составляет 42 % от общего объема доходов (см. рис. 1). Основным доходным источником бюджетов поселений является НДФЛ, на который приходится 80 % от налоговых и неналоговых доходов. Местные налоги в составе собственных доходов бюджетов поселений занимают 8 %.

таб
По сравнению с уровнем 2010 года налоговые и неналоговые доходы поселений в 2011 году были спрогнозированы со снижением на 10 % (см. табл. 1). Основное снижение пришлось на неналоговые доходы, что обусловлено сокращением кадастровой стоимости земельных участков. Администрации муниципальных образований поселений, учитывая сложившуюся ситуацию, разработали и проводят ряд мероприятий, направленных на увеличение доходной базы: доводят до сведения налогоплательщиков информацию о наличии задолженности по налогам и сборам (вручено более 1,5 тыс. уведомлений); уточняют адресную базу и контактную информацию организаций-налогоплательщиков; проводят работу по выявлению юридических лиц, осуществляющих деятельность на территориях поселений через обособленные подразделения. Также совместно с налоговой инспекцией ведется работа по списанию безнадежной к взысканию недоимки прошлых лет. На настоящий момент привлечено к уплате налогов (путем постановки на налоговый учет) 12 организаций-налогоплательщиков, осуществляющих свою деятельность на территории поселений. Благодаря оперативным и своевременно проведенным мероприятиям дополнительно в бюджеты поселений поступило свыше 2 млн руб.

таб 2
Основную долю в формировании доходной части Нефтеюганского района составляют межбюджетные трансферты в форме субвенций, субсидий и дотаций (см. рис. 2). Увеличение объема налогового потенциала по утвержденной окружной методике предполагает снижение дотации муниципальному образованию (налоговый потенциал поселений показан в табл. 2). Однако на уровне автономного округа приняты нормативные документы, позволяющие муниципальным образованиям, имеющим высокий уровень качества бюджетного процесса и наилучшие показатели деятельности органов местного самоуправления, получить в доход своего бюджета дополнительную финансовую помощь. На уровне муниципальных образований района также разработаны муниципальные правовые акты для поощрения поселений, показавших наилучшие результаты.

Бюджетная обеспеченность поселений

Рассматривая бюджеты поселений, следует сказать, что неравномерность налоговой базы приводит к существенным различиям в их бюджетной обеспеченности. Для недопущения этого мы используем дополнительный инструмент бюджетного регулирования — дотацию бюджетам поселений района на выравнивание бюджетной обеспеченности. Распределение дотации производится на основе единой формализованной методики, утвержденной решением Думы Нефтеюганского района, с соблюдением требования бюджетного законодательства России и Закона Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 10 ноября 2008 г. № 132-ОЗ «О межбюджетных отношениях в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» с изменениями и дополнениями.

Однако есть определенные сложности, с которыми приходится сталкиваться финансовым органам при выравнивании бюджетной обеспеченности поселений. Дотация рассчитывается исходя из индекса налогового потенциала, индекса бюджетных расходов и т. д. Учитывая низкую численность жителей в поселениях, большую протяженность территории поселений, разницу в уровне экономического потенциала, повышенные расходы на ЖКХ и многое другое, выравнивать бюджеты проблематично. Для этого в районе используются другие формы межбюджетных трансфертов.

На сегодняшний день бюджетам поселений из муниципального района предоставляются следующие формы межбюджетных трансфертов:

  • дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов;
  • дотации на поощрение за достижение наилучших показателей деятельности органов местного самоуправления;
  • субвенции на реализацию отдельных государственных полномочий Российской Федерации за счет субвенций, передаваемых в бюджет муниципального района;
  • субсидии бюджетам поселений из бюджета муниципального района;
  • межбюджетные трансферты бюджету муниципального района из бюджетов поселений и межбюджетные трансферты бюджетам поселений из бюджета муниципального района на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями;
  • иные межбюджетные трансферты.

На муниципальном уровне в целях сбалансированности бюджетов поселений разработан Порядок предоставления дотаций бюджетам поселений на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов. Дотации распределяются по поселениям формализованным путем по итогам исполнения местных бюджетов за I квартал, первое полугодие и девять месяцев текущего финансового года. В Нефтеюганском районе постоянно совершенствуется система межбюджетных отношений. Это позволяет повысить уровень организации бюджетного процесса в целом. В настоящее время практически невозможно представить ни одного документа федерального, регионального и муниципального уровней, связанного с социально-экономическим развитием, без упоминания или ссылки на тему межбюджетных отношений. Учитывая важность данного направления, в департаменте финансов Нефтеюганского района создан отдел межбюджетных отношений.

Передача полномочий

Чтобы не оставлять поселения без финансовой поддержки, приходится изыскивать различные пути, использовать иные межбюджетные трансферты. Для этого заключаются соглашения, по которым передаются дополнительные целевые межбюджетные трансферты. В соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрации поселений, входящих в состав Нефтеюганского района, заключают соглашения с администрацией района о передаче части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет района в соответствии с Бюджетным кодексом.

В целях реализации переданных полномочий структурными подразделениями администрации Неф­теюганского района с администрациями поселений, входящих в состав района, заключаются регламенты (соглашения, договоры), определяющие механизм реализации переданных полномочий. На основании соглашений поселения обязаны в срок не позднее 15-го числа текущего месяца перечислять межбюджетные трансферты бюджету муниципального района на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения. В целях осуществления контроля администрации поселений ежеквартально в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, составляют и направляют в департамент финансов Нефтеюганского района акты сверок, согласованные с уполномоченными органами района.

В соответствии с бюджетным законодательством неиспользованные остатки межбюджетных трансфертов подлежат возврату в бюджет, ранее предоставивший их. Для этого составляются и подписываются акты сверок расчетов по межбюджетным трансфертам между поселениями и учреждениями — получателями межбюджетных трансфертов. На основании инструкции по бюджетному учету поселения направляют в адрес департамента финансов Нефтеюганского района уведомления по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам. Департамент финансов Нефтеюганского района после установления размеров неиспользованных средств на основании ст. 242 Бюджетного кодекса производит возврат неиспользованных остатков в доход бюджета, из которого они были предоставлены (см. рис. 3).

рис 3
Рассмотрим на конкретном примере, как департамент финансов Нефтеюганского района осуществляет отдельные функции по исполнению бюджетов поселений. Для реализации отдельных функций с администрациями поселений подписываются регламенты о взаимодействии. В регламенте определены порядок и форма обмена информацией, необходимой для выполнения задач и функций, возложенных на уполномоченный орган (департамент финансов) и поселения на основании законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, субъекта РФ, а также муниципальных правовых актов. Передача информации производится в электронном виде через Microsoft Office Outlook не позднее следующего дня после получения электронной информации от УФК.

Организация исполнения бюджетов поселений

Взаимодействие органов Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет осуществляется путем предоставления администраторам документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджет, а также о получении органами Федерального казначейства от администраторов документов в пределах возложенных на них полномочий (см. рис. 4). Департамент финансов Нефтеюганского района является уполномоченным органом по обмену информацией на основании договора об обмене электронными документами с УФК по ХМАО — Югре. Обмен информацией производится по защищенному каналу «Клиент СЭД (SED_AP)». Обмен информацией в электронном виде между УФК по ХМАО — Югре и администраторами поступлений в бюджеты поселений осуществляется на основании соглашения по информационному взаимодействию между органом Федерального казначейства и администратором доходов бюджета (поселений), в котором закреплено полномочие департамента финансов на осуществление обмена информацией в соответствии с решениями советов депутатов поселений.

рис 4
Организация исполнения бюджетов городских и сельских поселений начинается с анализа предстоящей деятельности поселения с целью изучения и оптимизации бюджетного процесса. Каждое поселение располагает своими техническими и кадровыми возможностями, поэтому однотипно организовывать исполнение всех бюджетов поселений, даже в рамках одной территории, задача сложная. Администрациям поселений, входящих в состав Нефтеюганского района, для оптимизации процесса исполнения бюджета и подготовки соответствующих документов приобретено необходимое программное обеспечение.

Для более оперативной работы в департаменте финансов района установлена автоматизированная система «Бюджет» с блоком многобюджетности, позволяющая сопровождать несколько бюджетов, а также формировать отчеты по отдельным бюджетам и консолидированную отчетность. Такой вариант исполнения бюджетов поселений является временным. Основная задача реформы местного самоуправления — создание полноценного нового уровня бюджетной системы. Поселения должны самостоятельно решать свои задачи, но в основном проблемы у поселений типичны и самая главная, на наш взгляд, заключается в том, что профессиональный уровень специалистов недостаточно высок, а в некоторых поселениях они и вовсе отсутствуют. Поэтому мы пока работаем в рамках этой временной версии.

В соответствии с Бюджетным кодексом кассовое обслуживание исполнения бюджетов включает в себя проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета. Проведение и учет кассовых выплат бюджетов поселений осуществляется в условиях открытия в Федеральном казначействе лицевого счета бюджета санкционированием платежных документов в департаменте финансов Нефтеюганского района в соответствии с установленным Порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей бюджетных средств. При положительном результате проверки согласно требованиям, установленным Порядком санкционирования, платежный документ принимается к исполнению (организация работы с наличными денежными средствами показана на рис. 5). Обеспечение денежными средствами получателей бюджетных средств осуществляется департаментом финансов со счета, открытого ему для этих целей в РКЦ г. Нефтеюганска.

рис 5
С 2012 года проведение кассовых операций бюджетных учреждений поселений осуществляется департаментом финансов Нефтеюганского района через расчетную сеть Банка России на балансовом счете № 40701. Операции со средствами бюджетных учреждений отражаются на соответствующих лицевых счетах со значением показателя «тип средств».

В заключение хочу отметить, что существующая схема межбюджетных отношений, безусловно, не является совершенной. Надеемся, что наш опыт будет полезен специалистам финансовых служб муниципальных образований.

Поделиться