25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 4647 Материалы по теме
«Мы учим думать и учиться»

Мкртчян
В июне 2012 года экономическому факультету Новосибирского государственного университета исполняется 45 лет. Накануне знаменательной даты мы побеседовали с деканом экономического факультета НГУ доктором экономических наук, профессором Гагиком Мкртичевичем МКРТЧЯНОМ.

— Гагик Мкртичевич, в 1967 году вновь создаваемый экономический факультет НГУ должен был обеспечить квалифицированными кадрами регионы Сибири. Можно ли сегодня сказать, что задача успешно решена? Или новое время поставило новые задачи?

— В 1967 году был первый выпуск, поэтому в конце июня мы отмечаем еще и 50-летие экономического образования в Новосибирском университете и 45-летие экономического факультета. В первое время факультет, как и НГУ в целом, был ориентирован на подготовку специалистов для Сибирского отделения АН СССР, вузов Сибири и Дальнего Востока. Тогда почти никто из наших выпускников не шел работать в другие места, практически все трудились в сфере науки и образования.

После начала перестройки у людей сменились ценностные ориентации, и мы были вынуждены скорректировать учебные программы с точки зрения этих изменений. Выпускники экономического факультета НГУ, а также молодые преподаватели или открыли собственное дело, или перешли в различные бизнес-структуры и добились там больших успехов несмотря на то, что у них была квалификация «экономист-математик». Некоторое время назад стал известен такой факт: из восьми рублевых миллиардеров города Новосибирска шестеро оказались нашими выпускниками, а еще один получил у нас второе высшее образование... Мы же были вынуждены больше ориентироваться на потребности рынка труда и поэтому в рамках ассоциации выпускников ЭФ НГУ постоянно общаемся с нашими бывшими студентами, занятыми сейчас в сфере бизнеса, которые являются работодателями. Регулярные встречи выпускников всегда дают нам возможность вносить поправки в учебные планы. Тем более что мы, исходя из требований новых образовательных стандартов и сохраняя федеральный компонент, можем включить свои курсы в учебный план с учетом конъюнктуры рынка труда.

— Взаимодействуете с компаниями, которые занимаются подбором кадров, может быть, даже с московскими или петербургскими?

— Взаимодействуем в основном с региональными. Но наши студенты и выпускники — очень самостоятельные люди. На четвертом курсе не занятых уже нет, все устроены на работу, причем свыше 50 процентов — в столичных городах.

— Вы с 1985 года руководите факультетом. Сильно ли изменился за эти годы преподавательский корпус, каковы его отличительные черты сейчас?

— Я с 1979 года работал еще и первым заместителем декана факультета, а с 1985 года выполняю обязанности декана. Преподавательский корпус по сравнению с 80-ми сильно изменился. Мы уже говорили о том, что многие преподаватели, особенно молодые, ушли в бизнес или банки, некоторые из них возвращались на факультет, потом опять уходили... И пошла у нас некая феминизация факультета, это я предвидел еще в начале 90-х и озвучивал как определенную стратегию на заседании ученого совета. Правда, в настоящее время желающих оставаться на преподавательской работе среди выпускников постепенно становится все больше.

— Мужчины отправились зарабатывать деньги?

— Да. На ученом совете я поставил вопрос так: будем находить наших выпускников, у которых все в порядке с финансами, и пусть их жены, если позволяет квалификация, работают в нашей сфере, пусть преподают. Кроме того, в 90-е годы я буквально пробил очень много международных проектов, и почти все преподаватели проходили стажировку за рубежом в ведущих вузах Англии, Франции, Германии, США, Голландии. Длительность стажировок составляла один-два месяца. Это нам здорово помогло. Благодаря взаимодействию с партнерами из западных стран мы сумели организовать образование, отвечающее современным требованиям и, я сказал бы, мировым стандартам, о чем свидетельствует успех наших выпускников не только у нас в стране, но и за рубежом. А в преподавательском корпусе НГУ сегодня медленно, но верно идет омоложение кадров. У нас уже достаточно молодежи, и я не боюсь за будущее факультета.

— Каков же в вашем представлении собирательный образ современного студента экономического факультета НГУ? Можно ли сказать, часть студенчества ориентируется на продолжение карьеры в вузе?

— Мы сегодня наблюдаем очень интересное явление. Молодые люди идут в бизнес, в банки, но буквально все хотят одновременно преподавать на факультете. Естественно, нас это очень устраивает, ведь к нам приходят практики.

— А что ими движет?

— Некоторые крупные компании, например Ernst&Yang, PricewaterhouseCoopers и некоторые банки, стали даже выделять нам стипендии, зовут студентов на практику, а потом выпускники там работают. Стремление компаний заполучить наших выпускников — это лишь одна сторона процесса. Есть и люди, которые идут к нам преподавать просто для самореализации. Они защищают диссертации, уже занимаясь бизнесом, причем на серьезных должностях. Есть и такие выпускники, которые, к примеру, работают в бизнесе и параллельно учатся в аспирантуре.

— Раз уж мы затронули тему финансирования, скажите, государство сейчас уделяет достаточно внимания высшей школе?

— Нет, и это ужасно. На самом деле у нас очень низкий уровень оплаты труда. Новосибирский университет с его естественно-научным и физико-математическим уклоном далеко не всегда может самостоятельно зарабатывать деньги, а научно-исследовательская, да и учебная деятельность постоянно требует расходов. Поэтому средства экономфака, зарабатываемые им на договорной основе, идут еще и на поддержку других факультетов.

— Сколько в среднем получает преподаватель факультета?

— Примерно 19–20 тысяч рублей. Это очень скромный заработок.

— На вопрос о том, насколько успешно находят себя в профессии ваши выпускники, вы уже в принципе ответили...

— Я бы еще добавил, что наши вчерашние студенты очень быстро устраиваются на работу. Многие бакалавры едут в Москву поступать в магистратуру Высшей школы экономики, Российской экономической школы и Московского госуниверситета. И даже те, кто учился у нас на договорной основе, спокойно поступают там на бюджетные места. Это убедительно говорит об уровне их подготовки. Традиция заложена нашими основателями, академиками Л. В. Канторовичем и А. Г. Аганбегяном: сильная математическая подготовка — наше самое главное требование. Человек, владеющий этими методами, становится аналитиком, а они везде востребованы. Будучи в командировках, я всегда встречаю своих выпускников, и они благодарят меня за полученное образование, за то, что их учили думать и учиться. Наши выпускники — не узкие специалисты, а люди с широким диапазоном знаний.

— Это как раз одно из ваших отличий от других экономических факультетов многих вузов страны?

— Да, и еще нас отличает вот что. Если наш студент не знает материала, он никогда не получит оценку, даже самую низкую. Он будет повторно слушать курс по этому предмету и сдавать во второй раз и в третий, если надо. Мы не отчислим его, наоборот, составим индивидуальный график занятий, но пока он не будет знать материал, оценку не получит. В итоге среди выпускников факультета были и такие, кто учился на платном отделении, после нескольких пересдач получал наконец свою тройку, потом ехал в Москву и поступал на бюджетное отделение в магистратуру.

— Вы продолжаете развивать сотрудничество с зарубежными вузами?

— Мы открыли совместные магистерские программы с Францией, там уже учатся наши студенты. У нас есть договор с Политехнической школой в Париже. С Сорбонной действует программа совместных дипломов: один год магистратуры здесь, второй там, и затем мы выдаем выпускнику два диплома. Собираемся заключить договор с университетом в Испании, сотрудничаем с Амстердамским университетом. Попадают наши студенты и в инженерные вузы за рубежом. Не знаю, к сожалению или к счастью, но порядка 5 процентов выпускников в год самостоятельно, через конкурсы получают стипендии для продолжения учебы в зарубежных вузах.

— А что делает факультет для сферы общественных финансов в России? И кто из ваших выпускников добился здесь наибольших успехов?

— Несколько наших выпускников возглавляли департаменты экономики и финансов администрации Новосибирской области, другой — В. Б. Шовтак — сейчас является заместителем министра финансов Новосибирской области и одновременно преподает у нас. Еще двое выпускников были вице-губернаторами Иркутской области, а самый известный выпускник факультета, находящийся на госслужбе, — руководитель Федеральной службы финансово-бюджетного надзора С. Ю. Павленко. Не всегда просто проследить за карьерным ростом выпускников.

В 2011 году не без помощи ректора НИУ ВШЭ Я. И. Кузьминова мы составили письмо на имя министра науки и образования РФ с просьбой не сокращать количество бюджетных мест у нас, а увеличить их число. Министерство провело мониторинг и выяснило, что все наши выпускники трудоустроены, и нам дали дополнительно 15 бюджетных мест. Кроме того, у нас есть отделение экономики и права, где получают юридическое образование, но в программе много экономических дисциплин. Оттуда выходят сильные специалисты в области арбитража, которые пользуются большим спросом, в том числе за рубежом. Действительно, если следователь не знает бухгалтерского учета, как он будет расследовать экономические преступления?.. Когда первые выпускники этого отделения собрались на встречу в честь десятилетия выпуска, выяснилось, что только один человек из 45 работает не по специальности! Работают и в России, и в других странах, издают книги... Вот какой был первый выпуск!

— Быстро ли прошли для вас годы работы в университете? Возникает желание сделать что-то еще?

— Возраст, конечно, уже напоминает о себе, но есть много дел, которые я хотел бы сделать. Мы еще 15 лет назад перешли на двухуровневую систему образования — как раз в рамках сотрудничества с зарубежными вузами. Сегодня поставлена новая задача: через четыре года наши студенты будут получать диплом и европейский вкладыш к нему. Во вкладыше должна стоять европейская оценка. НИУ ВШЭ с ее десятибалльной системой легко перейти на европейский стандарт, нам сложнее. Надо совершенствовать и систему контроля знаний студентов. Но это потребует большей нагрузки на преподавателей — она возрастает в 1,5 раза. А Минобрнауки нормативы не меняет и не выделяет дополнительных средств. Как привлекать молодых специалистов?..

Мотивация тоже очень серьезная проблема. Взять тех, кто поступает к нам по ЕГЭ. Они не могут учиться в вузе, школьной подготовки не хватает. Мы дополнительно изыскиваем внебюджетные средства, чтобы организовать для них дополнительный курс, подтянуть ребят. А в учебном плане этого нет, и я должен дополнительно оплачивать труд преподавателей. Самая острая проблема сегодня — понять, почему студент не заинтересован учиться. Нужна и реформа платного образования. К сожалению, те, от кого все зависит, несистемно подходят к решению проблем. Любой вчерашний школьник, если у него есть деньги, может поступить в вуз. Но это ущербный подход!

— А своей личной судьбой вы довольны?

— Доволен. Но будучи столько лет деканом, заведуя кафедрой, немного запустил научную деятельность. Я мог бы и в науке тоже что-то успеть сделать, но, к сожалению, сначала как руководитель все брал на себя, все делал сам, поэтому отошел от науки. А когда научился управлять, делегировал некоторые свои обязанности заместителям, которых воспитал, стало трудно возобновить научные исследования, но все же стараюсь.

Справка «Бюджета»

Гагик Мкртичевич МКРТЧЯН, декан экономического факультета Новосибирского государственного университета

Родился 14 марта 1941 г. в Армянской ССР. В 1963 г. окончил механико-математический факультет Ереванского государственного университета (ЕГУ), в 1969 г. — аспирантуру Новосибирского государственного университета (НГУ). Трудовую деятельность начал ассистентом ЕГУ.

С 1970 г. — младший научный сотрудник, затем старший научный сотрудник ИЭиОПП Сибирского отделения АН СССР.

С 1979 г. преподает на экономическом факультете НГУ. С 1985 г. — декан экономического факультета НГУ. Заведующий кафедрой применения математических методов в экономике и планировании (с 1992 г. по настоящее время). Совмещает работу в должности декана с работой главного научного сотрудника в ИЭиОПП СО РАН.

Доктор экономических наук, профессор. Член Экспертного совета ВАК. Лауреат премий и конкурсов научных работ Сибирского отделения АН СССР (1974, 1985, 1990 гг.). Заслуженный работник высшей школы РФ. Автор 195 научных работ, в том числе десяти монографий. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно