— 08 июня 2012

Конкурс, формирующий репутацию

Версия для печати 8821 Материалы по теме
В Москве 7 июня были обнародованы итоги V Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование всфере управления общественными финансами». К подведению итогов конкурса была приурочена конференция «Вопросы бюджетной и налоговой политики муниципальных образований в современных условиях», в ходе которой финансисты обсудили актуальные для местного самоуправления проблемы совершенствования межбюджетных отношений, развития программно-целевых методов бюджетирования, а также реализации Закона № 83-ФЗ.

Отмена федеральных льгот: первая ласточка

В этом году генеральным спонсором конкурса и научно-практической конференции выступило ОАО «СМП Банк». Официальным спонсором стало ООО «БФТ», спонсорами — НПО «САПФИР» и Консультационно-методологический центр «Баланс-Информ». Информационный партнер акции — «Российская газета».
Мероприятие открыла председатель Совета Сообщества финансистов России, заместитель председателя Комитета Государственной думы по бюджету и налогам Н. С. Максимова. В Думе в предшествующие недели обсуждалось сразу несколько законопроектов, имеющих прямое отношение к доходам местных бюджетов. Так, накануне конференции был рассмотрен законопроект о налогообложении некоторых земель, находящихся вфедеральной собственности, а именно земель Министерства обороны и ряда других силовых ведомств (в том числе таможни) по ставке 0,3 % от кадастровой стоимости. Альтернативная версия законопроекта предусматривала ставку 1,5 %, однако Правительство РФ дало положительное заключение только на первый вариант. «В результате введения этой нормы местные бюджеты получат дополнительно порядка 3 миллиардов рублей, — сказала Максимова. — Это только первая ласточка, мы ждем от Правительства крупного блока поправок в законодательство, касающегося отмены федеральных льгот по другим объектам».
По словам С. В. Разгулина, продолжившего тему, наибольшее количество выпадающих доходов от применения льгот, установленных на федеральном уровне, связано со льготами по налогу на имущество организаций. В свою очередь, в этой сумме порядка 90 % занимают льготы, предоставленные субъектам естественных монополий. Минфин России уже подготовил проект поправок, преду-сматривающих постепенное включение в объект налогообложения имущества естественных монополий, в том числе ЛЭП, магистральных трубопроводов инекоторых иных видов технологического имущества. Предполагается, что со следующего года ставка по этим объектам составит 0,4 % их среднегодовой стоимости, а в 2018 году достигнет 1,9 % с выходом наобщеустановленную ставку 2,2 % к 2019 году. По предварительным расчетам, к 2019 году это принесет бюджетам субъектов РФ порядка 147 млрд руб.

Специальные налоговые режимы

Другой законопроект должен внести изменения в Налоговый кодекс в части, регулирующей применение специальных режимов налогообложения, и, по мнению Н. С. Максимовой, защитить интересы малого бизнеса иконкретно индивидуальных предпринимателей. Во-первых, предусмотрено, что предельный размер доходов, при котором предприниматель получает право применять упрощенную систему налогообложения, будет индексироваться ежегодно на индекс-дефлятор. Во-вторых, закон продлевает применение ЕНВД до 1 января 2018года. Во многом это стало ответом на обращения со стороны муниципального сообщества, опасающегося потери доходов (ранее планировалось постепенно сокращать действие этого налога и до 2014 года полностью исключить его из системы налогообложения). Ну и, в-третьих, в Налоговый кодекс вводится глава «Патентное налогообложение», согласно которой соответствующий налоговый режим распространяется на 47 видов деятельности. Таким образом, пояснила депутат, индивидуальный предприниматель сможет самостоятельно выбрать одну из трех систем налогообложения.
Как уточнил С. В. Разгулин, патентную систему налогообложения субъекты РФ обязаны ввести в действие своими законами с 1 января 2013 года, причем им дано право расширить базовый федеральный перечень из 47 видов деятельности. Налогоплательщиками могут стать индивидуальные предприниматели, которые привлекают неболее 15 наемных работников. Законом субъекта должна быть преду-смотрена годовая стоимость патента. Нафедеральном уровне установлены минимальный и максимальный уровени — от 100 тыс. до 1 млн руб., причем законом субъекта РФ такая доходность может быть увеличена в три раза, в пять раз — для городов-миллионников и в десять раз — для некоторых видов деятельности.
Д. С. Хворостухина подчеркнула, что в соответствии с предложениями Президента РФ 100 % поступлений отприменения патентной системы налогообложения будут зачисляться в бюджеты муниципальных районов игородских округов. «Пока сложно прогнозировать, в какие объемы выльется реализация этих предложений, посмотрим, что будет после введения данного налога с 2013 года», — сказала она. В связи с планируемой отменой ЕНВД в 2018 году Правительству РФ дано поручение пересмотреть нормативы распределения доходов от УСН, которые сейчас полностью зачисляются в бюджеты субъектов РФ. Однако эти доходы значительны — около 140 млрд руб. в год, поэтому до полноценного внедрения патентной системы налогообложения (когда станет ясно, сколько дополнительных поступлений уходит в местные бюджеты) принято решение ничего не менять.
Впрочем, прозвучало и неприятное для субъектов РФ известие. В Основных направлениях налоговой политики заложена мера, направленная на стимулирование обновления основных средств: все вновь вводимое движимое имущество с 1 января 2013 года будет освобождаться от обложения налогом на имущество организаций. Таким образом, объектом налогообложения будет выступать только недвижимость и движимое имущество, принятое научет до 31 декабря 2012 года. По предварительным оценкам, озвученным С. В. Разгулиным, сумма выпадающих доходов региональных бюджетов составит около 8 млрд руб. в год.

МСФО. Русская версия

С. В. Сивец затронула тему внедрения в российских учреждениях международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора. По ее словам, уже подготовлен официальный русский перевод этих стандартов, и к 1 июля, как предполагается, он будет утвержден и издан. Сейчас с ним можно ознакомиться насоответствующем разделе сайта Минфина России.
Объясняя необходимость внедрения международных стандартов, Сивец напомнила, что в 2011 году было принято Положение о признании МСФО и их разъяснений для применения на территории РФ. Кроме того, Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», вступающий в силу 1 января 2013 года, предполагает наличие двух официальных уровней регулирования порядка ведения учета и отчетности — государственного (со стороны Минфина России и Центробанка) и негосударственного. Причем под последним понимается профессиональное суждение бухгалтера, сформированное на основе государственного регулирования, а также международных стандартов финансовой отчетности и оформленное соответствующим актом учреждения. Эта новация, по мнению эксперта, приближает Россию к мировым стандартам финансовой отчетности.

Бюджетные правила коснутся всех

С. В. Романов рассказал о работе по формированию бюджетных правил, которые должны быть введены вдействие начиная с бюджетного цикла 2013 года с полным их «включением» в 2016 году. Они в первую очередь формализуют использование нефтегазовых доходов федерального бюджета. Будут рассматриваться и правила, напрямую не связанные с этой темой, например устанавливающие предельные размеры расходов бюджета, условно распределяемых расходов, порядка формирования и использования источников финансирования дефицита бюджета. Причем предполагается, что подобными бюджетными правилами до 2018 года будут пользоваться до 25 % бюджетов бюджетной системы РФ (то есть как субъекты РФ, так и муниципальные образования).
Еще одно важное направление работы связано с переходом на программно-целевое бюджетирование. «Предварительные шаги, связанные с подготовкой соответствующей нормативно-правовой базы, практически завершены, — сказал Романов. — Законопроект о внесении изменений в Бюджетный кодекс в части перехода кпрограммно-целевому формату бюджета внесен в Правительство, причем основные процедуры согласования сМинэкономразвития и Минюстом уже пройдены». Предполагается, что в осеннюю сессию закон будет принят. Федеральный бюджет перейдет на программный формат начиная с бюджетного цикла 2014 года. Субъекты РФ имуниципальные образования смогут самостоятельно принять решение о переходе на новую систему бюджетирования, но подразумевается, что рано или поздно вся бюджетная система будет строиться попрограммным принципам.
Особый интерес собравшихся вызвало выступление иностранного гостя конференции — Ирит Авиви, начальника финансового отдела мэрии г. Нетании (Израиль). Она рассказала о структуре органов управления израильских муниципалитетов, о проектах, реализуемых в городе, а также о приоритетах местного бюджета. Примечательно, что этот довольно небольшой по российским меркам муниципалитет (около 200 тыс. жителей) за счет средств своего бюджета имеет возможность строить инфраструктуру, в том числе и такую дорогостоящую, как стадионы. Ирит Авиви была вручена благодарственная грамота от организаторов конференции за вклад в укрепление профессиональных связей финансистов России и Израиля.

Итоги конкурса

Мероприятие ставило своей целью предоставить местным и региональным финансистам возможность пообщаться с ведущими экспертами федерального уровня. Однако у него была и другая задача: подведение итогов VВсероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование в сфере управления общественными финансами». На участие в конкурсе, организованном журналом «Бюджет» и Сообществом финансистов России, подали заявки 129 муниципалитетов из 53 регионов страны. Как всегда, заявки анализировал экспертный совет, состоящий изпредставителей Минфина России, а также профильных комитетов Совета Федерации и Государственной думы. Пословам Д. С. Хворостухиной, конкурс формирует у муниципальных образований серьезные репутационные стимулы, заставляющие их повышать качество управления финансами, совершенствовать бюджетный процесс, применять новые методики и технологии организации бюджетного процесса. «Широкий охват конкурса позволяет переломить мнение о том, что на районном уровне муниципальные чиновники не мотивированы ни к каким нововведениям, а качество нормативной базы низкое», — сказала она. Итоги конкурса полностью подтвердили этот тезис.
Поделиться