
— В 2004 году объем внутренних заимствований предлагается увеличить на 10—15%. За счет чего это может быть достигнуто? Что мешает сейчас увеличить общую долю внутренних заимствований в структуре госдолга до 25%?
— Увеличение размещения государственных ценных бумаг РФ является единственным способом увеличить и объем внутренних заимствований. По расчетам Министерства финансов РФ, в 2004 году — как и в прошедшие два года — объем денежной ликвидности будет несколько превышать спрос на деньги. Это связано, с одной стороны, с высокими ценами на нефть (симптом «голландской болезни» уже хорошо знаком финансистам), а с другой — с недостаточным развитием рынка негосударственных активов. Правительство РФ заинтересовано, безусловно, не столько в увеличении государственных заимствований, сколько в стимулировании инвестиций, что создает долгосрочные тенденции к увеличению налоговых поступлений в федеральный бюджет. Что касается увеличения в 2004 году доли внутренних заимствований в структуре долга до 25%, то это просто нереально, так как для этого пришлось бы погасить сразу большую часть внешнего долга (около 60 млрд долл.) и привлечь с внутреннего рынка около 1,5 трлн руб. И то, и другое — абсурдно, так как погашение внешнего долга обусловлено сроками выплат, на которых основаны соответствующие условия, а на 1,5 трлн руб. заимствований просто не может существовать внутреннего спроса, вся денежная база сопоставима с этой суммой.
— Как повлияет деятельность негосударственных пенсионных фондов на развитие российского фондового рынка? Управляющие компании серьезно ограничены в праве формирования инвестиционных портфелей. Каким же образом они смогут обеспечить доходность, превышающую уровень реальной, а не прогнозируемой инфляции?
— Негосударственные управляющие компании могут вкладывать средства пенсионных накоплений во все 9 разрешенных законодательством видов активов. Здесь весь спектр качественного актива: госбумаги РФ и субъектов РФ, муниципальные ценные бумаги, акции и облигации негосударственного сектора, депозиты, ипотечные бумаги, средства на счетах в банках. По нашему мнению, эти активы вполне дают возможность заработать доходность выше инфляции. Достаточно вспомнить, как в 2002—2003 годах росла стоимость акций лучших компаний, или посмотреть, какую доходность обеспечивают облигации вполне успешных субъектов Федерации либо надежных корпораций.
— Почему иностранные ценные бумаги в Россию будут допущены только в 2004 году? Как это повлияет на фондовый рынок и характер торгов?
— 2004 год уже практически наступает. Иллюзий относительно ценных бумаг нерезидентов у меня нет: качественный американский либо европейский актив даст доходность еще ниже, чем государственные ценные бумаги РФ — думаю, от 1,5% до 4% годовых. Учитывая укрепление рубля, можно предположить, что большой доходности от таких вложений не ждут.
— Хотя страховой бизнес в России стремительно развивается, все же не так много найдется компаний, подпадающих под критерии отбора Минфина для компанийстраховщиков пенсионных средств. Может быть, есть смысл смягчить требования?
— Что касается страховых компаний, страхующих риски в системе пенсионных накоплений, здесь компромиссов быть не может, критерий один — супернадежность. Закон разрешает страховым организациям образовывать пулы. Никаких проблем с участием страховых организаций в пулах нет.
— В первом полугодии 2003 года из-за того, что во внешнем долге учитывались заимствования российских банков и предприятий, сумма долга за полгода выросла на 7 млрд долл. (4,6%) — до 159,1 млрд долл. Какова ситуация с долгом органов госуправления, сокращают ли свою часть внешней задолженности регионы?
— Регионы сократили свой долг до минимума — чуть больше 1 млрд долл., поскольку бюджетный кодекс запрещает субъектам Федерации занимать средства за пределами РФ.
— Реальный сектор российской экономики отчаянно нуждается в капиталовложениях. Государство, выступая в роли заемщика средств на внутреннем рынке, становится конкурентом этого сектора. Как устранить это противоречие?
— Государство не становится конкурентом экономики, так как госдолг в целом сокращается, средства на погашение долга вместе с процентными расходами, которые государство вбрасывает на рынок, существенно больше, чем сумма денег, которую мы изымаем с рынка. Повторяю, с 2001 года в России больше свободных денег, чем потребляет экономика, так что все наоборот: проблемой является отсутствие в достаточном количестве инвестиционных проектов.
— Общий объем долгов российских субъектов и муниципальных образований оценивается на уровне 250 млрд руб. Как будут реструктурироваться долги? Чем рискуют регионы, прибегая к новым заимствованиям?
— А зачем их рестуктурировать? Все без исключения регионы исправно платят свои долги. Риски новых заимствований скрыты в бюджетной системе. Если объем привлекаемых ресурсов слишком велик, а стоимость обслуживания слишком высока
— возникает риск чрезмерной нагрузки на бюджеты последующих лет. Для этого существуют ограничения по заимствованиям, установленные бюджетным кодексом.
— Каковы перспективы создания в России центрального депозитария ценных бумаг? Какой приблизительно объем средств для этого потребуется?
— Вопрос о центральном депозитарии прорабатывается органами исполнительной власти. Полагаю, что он будет создан в течение ближайших двух лет. Думаю, гадать о стоимости проекта рано, следует определиться с концепцией: это может быть конструкция на базе существующего депозитария с минимальными затратами, а может быть новое государственное предприятие — профессиональный участник финансового рынка.
— Учиться всегда актуально. Какие программы подготовки и переподготовки финансовых работников бюджетной сферы вы рекомендовали бы нашим читателям?
— Учиться действительно актуально, даже для меня (говорю так не из-за своей должности, а исходя из стажа работы, опыта и возраста). Программы конкретные не рекомендую — не могу рекламировать. По-моему, самое важное для профессионала — понимать, что учиться надо постоянно, финансовые технологии совершенствуются не менее быстро, чем медицинские или космические.
— Если позволите, вопрос личного характера. Как строится ваш рабочий день? Остается ли время на увлечения? Стиль одежды всегда был проблемой для деловой женщины. Как вы ее решили?
— Мой рабочий день (в неделе их шесть) начинается в девять утра и заканчивается уже много лет в районе одиннадцати вечера (бывает, правда, и в десять, но редко, а случается, что и в два часа ночи...). Стиль одежды проблемой для меня не является, проблема — катастрофическая загрузка и лишний вес. Увлечение — главное — книги. Очень люблю растения, сад-огород, собаку. Обожаю театр, но выбираюсь редко. Не люблю тусовки, даже деловые, стараюсь их избегать.
— Есть легенда, согласно которой вы родились в нынешнем здании Минфина. Это правда? Расскажите, пожалуйста, подробнее о своей семье, родителях.
— Родилась я действительно практически в Минфине, и это — не легенда: у меня мама работала в Минфине СССР. Только тогда не было декретных отпусков. В семье нахожу понимание не всегда, а «как правило». Всеобщее понимание — это сладкая утопия. Я уверена, что муж и дочь меня любят, для меня они — самое главное и любимое в жизни, нам этого достаточно. Свободного времени, к сожалению, мало. Поэтому в домашних делах мне помогают дочь и муж. А еще у меня есть сестра-близнец. Мы с ней и ее семьей очень близки: она, ее муж, племянники — тоже мои самые дорогие помощники в жизни. Свободное время всегда провожу с семьей, этим общением мы все дорожим.
Справка «Бюджета»
Златкис Белла Ильинична (заместитель министра финансов РФ) Родилась 5 июля 1948 г. в г. Москва. Образование - высшее.
В 1970 г. окончила Московский финансовый институт по специальности «финансы и кредит».Кандидат экономических наук.
1970 - 1985 - экономист, старший экономист, главный экономист, заместитель начальника отдела Управления финансирования промышленности Министерства финансов РСФСР.
1985 - 1986 - начальник отдела управления по совершенствованию хозяйственного механизма и цен Минфина РСФСР.
1986 - 1988 - заместитель начальника управления по совершенствованию хозяйственного механизма и цен Минфина РСФСР.
1988 - 1990 - начальник Сводного отдела денежного обращения, ценных бумаг и финансов торговли Минфина РСФСР. 1990 - 1998 - начальник отдела, управления, Департамента ценных бумаг и финансового рынка Минфина РФ, член коллегии.
1998 - 2000 - руководитель Департамента управления государственным внутренним долгом Минфина РФ, член коллегии.
С 08.2000 г. - по настоящее время - заместитель министра финансов РФ.
В 1998г. награждена Почетной грамотой Правительства РФ. В 2001г. объявлена благодарность Президента РФ Является заслуженным экономистом Российской Федерации. Замужем, имеет дочь.
Беседовал Айдар КОЖАХМЕТОВ
Журнал «Бюджет» №12 декабрь 2003 г.