Версия для печати 4870 Материалы по теме
3 декабря в подмосковном Одинцове состоялось Бюджетное собрание, проводимое Управлением федерального казначейства Минфина России по Московской области под эгидой главного федерального инспектора в Московской области Н.М. Шубы. В нем приняли участие — руководитель КРУ Минфина РФ в Московской области В.К. Матчин, глава Одинцовского района А.Г. Гладышев, руководитель УФК Московской области С.Е. Прокофьев. На Бюджетном собрании присутствовали представители более 200 бюджетных организаций, финансируемых из федерального бюджета.
На бюджетном собрании рассматривался вопрос об исполнении федерального бюджета в Московской области. Цель проведения собрания — рассмотрение вопросов эффективного использования средств федерального бюджета, улучшение информационного обмена между участниками бюджетного процесса, выработка совместных предложений и рекомендаций. В своем выступлении С.Е. Прокофьев отметил, что «система финансирования расходов федерального бюджета в нашей стране находится в процессе своего развития и совершенствования. В этой связи, очень важно понимать суть и логику проводимых преобразований. Сталкиваясь с очередными нововведениями, важно иметь общее представление о том, для чего все это делается, и воспринимать их не как отдельные события, а как этапы общего поступательного движения вперед, общего совершенствования процедур и правил финансирования». Все бюджетные учреждения области, финансируемые из федерального бюджета, в полном объеме и своевременно получают средства на свое содержание. Со слов Н.М. Шубы, за 9 месяцев текущего года в доход федерального бюджета поступило 45,9 млрд руб. (что в 1,1 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года), направлено на финансирование 38,6 млрд руб. (в 1,3 раза больше в сравнении с аналогичным периодом 2002 г.).
В то же время существует ряд проблем. Одна из них — значительные остатки средств федерального бюджета на счетах органов федерального казначейства. На 1 ноября 2003 г. они составляли 5,4 млрд руб. В случае неиспользования этих средств до конца года они будут перечислены в стабилизационный фонд. Эти средства уйдут из экономики Московской области. Как подчеркнул С.Е. Прокофьев, «среди основных причин появления остатков на счетах органов федерального казначейства можно выделить объективные причины — например, неритмичность финансирования. Как правило, на последний квартал года приходится самая большая часть бюджетных средств. И субъективные причины — например, неправильное планирование бюджетополучателями текущей потребности в денежных средствах, в результате чего на счетах распорядителей и получателей аккумулируются неиспользуемые длительное время финансовые ресурсы». Еще одна проблема — эффективное, законное, целевое использование бюджетных средств. Финансовый контроль осуществляется на стадии предварительного, текущего и последующего контроля. Финансирование расходов федерального бюджета с лицевых счетов бюджетополучателей, открытых в органах федерального казначейства, Управление осуществляет после проверки документов, подтверждающих правомерность расхода в пределах лимитов бюджетных обязательств.
 За 10 месяцев сумма нецелевого использования средств федерального бюджета составила 80,3 млн руб. На рассмотрении в Госдуме находятся поправки президента РФ в Уголовный кодекс, где предусматривается уголовная ответственность (штраф, лишение свободы сроком до двух лет) за нецелевое использование средств. Была обсуждена также процедура закрытия финансового года. Обращено внимание руководителей на необходимость финансового планирования текущей потребности в денежных средствах, на четко установленные сроки окончания исполнения федерального бюджета. В своем выступлении начальник отдела финансирования государственных органов и сил обеспечения безопасности УФК Минфина России по Московской области Д.С. Гришин отметил, что до 16 декабря 2003 г. включительно принимаются расходные расписания на отзыв денежных средств с лицевых счетов нижестоящих распорядителей и получателей средств. Эта дата вызвана тем, что возвраты финансирования связаны с длительной процедурой взаимодействия с другими регионами и необходимостью последующего перераспределения полученного финансирования. До 22 декабря включительно в течение операционного дня до 13.00 казначейства принимают расходные расписания для перечисления финансирования нижестоящим распорядителям и получателям средств. Статьями 242 и 264 БК РФ установлено, что принятие бюджетных обязательств после 25 декабря не допускается.
Таким образом, распорядителям необходимо позаботиться о том, чтобы до 25 декабря включительно измененные лимиты бюджетных обязательств были представлены их подведомственными организациями в казначейство. Что касается получателей средств, после 25 декабря 2003 г. не допускается принятие бюджетных обязательств. По 26 декабря включительно до 13.00 получателям средств необходимо предоставить в казначейство платежные поручения для осуществления кассовых расходов с лицевых счетов получателей средств, в том числе и на бронирование денежных средств на 29 и 30 декабря. По 26 декабря 2003 г. включительно распорядителям и получателям средств необходимо завершить использование средств федерального бюджета 2003 г. со счетов, открытых в учреждениях Банка России и кредитных организациях на балансовых счетах № 40106 и № 40107 с тем, чтобы до 30 декабря 2003 г. перечислить неиспользованные остатки средств федерального бюджета на счета, открытые органам федерального казначейства на балансовом счете № 40105. До 31 декабря 2003 г. включительно распорядителям и получателям средств необходимо перечислить остатки средств федерального бюджета в иностранной валюте со счетов в кредитных организациях, расположенных на территории РФ, на соответствующие счета в ГУФК.
31 декабря в 13.00 все неиспользованные остатки средств, в том числе и полученные наличные, без возврата будут перечислены в федеральный бюджет. Были рассмотрены направления бюджетной политики на 2004 г. В бюджетном послании президента РФ на 2004 г. поставлена задача оптимизации бюджетных расходов путем внедрения современных методов бюджетного планирования, ориентированных на достижение конечных результатов и стимулирующих органы власти разных уровней и бюджетные организации к максимально эффективному использованию бюджетных средств. В целях выполнения этой задачи Минфин России утвердил приказ от 10 июня 2003 г. № 50н «Об утверждении Порядка организации работы по доведению через органы федерального казначейства Минфина России бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета». Отличие нового порядка от ранее действующего заключается в том, что лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования будут доводиться до распорядителей и получателей средств через органы федерального казначейства. Кассовый расход будет осуществляться на основании заявок бюджетополучателей под конкретный вид расхода.
Приказ предусматривает два принципиальных момента. Во-первых, в нем заложена технология финансирования, которая обеспечивает большую самостоятельность бюджетных учреждений в принятии решений о конкретных направлениях средств. Это устраняет проблему перераспределения средств между статьями экономической классификации в пределах финансового года. При этом в значительной степени повышается роль финансового планирования расходов на уровне получателя средств. Второй не менее важный момент — это то, что указанный порядок предусматривает обеспечение денежными средствами не объемов финансирования доводимых до бюджетных учреждений, как это принято сейчас, а их кассовых расходов. На лицевых счетах будут отражаться только объемы прав бюджетных учреждений на осуществление ими кассовых расходов. Денежными средствами будут подкрепляться непосредственно сами платежи бюджетных учреждений. В результате внедрения нового порядка главные распорядители и распорядители бюджетных средств: — получат возможность оперативного и более эффективного управления лимитами бюджетных обязательств и объемами финансирования, в том числе и их перераспределения между нижестоящими получателями; — смогут применить процедуры финансового планирования использования бюджетных средств.
В целях разъяснения функций контроля органов федерального казначейства за целевым использованием бюджетных средств, а также вопросов практического применения норм бюджетного законодательства в 2003 г. на базе Управления создан Методический кабинет, где каждый желающий может получить квалифицированную консультацию, связанную с бюджетным процессом. Составной частью эксперимента по внедрению единого казначейского счета является создание в области электронного документооборота между участниками бюджетного процесса. В 2004 г. Управление федерального казначейства ставит перед собой задачу перевести большинство своих клиентов, готовых обеспечить наличие программно-аппаратных средств и сертифицированных систем защиты информации, на электронный обмен информацией. Закрывая Бюджетное собрание, Н.М. Шуба подчеркнул, что проведение подобных мероприятий помогает найти совместные подходы по процедурам исполнения федерального бюджета, выработать предложения по изменению федерального законодательства.  

Материал подготовила Жанна Гагкаева
Журнал «Бюджет» №12 декабрь 2003 г.

Поделиться