Евгений Шапошников, маршал авиации, помощник президента РФ
Говоря о столетнем юбилее авиации, следует пояснить, что развитие летательных аппаратов, способных совершать полеты в атмосфере Земли, происходило по двум направлениям — создание аппаратов легче воздуха и тяжелее воздуха.
Первые из них используют аэростатическую подъемную силу, механизм которой был открыт Архимедом еще в III веке до н.э. Однако прошло более 2000 лет, прежде чем использование аэростатического принципа позволило человеку подняться ввысь. В ноябре 1783 г. в Париже, на построенном братьями Монгольфье воздушном шаре (аэростате), наполненном теплым воздухом, был совершен первый подъем человека в воздух. В дальнейшем свободные и привязные аэростаты нашли применение в мирных и военных целях, а управляемые аэростаты (дирижабли) использовались, кроме того, для воздушных пассажирских перевозок. Более результативным оказалось второе направление, связанное с созданием аппаратов тяжелее воздуха, поскольку их летные характеристики и эксплуатационные качества значительно расширяли возможности практического освоения воздушного пространства. Над осуществлением идеи динамического полета работали многие ученые и изобретатели. В 1475 г. появились эскизы Леонардо да Винчи летательных машин с мускульным приводом, одна из которых имела вращающиеся винтовые поверхности, другая — машущие крылья. М.В. Ломоносов в 1754 г. построил «аэродинамическую машину» — действующую модель вертолета с пружинным приводом двух несущих винтов. Англичанин Дж. Кейли предложил в 1799 г. схему летательных аппаратов с неподвижным крылом.
В 1883 г. наш соотечественник А.Ф. Можайский построил самолет с паровым двигателем для привода воздушных винтов. Однако ни его аппарат, ни самолет К. Адлера (Франция), ни аппарат Х. Максима (Великобритания) с аналогичными силовыми установками не смогли в полной мере продемонстрировать возможности моторного полета. Но неудачи и ошибки одних служили стимулом к прилежанию других. И вот 17 декабря 1903 г. в пустынной местности Кити-Хок (Атлантическое побережье США) братья Уилбер и Орвил Райт на своем биплане «Флайер 1» с бензиновым двигателем совершили четыре управляемых полета. Таким образом, только через 120 лет после первого полета людей на аэростате было положено начало полетам на летательных аппаратах тяжелее воздуха с аэродинамическим принципом создания подъемной силы, оснащенных бензомоторной силовой установкой. В литературе по истории авиации можно встретить немало публикаций с вопросом «Кто же был первым?» Мне представляется, что сейчас нет необходимости задаваться таким вопросом, поскольку не существует каких-либо документальных и объективных доказательств — кроме полетов братьев Райт — о более ранних полетах человека на самолете.
Сегодня к достижениям братьев Райт необходимо относиться как к очередной общей победе человека над силами природы, очередной (очень важной ) ступени в покорении человеком пятого океана. ...Вскоре центр развития авиации переместился в Европу. Здесь ее пионерами стали Г. Вуазен, Л. Блерио, А. Фарман, Э. Ньюпор — во Франции, А. Фоккер в Германии, Дж. Капрони в Италии и многие другие конструкторы и пилоты. Процессы распространения авиации охватили и Россию. Опираясь на достижения коллег-авиаторов, используя научную мысль отечественных ученых и, прежде всего, Н.Е. Жуковского и С.А. Чаплыгина, в России появляются первые авиастроительные предприятия. Этому способствовали выступления в авиационных состязаниях первых русских летчиков — М.Н. Ефимова, С.И. Уточкина, Г.В. Алехновича и многих других. В 1910 г. состоялись первые полеты самолетов отечественных конструкторов — А.С. Кудашева, И.И. Сикорского, Я.М. Гаккеля. В декабре 1913 г. в воздух поднимается первый в мире 4моторный самолет И. Сикорского «Илья Муромец», ставший родоначальником бомбардировочной авиации. Основу отечественной гидроавиации того времени составили летающие лодки Д.П. Григоровича. Таким образом, в считанные годы наша страна становится активным и важным участником мирового авиационного сообщества. Современный мир невозможно представить без авиации. Велики заслуги отечественных ученых, инженеров, конструкторов, летчиков, штурманов и других авиационных специалистов перед мировой авиацией, перед нашей страной.
Сегодня отечественную авиацию представляют научно-исследовательские институты, научно-производственные комплексы, предприятия авиационной промышленности, Военно-воздушные силы, специальная авиация, компании авиаперевозчиков, авиадиспетчерские метеорологические службы и другие структуры всестороннего обеспечения авиационной деятельности, а также сеть авиаремонтных предприятий, система подготовки авиационных кадров. Все они, их коллективы являются продолжателями трудовой и боевой доблести авиаторов более ранних поколений, а их руководители в непростых экономических условиях продолжают сражаться как за выживание, так и за развитие отечественной авиации. Многие из них руководят предприятиями, значение которых в развитии мировой и отечественной авиации невозможно переоценить. Предоставим слово некоторым из них.
Журнал «Бюджет» №12 декабрь 2003 г.