Авиационный комплекс имени СВ. Ильюшина берет свое начало от Опытно-конструкторского бюро, основанного в 1933 г. выдающимся советским авиационным конструктором СВ. Ильюшиным. Уже первый самолет ЦКБ-26, созданный под его руководством, установил в 1936—1937 гг. целый ряд мировых рекордов высоты, скорости и дальности полета с грузом, зарегистрированных Международной авиационной федерацией (ФАИ). Впервые в СССР появился самолет, который в то время летал выше, быстрее и дальше всех самолетов аналогичного класса.
Творчески подходя к решению задачи создания эффективного самолета, предназначенного для непосредственной поддержки наземных войск на поле боя, коллектив ОКБ СВ. Ильюшина в 1939 г. создает бронированный самолет-штурмовик Ил-2. Эта машина стала первым в мире бронированным штурмовиком, полностью удовлетворяющим требованиям того времени по эффективной поддержке войск на поле боя. Самолет был способен успешно поражать бомбами, реактивными снарядами и пушечно-пулеметным огнем разнообразные цели, в том числе и бронетанковые, войска, особенно громко заявившие о себе в начале Второй мировой войны.
Одним из первых коллектив ОКБ приступил и к созданию боевых реактивных самолетов. Среди них особо следует выделить фронтовой бомбардировщик Ил-28, впервые поднявшийся в небо в 1948 г. Освоение самолетов Ил-28 летным составом советских ВВС — овладение полетами в сложных метеорологических условиях, умение эффективно использовать радиолокационные . и оптические бомбардировочные прицелы, оборонительное оружие — значительно повысило в 1950-х гг. боевую мощь отечественной фронтовой авиации. В 1943 г., в самый разгар Великой Отечественной войны, в ОКБ приступили к разработке пассажирского самолета Ил-12 на 27 пассажирских мест, ознаменовавшей новое, со временем ставшее основным, направление в творческой деятельности конструкторского коллектива.
По пассажирским самолетам «Ил» можно проследить основные этапы истории развития и совершенствования отечественных гражданских самолетов вплоть до настоящего времени.
4 июля 1957 г. совершил свой первый полет пассажирский самолет Ил-18 с турбовинтовыми двигателями, в скором времени ставший «рабочей лошадкой» восточно-европейских аэродромов.
Ил-18 стал первым отечественным авиалайнером, нашедшим широкий спрос за рубежом. Продажа этого самолета, включавшая подготовку обширной технической документации, помощь авиакомпаниям в освоении и эксплуатации, создании системы снабжения запасными частями, стала значительным этапом в развитии советского авиаэкспорта.
Значительным техническим достижением ОКБ стал созданный в начале 1960-х гг. дальний магистральный пассажирский самолет Ил-62 с четырьмя двухконтурными турбореактивными двигателями, рассчитанный на перевозку 186 пассажиров.
Самолеты Ил-18 и Ил-62 во многом определили переход отечественной гражданской авиации на качественно более высокий уровень развития, превратив ее в одну из важнейших отраслей народного хозяйства страны.
В 1970 г. мне довелось принять эстафету создания новых «Илов». Мне было поручено проектирование первых отечественных широкофюзеляжных самолетов с реактивными двигателями.
Таким самолетом стал Ил-86, первый полет которого состоялся в декабре 1976 г. с аэродрома, расположенного в центре Москвы в шести километрах от Кремля. Многолетний опыт эксплуатации парка самолетов Ил-86 подтвердил целесообразность принятых для них компоновочных и конструктивных решений. Создание Ил-86 было выдающимся достижением авиационной промышленности в те годы.
Рост объема пассажирских перевозок на дальних воздушных линиях определил работу коллектива ОКБ над дальним широкофюзеляжным самолетом Ил-96-300. По проектным и конструктивным решениям эта машина существенно превосходила все то, что делалось до нее.
В начале 1980-х гг. ОКБ выступило с инициативой создания самолета Ил-114, предназначенного для эксплуатации на внутренних воздушных линиях России. Создание этого самолета шло в труднейших условиях, когда были разрушены устоявшиеся производственные связи между различными поставщиками комплектующих изделий, в условиях острейшего финансового дефицита. Тем не менее были построены, испытаны и внедрены в эксплуатацию пассажирские самолеты Ил-114-100 с отечественными и зарубежными двигателями, проходит сертификационные испытания грузовой самолет Ил-114Т.
В конце 1960-х гг. стало формироваться еще одно направление творческой деятельности ОКБ -создание транспортных самолетов с газотурбинными двигателями. Яркий представитель этого семейства — транспортный самолет Ил-76.
В настоящее время Авиационный комплекс имени СВ. Ильюшина сосредоточил свои усилия на двух основных направлениях: модернизация пассажирских и транспортных самолетов «Ил», находящихся в эксплуатации, и создание новой авиационной техники.
Модернизация находящихся в эксплуатации «Илов» определяется потребностями отечественных авиакомпании в повышении конкурентоспособности своих самолетов. Это, прежде всего, расширение области их применения, приведение эксплуатационных и экологических характеристик «Илов» в соответствие с постоянно ужесточающимися новыми требованиями, предоставление пассажирам более высокого уровня комфорта, снижение нагрузки на экипаж за счет широкого внедрения автоматизации бортовых систем, упрощение систем отображения полетной информации в кабине пилотов, сокращение числа членов летного экипажа. Требования рынка диктуют необходимость появления новых перспективных самолетов. Ведутся работы по созданию легкого транспортного самолета двойного применения Ил-112В, среднего транспортного самолета Ил-214, исследуется концепция высококомфортабельного скоростного дальнего магистрального пассажирского самолета и многих других.
Специалисты Авиационного комплекса имени СВ. Ильюшина, опираясь на 70-летний опыт разработок коммерческих самолетов и творчески используя опыт мировой авиапромышленности, уверены, что и в будущем они смогут вести успешную коммерческую деятельность в новых экономических условиях.
Журнал «Бюджет» №12 декабрь 2003 г.
Творчески подходя к решению задачи создания эффективного самолета, предназначенного для непосредственной поддержки наземных войск на поле боя, коллектив ОКБ СВ. Ильюшина в 1939 г. создает бронированный самолет-штурмовик Ил-2. Эта машина стала первым в мире бронированным штурмовиком, полностью удовлетворяющим требованиям того времени по эффективной поддержке войск на поле боя. Самолет был способен успешно поражать бомбами, реактивными снарядами и пушечно-пулеметным огнем разнообразные цели, в том числе и бронетанковые, войска, особенно громко заявившие о себе в начале Второй мировой войны.
Одним из первых коллектив ОКБ приступил и к созданию боевых реактивных самолетов. Среди них особо следует выделить фронтовой бомбардировщик Ил-28, впервые поднявшийся в небо в 1948 г. Освоение самолетов Ил-28 летным составом советских ВВС — овладение полетами в сложных метеорологических условиях, умение эффективно использовать радиолокационные . и оптические бомбардировочные прицелы, оборонительное оружие — значительно повысило в 1950-х гг. боевую мощь отечественной фронтовой авиации. В 1943 г., в самый разгар Великой Отечественной войны, в ОКБ приступили к разработке пассажирского самолета Ил-12 на 27 пассажирских мест, ознаменовавшей новое, со временем ставшее основным, направление в творческой деятельности конструкторского коллектива.
По пассажирским самолетам «Ил» можно проследить основные этапы истории развития и совершенствования отечественных гражданских самолетов вплоть до настоящего времени.
4 июля 1957 г. совершил свой первый полет пассажирский самолет Ил-18 с турбовинтовыми двигателями, в скором времени ставший «рабочей лошадкой» восточно-европейских аэродромов.
Ил-18 стал первым отечественным авиалайнером, нашедшим широкий спрос за рубежом. Продажа этого самолета, включавшая подготовку обширной технической документации, помощь авиакомпаниям в освоении и эксплуатации, создании системы снабжения запасными частями, стала значительным этапом в развитии советского авиаэкспорта.
Значительным техническим достижением ОКБ стал созданный в начале 1960-х гг. дальний магистральный пассажирский самолет Ил-62 с четырьмя двухконтурными турбореактивными двигателями, рассчитанный на перевозку 186 пассажиров.
Самолеты Ил-18 и Ил-62 во многом определили переход отечественной гражданской авиации на качественно более высокий уровень развития, превратив ее в одну из важнейших отраслей народного хозяйства страны.
В 1970 г. мне довелось принять эстафету создания новых «Илов». Мне было поручено проектирование первых отечественных широкофюзеляжных самолетов с реактивными двигателями.
Таким самолетом стал Ил-86, первый полет которого состоялся в декабре 1976 г. с аэродрома, расположенного в центре Москвы в шести километрах от Кремля. Многолетний опыт эксплуатации парка самолетов Ил-86 подтвердил целесообразность принятых для них компоновочных и конструктивных решений. Создание Ил-86 было выдающимся достижением авиационной промышленности в те годы.
Рост объема пассажирских перевозок на дальних воздушных линиях определил работу коллектива ОКБ над дальним широкофюзеляжным самолетом Ил-96-300. По проектным и конструктивным решениям эта машина существенно превосходила все то, что делалось до нее.
В начале 1980-х гг. ОКБ выступило с инициативой создания самолета Ил-114, предназначенного для эксплуатации на внутренних воздушных линиях России. Создание этого самолета шло в труднейших условиях, когда были разрушены устоявшиеся производственные связи между различными поставщиками комплектующих изделий, в условиях острейшего финансового дефицита. Тем не менее были построены, испытаны и внедрены в эксплуатацию пассажирские самолеты Ил-114-100 с отечественными и зарубежными двигателями, проходит сертификационные испытания грузовой самолет Ил-114Т.
В конце 1960-х гг. стало формироваться еще одно направление творческой деятельности ОКБ -создание транспортных самолетов с газотурбинными двигателями. Яркий представитель этого семейства — транспортный самолет Ил-76.
В настоящее время Авиационный комплекс имени СВ. Ильюшина сосредоточил свои усилия на двух основных направлениях: модернизация пассажирских и транспортных самолетов «Ил», находящихся в эксплуатации, и создание новой авиационной техники.
Модернизация находящихся в эксплуатации «Илов» определяется потребностями отечественных авиакомпании в повышении конкурентоспособности своих самолетов. Это, прежде всего, расширение области их применения, приведение эксплуатационных и экологических характеристик «Илов» в соответствие с постоянно ужесточающимися новыми требованиями, предоставление пассажирам более высокого уровня комфорта, снижение нагрузки на экипаж за счет широкого внедрения автоматизации бортовых систем, упрощение систем отображения полетной информации в кабине пилотов, сокращение числа членов летного экипажа. Требования рынка диктуют необходимость появления новых перспективных самолетов. Ведутся работы по созданию легкого транспортного самолета двойного применения Ил-112В, среднего транспортного самолета Ил-214, исследуется концепция высококомфортабельного скоростного дальнего магистрального пассажирского самолета и многих других.
Специалисты Авиационного комплекса имени СВ. Ильюшина, опираясь на 70-летний опыт разработок коммерческих самолетов и творчески используя опыт мировой авиапромышленности, уверены, что и в будущем они смогут вести успешную коммерческую деятельность в новых экономических условиях.
Журнал «Бюджет» №12 декабрь 2003 г.