Версия для печати 5766 Материалы по теме
В 2004 г. головной разработчик винтокрылой техники в России ОАО «Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля отмечает важную юбилейную дату - 95 лет со дня рождения своего основателя.

андрианов
Михаил Леонтьевич Миль родился 22 ноября 1909 г. в Иркутске и еще будучи студентом заинтересовался винтокрылой техникой, принимал участие в испытаниях первого советского автожира КАСКР. По окончании в 1931 г. Новочеркасского авиационного института молодой специалист получил огромный опыт проектирования и расчета винтокрылых машин в ЦАГИ им.Н.Е. Жуковского, где непосредственно руководил созданием боевого автожира-истребителя А-12 и автожира-корректировщика А-15. Разработанный Михаилом Милем проект геликоптера был выбран среди многочисленных других предлагаемых разработок и 12 декабря 1947 г. последовало постановление Совета Министров СССР о создании ОКБ под руководством М.Л. Миля.
После успешного завершения испытаний своего первенца Ми-1, коллектив Миля получил в 1951 г. в полное распоряжение старейший в нашей стране специализированный вертолетный завод ГАЗ № 3 в Сокольниках, где с 1943 по 1951 гг. находилось первое в СССР вертолетное ОКБ И.П.Братухина. В дальнейшем Hani завод получил новый номер № 329, а после «рассекречивания» в 1967 г. стал именоваться Московским вертолетным заводом (МВЗ). После смерти в 1970 г. Миля заводу было присвоено имя его создателя и первого генерального конструктора. Все построенные на фирме Миля летательные аппараты сыграли важнейшую роль в развитии отечественной авиации и золотыми буквами вписаны в историю мирового вертолетостроения.
вертолет
Построенный в 1948 г. легкий Ми-1 первым поступил в серийное производство и практическую эксплуатацию, заложив тем самым начало отечественному вертолетостроснию и вертолетной авиации. Он серийно строился до 1965 г. на заводах в Казани, Оренбурге, Ростове-на-Дону и польском заводе WSK (г. Свидник). Ми-1 имел свыше полутора десятков модификаций и сыграл большую роль в становлении винтокрылой авиации не только в СССР, но и во многих других стран. В частности, с приобретения лицензии на производство Ми-1, зародилось вертолетостроение Польши.
В сентябре 1951 г/ОКБ Миля получило срочное правительственное задание — создать транспортный многоместный вертолет. Коллектив справился с заданием всего за год. В 1952 г. Ми-4 поднялся в воздух, а в следующем году уже был запущен в серийное производство. На Ми-4 были отработаны многочисленные новые и уникальные области использования винтокрылых аппаратов, включая воздушный монтаж, тушение пожаров, огневую поддержку наземных войск и многое другое. Вертолет строился 14 лет на заводах в Саратове, Казани и Харбине, имел около 40 модификаций, которые широко применялись как в вооруженных силах, так и в народном хозяйстве и на протяжении нескольких десятилетий составляли основу винтокрылой авиации СССР и ряда других стран. Ми-4 поставлялся в 34 страны мира. С него началось вертолетостроение в Китае.
Опыт, полученный при создании и доводке Ми-4, позволил конструкторам ОКБ Миля приступить к разработке нового вертолета невиданных ранее размеров, впервые в СССР оснащенного газотурбинной силовой установкой. Построенный в 1957 г. Ми-6 в несколько раз превосходил по грузоподъемности все ранее созданные винтокрылые машины. С тех пор МВЗ является непревзойденным лидером в области разработки тяжелых и сверхтяжелых винтокрылых машин и сохраняет абсолютный мировой приоритет по грузоподъемности вертолетов. Воздушный гигант Ми-6 был и одним из самых скоростных    вертолетов    мира.
Ми-6 строились серийно с 1959 г. по 1980 г. в Москве и Ростове-на-Дону. Они поставлялись в 12 иностранных государств.
На базе динамической системы Ми-6 в 1960 г. был создан специализированный вертолет-кран Ми-10, а затем и «коротконогая» модификация Ми-10К, обеспечившая воздушный монтаж наивысшего технологического качества. В 1965 г. М.Л. Миль впервые прибыл в Париж, где его вертолеты Ми-6, Ми-8 и Ми-10 впервые успешно демонстрировались на авиационном салоне Ле-Бурже. Авиастроители всего мира официально признали создателя вертолетов «Ми» лидером мирового вертолетостроения.
Одновременно с воздушными гигантами ОКБ Миля создало в конце 50-х годов и уникальный экспериментальный вертолет В-7. Единственный в мире он был оснащен турбореактивными двигателями на концах лопастей и предназначался для экспериментальных исследований путей повышения грузоподъемности вертолетов.
Именно вертолетам Миля Ми-1, Ми-4, Ми-6 и Ми-10 суждено было стать той базой, на которой в 50-е — 60-е годы сформировалась и окрепла вертолетная авиация СССР: мощная взаимосвязанная система опытно-конструкторских и серийных предприятий, научно-экспериментальных лабораторий, эксплуатирующих организаций и учебных заведений разного уровня. Милевские машины заняли все «клеточки», принятой в то время классификации вертолетов. Тем не менее возглавляемый Милем коллектив не останавливался на достигнутом и по собственной инициативе приступил в конце 50-х годов к разработке новых вертолетов второго поколения с газотурбинными двигателями, предназначенных заменить ранее созданные Ми-1 и Ми-4. Так, в 1961 г. были построены новые легкий многоцелевой Ми-2 и транспортный Ми-8. Они поступили в 1965 г. в серийное производство и до сих пор являются основой винтокрылой авиации России и ряда других стран.
Легкий многоцелевой Ми-2 более четверти века не сходил с производства польского завода в Свиднике (построено 5,5 тыс.). Его сменил в серийном производстве новый многоцелевой вертолет W-3, также созданный в 1979 г. при поддержке инженеров МВЗ им. М.Л. Миля. В настоящее время милевцами совместно с рядом российских и иностранных предприятий реализуется комплексная программа модернизации вертолета Ми-2. Ее целью является восстановление производства вертолета Ми-2А в России при существенном улучшении его технико-экономических характеристик.
«Рабочая лошадка» Ми-8 стала легендой и своего рода визитной карточкой советского, а затем и российского вертолетостроения. Оснащенный более мощными двигателями Ми-8/Ми-17 строится крупными сериями на Казанском вертолетном и Улан-Удинском авиационном заводах. Он считается мировым рекордсменом по числу модификаций и вариантов — их насчитывается почти две сотни! «Мастер на все руки» получил широчайшее распространение в отечественной военной и гражданской авиации, став поистине массовой машиной. В истории мирового вертолетостроения по общему числу построенных машин (около 12 тысяч) грандиозная программа массового строительства Ми-8/Ми-17 не имеет аналогов среди аппаратов своего класса. Столь же уникальными стали Ми-8/Ми-17 по распространенности в мире. В настоящее время практически не осталось уже страны, в которой не эксплуатировалась бы знаменитая «рабочая лошадка», сконструированная на фирме Миля. Официально он состоит на вооружении почти 80 стран и может считаться таким же символом успеха российского машиностроения, как легендарный автомат Калашникова. Вероятно, еще несколько десятилетий вертолет Ми-8 и его более поздние модификации будут оставаться в числе самых эксплуатируемых винтокрылых машин на земном шаре.
Для поддержания авторитета своей продукции и завоевания новых рынков сбыта головной разработчик вертолетов Ми-8/Ми-17 ОАО «МВЗ им. М.Л .Миля» совместно ОАО «Казанский вертолетный завод» и ОАО «Улан-Удинский авиационный завод» продолжают совершенствовать эту высоконадежную, живучую и экономичную винтокрылую машину. Знаменательным в истории МВЗ им. М.Л. Миля был 1967 г. В этом году впервые поднялся в воздух базовый противолодочный вертолет-амфибия Ми-14 и завершилась успехом многолетняя работа фирмы по созданию сверхтяжелого вертолета Ми-12, не имеющего аналогов по настоящее время. На этом двухвинтовом воздушном гиганте в 1969 г. был поднят груз весом 40 тонн. Рекорд не превзойден до сих пор и вряд ли будет побит в обозримом будущем! За создание Ми-12 фирма второй раз удостоилась награждения Призом Сикорского.
Последним вертолетом, построенным фирмой «Ми» при жизни М.Л. Миля, стал транспортно-боевой Ми-24. Он совершил первый полет в 1969 г. и представлял собой результат многолетних заводских исследований по вооруженным  и  боевым  вертолетам.
Вертолет Ми-24 помимо советских ВВС поставлялся почти в 30 государств мира (экспортные модификации носят названия Ми-25 и Ми-35). Винтокрылый штурмовик Миля эффективно использовался более чем в трех десятках войн и вооруженных инцидентов, т. е. на сегодняшний день является самым «повоевавшим» типом среди боевых вертолетов мира. С 1969 г. по настоящее время Арсеньевский машиностроителвный и Ростовский вертолетные заводы построили почти 3500 Ми-24. Они являются основным боевым вертолетом армейской авиации России и ряда других государств.
В связи с этим МВЗ им.'М.Л. Миля совместно с ОАО «Роствер-тол» разработали программу глубокой модернизации существующего парка вертолетов Ми-24.
В 1977 г. специалистами МВЗ им. М.Л. Миля был создан тяжелый транспортный вертолет нового поколения Ми-26. Он заменил в серийном производстве прославленный Ми-6 и в настоящее время является самым грузоподъемным вертолетом мира. ОАО «Роствер-тол» построило уже почти 300 Ми-26. Они успешно эксплуатируется как в России, так и за рубежом. В настоящее время специалистами МВЗ совместно с ростовскими коллегами разрабатывается программа модернизации Ми-26, которая проводится с целью повышения летно-технических и экономических характеристик, а также расширения сфер и условий эксплуатации.
Вслед за постройкой Ми-26 коллектив МВЗ им. М.Л. Миля приступил к созданию нового специализированного боевого вертолета Ми-28, оснащенного многофункциональным прицельно-пилотажно-навигационным комплексом и мощным вооружением. Вертолет первый раз поднялся в воздух в 1982 г., но последующие политические события, к сожалению, затянули его испытания и доводку. В настоящее время государственные испытания проходит новейшая круглосуточная модификация вертолета Ми-28Н. Другой важной программой, разрабатываемой в настоящее время на МВЗ им. М.Л. Миля, является производство и модернизация легкого многоцелевого вертолета Ми-34. Созданием этого аппарата милевцы ликвидировали многолетнее отставание российского вертолетостроения в области легкой техники.
Опираясь на накопленный опыт проектирования, испытаний, доводки и внедрения вертолетов марки «Ми», МВЗ им. М.Л. Миля готовится к реализации широкомасштабных программ по выпуску новых вертолетов, одной из которых является постройка совместно с ОАО «Казанский вертолетный завод» транспортно-пассажирского Ми-38. Программа рассматривается как крупнейшая российско-европейская программа сотрудничества в области авиастроения. Ми-38 не только дополнит парк вертолетов Ми-8, но и заменит во многих областях применения заслуженные Ми-6 и Ми-10. Конструкторами МВЗ им. М.Л. Миля также ведется проектирование нового вертолета Ми-54 и еще ряда моделей винтокрылых летательных аппаратов.
За полвека своего существования МВЗ им. М.Л. Миля создал полтора десятка базовых моделей вертолетов, каждая из которых имела многочисленные модификации и модернизации. Почти все машины поступили в серийное производство. Общее число построенных вертолетов «Ми» превысило 30 тысяч, т. е. 98 % от всего национального производства винтокрылых машин. По суммарному тоннажу конструкции и суммарной грузоподъемности флот вертолетов «Ми» соизмерим сегодня с парком всех зарубежных вертолетов. Таким флотом не может похвастаться ни одна из существующих в мире фирм. Невозможно найти такой сферы гражданского и военного применения,  в  которой  не  использовались аппараты «Ми». На вертолетах фирмы Миля произошло становление всей российской вертолетной промышленности и винтокрылой авиации. Вертолетный парк стран СНГ на 95% состоит из вертолетов марки «Ми». ВВС, армейская авиация, пограничные войска, войска МВД, подразделения МЧС Российской Федерации практически на 100% укомплектованы вертолетами, разработанными на МВЗ им. М.Л. Миля.
Фирма Миля широко развивает международное сотрудничество, взаимодействует с такими крупнейшими авиастроительными концернами как, EADS, United Technology и т. п. Свыше семи тысяч милевских вертолетов экспортировано в десятки стран мира.
В настоящее время МВЗ им. М.Л. Миля достигло значительных успехов и является одной из наиболее динамично развивающихся компаний военно-промышленного комплекса России. Объем выполненных на предприятии работ и выручка от реализации за последние годы удвоилась. В несколько раз выросли объемы госзаказа и сохраняется стабильная тенденция к их росту. Увеличиваются ассигнования Минобороны. Положительной тенденцией в экономике предприятия является и увеличение доли негосударственных заказчиков в объеме поступлений доходов от основной деятельности.
Все это свидетельствует о росте авторитета    ОАО    «МВЗ им. М.Л. Миля». НИОКР завода являются неотъемлемой частью федеральных целевых программ развития гражданской авиационной техники России, государственной программы вооружений и программ международного технического сотрудничества. На базе ОАО «Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля» формируется головной вертолетостроительный холдинг Российской Федерации. За достигнутые в последние годы успехи завод награжден отечественными и зарубежными наградами, в том числе Интернациональной Золотой 0 Звездой Качества и премией «Российский Национальный Олимп».
В этом году ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля» добилось важных побед практически по всем программам развития. Завершена постройка опытного Ми-38. Решением президента России В.В. Путина боевой вертолет Ми-28Н принят на вооружение и в ближайшие годы ожидается поставка российской армии не менее полусотни таких машин. Важные достижения мы имеем и на направлении модернизации. Государственной транспортной компании «Россия» сдан в эксплуатацию новый президентский «салон» Ми-8МТВ-1. Получено положительное заключение заказчика на макет глобальной модернизации Ми-8МТВ. На «Роствертол» начато серийное производство Ми-24ПН. Успешно завершены предварительные испытания Ми-24ПК-2. Столь же успешно проведена официальная презентация макетакабины модернизированного тяжеловоза Ми-26Т. Благодаря поддержке государства, согласованным действиям акционеров общества и умелой экономической политике руководства ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля» успешно сохраняет свое лидирующее положение в вертолетостроительной индустрии и продолжает славные традиции, заложенные более полувека назад великим основателем фирмы Михаилом Леонтьевичем Милем.

Журнал «Бюджет» №12 декабрь 2003 г.

Поделиться