Версия для печати 2756 Материалы по теме
Регионы хотят,  чтобы их услышали

регионы
Секция «Финансисты субъектов Российской Федерации» НП «Сообщество финансистов России» (СФР) 5 июля провела свое заседание в Москве. Участники обсудили актуальные вопросы бюджетной политики, обменялись мнениями по темам, представляющим взаимный интерес.

Заседание открыла заместитель начальника департамента финансов Вологодской области В. Н. Артамонова. Она отметила, что сегодня российские регионы в основном сталкиваются со сходными проблемами, среди которых прежде всего нехватка бюджетных средств и, как следствие, значительный объем государственного долга. Руководство секции считает необходимым провести дискуссию и сформировать общую позицию по данному вопросу именно сейчас, когда определяются основные параметры федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. Обращаться к этой теме осенью будет уже поздно.

Председатель Совета СФР, депутат Госдумы Н. С. Максимова подчеркнула, что бюджетные проблемы муниципальных образований практически не отличаются от проблем субъектов РФ. Что касается федерального бюджета, то в связи с предстоящим вступлением России в ВТО его возможные потери оцениваются парламентариями примерно в 800 млрд руб., хотя Мин­экономразвития России и смотрит на ситуацию более оптимистично, а его новый глава надеется, что власти на местах помогут экономике выжить. Государственные меры поддержки обещаны предприятиям АПК и легкой промышленности путем субсидирования процентной ставки по кредитам, хотя и при таком раскладе заемные средства остаются дорогими. В любом случае переходный период продолжительностью в 2–3 года у страны есть.

Если же говорить о проекте федерального бюджета — 2013, то у законодателей есть опасения за долговременные обязательства, включая социальные, так как кризисные явления в мировой экономике могут иметь продолжение. Правительство РФ уже обратилось к депутатам Госдумы с просьбой о предоставлении дополнительных полномочий по оперативному распоряжению бюджетными средствами — без внесения изменений в закон о бюджете. Сделано это на случай непредвиденных обстоятельств, например в период парламентских каникул. Депутаты в свою очередь предлагают правительству создать временную комиссию с участием членов обеих палат парламента, которая санкционировала бы подобные меры. Как сказала Максимова, исполнительная власть субъектов РФ могла бы инициировать аналогичные меры и на своем уровне — конечно, тоже в случае необходимости.

Вопрос о межбюджетных отношениях также был одним из ключевых на заседании. С докладом выступил заместитель директора Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ О. Г. Бежаев. По его словам, ряд инициатив региональных финансистов во многом совпадает с позицией Минфина России. Правда, конкретных решений о перераспределении полномочий между федеральным центром и субъектами РФ пока нет, но если они последуют, все субвенции по передаваемым полномочиям можно было бы объединить в одну. Таким образом региональные власти получили бы больше возможностей в сфере управления финансами. Кроме того, Минфин старается идти по пути сокращения количества субсидий, и есть предложение при переходе на программный бюджет установить не более одной субсидии по каждой из государственных программ. Однако в настоящее время ситуация такова, что нельзя исключать появление новых субсидий.

Как сообщил О. Г. Бежаев, развивая тему вероятных новаций, Правительство России выступает за отмену налоговых льгот по налогу на имущество юридических лиц, в результате чего доходы региональных бюджетов значительно возрастут, но их распределение по субъектам РФ, разумеется, будет неравномерным. А пока около 20 регионов находятся в непростом положении из-за долгов. Перед ними остро стоит необходимость возвращать как бюджетные кредиты, выданные Минфином России за последние три года, так и кредиты коммерческих банков. По мнению докладчика, списание бюджетных кредитов было бы неверным шагом, а вот идею их реструктуризации министерство могло бы поддержать.

Минфин России продолжит практику поощрения субъектов РФ, добившихся успехов в расширении своей налоговой базы, и фонд, из которого выделяются соответствующие гранты, вырастет в 2013 году с 10 до 20 млрд руб. В предстоящие три года будет действовать и Фонд реформирования ЖКХ, при его участии продолжится капитальный ремонт аварийного жилья на условиях софинансирования совместно с регионами. Частные инвестиции пока не очень стремятся в эту сферу...

Об основных вопросах внедрения государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», ее возможностях в области госзакупок и финансового контроля коллегам подробно рассказала заместитель начальника Управления развития бюджетных платежей Федерального казначейства Л. Г. Антонова. По ее мнению, связь с гражданским обществом через данную систему позволит государственным органам обеспечить эффективность финансового менеджмента. «Электронный бюджет» позволит полностью уйти от бумажного документооборота и ограничиться однократным вводом информации, все пользователи Интернета получат круглосуточный доступ к электронной информации. Антонова напомнила аудитории, что при создании системы Минфин России предполагает использовать соответствующие наработки субъектов РФ и муниципалитетов в сфере информатизации, а сама система будет интегрирована с другими информационными ресурсами федерального и регионального уровней.

При обсуждении тем разграничения расходных полномочий и доходных источников между федеральным, региональным и местным уровнями власти, совершенствования межбюджетных отношений в целях обеспечения сбалансированности бюджетов, автоматизации бюджетного процесса на заседании выступили министр финансов Челябинской области А. В. Пшеницын, заместитель министра финансов Калужской области М. В. Андреева, заместитель начальника департамента финансов Вологодской области О. Ю. Несговорова, заместитель председателя правительства Кировской области, глава департамента финансов Е. В. Ковалева, заместитель генерального директора ООО «САПФИР» И. В. Крупин. В связи с формированием проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» секция обратилась к Министерству финансов РФ с предложениями, среди них:

  • предусмотреть ежегодное увеличение не менее чем на индекс инфляции объема федерального фонда финансовой поддержки регионов;
  • предусмотреть целевые субсидии субъектам РФ на реализацию мер по доведению средней заработной платы работников бюджетного сектора экономики до средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • объем дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ преду­смотреть в объеме не ниже уровня 2011 года;
  • предусмотреть ассигнования на предоставление бюджетных кредитов бюджетам субъектов РФ в объеме не ниже уровня 2011 года и рассмотреть возможность реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным в предыдущие годы;
  • консолидировать субсидии в рамках госпрограмм (не более одной субсидии на программу) с установлением условий их предоставления субъектам РФ и оценки эффективности их использования.

Участники заседания также предложили Минфину России принять ряд важных мер социального характера, Правительству РФ — внести изменения в методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, выступили с законодательными инициативами по внесению изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы, в другие нормативные правовые акты.

Поделиться