Версия для печати 2901 Материалы по теме
Проблематика перехода  к программному бюджету

крупин
Подходы к бюджетному планированию и к организации бюджетного процесса финансовыми органами муниципалитетов и субъектов РФ достаточно сильно отличаются друг от друга. Многообразие подходов связано не только со специфическими особенностями социально-экономического развития муниципалитетов и регионов, но и с практическим применением бюджетных инструментов, которые разрабатываются и развиваются совместно с изменениями бюджетного законодательства и направлены на повышение эффективности бюджетных расходов. Илья Викторович КРУПИН, заместитель генерального директора НПО «САПФИР»

До сих пор существует ряд муниципалитетов и регионов, которые используют бюджетные инструменты, например реестр расходных обязательств, государственные (муниципальные) задания, не в рамках бюджетного процесса в целом, а как выполнение отдельно стоящей задачи только потому, что этого требует законодательство.

Такой несистемный подход к бюджетному планированию и к организации бюджетного процесса приводит к нерациональности и неэффективности применения бюджетных инструментов, к трудоемкости проведения мониторинга и оценки эффективности деятельности каждого отдельного механизма и бюджетной системы в целом, а также к сложностям адаптации бюджетного процесса к изменениям законодательства.

Одним из самых значимых изменений в подходах к управлению является переход к программному бюджету, который повлечет за собой изменения порядка составления и утверждения бюджетов. Данный переход позволит планировать бюджетные ассигнования на выполнение конкретных целей и задач для достижения необходимых результатов, предусмотренных программой. Поэтому для плавного перехода к программному бюджету необходимо позволить публично-правовым образованиям в течение нескольких бюджетных циклов формировать и увязывать структуру расходов с государственными (муниципальными) программами. Для этого процесс перехода можно реализовать в два этапа:

  • соотнесение утвержденных показателей бюджета с проектами или принятыми программами для выявления связей и соотношений между ними;
  • планирование бюджетных расходов по мероприятиям программ в зависимости от достигаемых целей с последующим объединением бюджетных расходов в целом по программе, а также с последующим вхождением программного и функционального срезов расходов в общую структуру бюджета.

Переход к программному бюджету способствует достижению эффективных результатов по выполнению стратегических, тактических целей, задач и мероприятий реализации государственной (муниципальной) программы. Таким образом, становится понятно, что для повышения эффективности и результативности расходования бюджетных средств и повышения качества бюджетного планирования необходимо использование бюджетных инструментов в едином комплексе.

Стоит отметить, что использование всех бюджетных инструментов трудоемко без применения информационных технологий и средств автоматизации, которые позволяют хранить большие объемы исходных данных и показателей, необходимых для проведения сложных расчетов и построения аналитических отчетов. Использование данных средств и технологий в дальнейшем позволит динамично и своевременно адаптировать выстроенную систему к изменениям законодательства.

Разработанная НПО «САПФИР» информационная система управления финансами «ИСУФ» представляет собой масштабируемое решение, которое можно дополнять в процессе бюджетной реформы имеющимися интегрируемыми модулями. Они соответствуют каждому бюджетному инструменту и настраиваются индивидуально под каждого заказчика в соответствии с заданными требованиями и пожеланиями.

«ИСУФ» также реализует концепцию электронного бюджета, включающую обеспечение унифицированного хранения информации, интеграцию классификаторов, реестров, услуг, программ, обеспечивающую доступ через Web-интерфейс, а также предполагающую использование электронной подписи.

Поделиться