— Сергей Вячеславович, в Госдуме состоялся круглый стол на тему реализации Закона №
— Мы приняли решение о проведении круглого стола, чтобы попытаться выяснить ситуацию на первом этапе реализации закона. Практически все участники отметили, что региональные и муниципальные органы исполнительной власти по-разному трактуют норму закона «создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта Российской Федерации».
При разработке законопроекта предполагалось, что органы законодательной власти субъектов РФ примут свои законодательные акты, в которых утвердят закрытый перечень условий с учетом особенностей каждого региона. Главный момент — уровень бюджетной обеспеченности субъекта. Если бы перечень условий был утвержден федеральным законом, регионы были бы поставлены в жесткие рамки: с одной стороны, условия в соответствии с этим перечнем необходимо было бы обязательно создавать, с другой — расширить этот перечень условий субъект был бы не вправе. И, например, если региональные власти решат купить врачам квартиры (создавая условия для привлечения врачей в сельскую и иную местность), то не смогут это сделать, так как в федеральный закрытый перечень такое создание условий вряд ли попадет.
Мы пришли к мнению: Минздраву России следует подготовить проект «модельного закона» с максимально широким перечнем условий, который могли бы использовать органы законодательной власти субъектов РФ при разработке своих инициатив. Кроме того, Минздрав до настоящего времени не разработал ряд подзаконных актов, необходимых для полноценной реализации Федерального закона №
— В 2012 году завершается выполнение программы модернизации отечественного здравоохранения. Помогла ли она решить основные проблемы, имевшие место в отрасли? Есть необходимость продлить ее действие?
— В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. №
Из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2011 и 2012 годах запланировано израсходовать 385,34 миллиарда рублей. Предоставлены субсидии в сумме 229,04 миллиарда рублей, из них израсходовано 117,5 миллиарда (51,3 процента от перечисленной суммы или 30,5 процента от общего объема на два года). Из бюджетов субъектов РФ на реализацию мероприятий региональных программ в 2011 и 2012 годах запланировано направить 113,75 миллиарда рублей, из них за 15 месяцев израсходовано 39,29 миллиарда (34,5 процента).
Результаты таковы. На завершение строительства ранее начатых объектов израсходовано 7,64 миллиарда рублей (38,3 процента от запланированных средств), завершены работы в 30 учреждениях здравоохранения, фактически работы продолжались в 33 учреждениях. По 25 учреждениям не завершены процедуры заключения государственных контрактов. На капитальный ремонт израсходовано 44,6 миллиарда рублей (39,6 процента от запланированных средств). В 895 учреждениях здравоохранения работы по капремонту завершены, отремонтировано 5045,4 тысячи квадратных метров (40,5 процента от запланированного показателя). Не завершены процедуры заключения контрактов для 1263 учреждений. На текущий ремонт израсходовано 364,4 миллиона рублей (53,6 процента от запланированных средств).
Также было предусмотрено приобретение 259 191 единицы медицинского оборудования для 4898 лечебных учреждений на сумму 179,6 миллиарда рублей. Из них израсходовано 50,76 миллиарда (всего 28,3 процента от запланированных). Фактически поставлено 104 361 единица медицинского оборудования, что составляет 40,3 процента от планируемого показателя. Примерно так же обстоят дела и с созданием Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, внедрением стандартов медицинской помощи при оказании стационарной медпомощи... На повышение доступности амбулаторной медицинской помощи израсходовано 26,0 миллиарда рублей (38,7 процента от запланированных средств). В первом квартале 2012 года получили выплаты 132 497 врачей (92,9 процента) и 220 086 средних медицинских работников (92,5 процента). Фактически размер доплаты врачам-специалистам в среднем по стране составил 5442 рубля, что ниже запланированного показателя на 54,1 процента, по среднему медицинскому персоналу — 2786 рублей, что ниже запланированного показателя на 58,3 процента.
Региональные программы фактически исполнены на 33 процента. Одним из показателей их реализации является уровень заработной платы врачей и среднего медперсонала в целом по медицинским организациям субъекта РФ и муниципальным медицинским организациям. В первом квартале 2012 года средняя заработная плата врачей, получающих стимулирующие выплаты в рамках региональных программ, соответствует плановым значениям (27,5 тысячи рублей), а у среднего медицинского персонала превысила план на 6,1 процента (17,8 тысячи рублей при плане 16,7 тысячи рублей). При сравнении с аналогичным периодом 2011 года отмечено повышение средней зарплаты врачей с 26,0 тысячи до 31,0 тысячи рублей (на 19,5 процента) и среднего медперсонала — с 15,2 тысячи до 17,9 тысячи рублей (на 18,1 процента). Вопрос о ходе реализации региональных программ и целесообразности их продления был рассмотрен на парламентских слушаниях 26 июня. Органы власти большинства субъектов РФ считают необходимым продлить период реализации программ.
— Как бы вы сформулировали основные задачи комитета на ближайшие пять лет?
— Главной задачей считаю выявление узких мест в современном законодательстве в сфере охраны здоровья, устранение правовых пробелов, мешающих формированию нормативного базиса реформы здравоохранения. Чтобы в полную силу заработал Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», нужно изменить еще более четырех десятков законов. Это отраслевые и законодательные акты, включая Налоговый, Трудовой кодексы, Кодекс об административных правонарушениях. Изменения будут касаться вопросов разграничения полномочий, изменения правового статуса некоторых учреждений здравоохранения, информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство.
Сейчас комитет подготовил ко второму чтению новую редакцию Закона «О донорстве крови и ее компонентов». Действующий закон был принят в 1993 году и не в полной мере регулирует существующие правоотношения в данной сфере, не учитывает современные достижения трансфузиологии, а также международные стандарты в области донорства крови. Проектом федерального закона вводится обширный актуализированный терминологический аппарат, устанавливаются принципы донорства крови, особенности ее оборота, обеспечения безопасности доноров и реципиентов, меры социальной поддержки для доноров, создается единая федеральная база данных, необходимая в первую очередь для обеспечения безопасности донорской крови и прозрачности ее оборота.
17 мая мы провели круглый стол по проблемам применения Федерального закона «Об обращении лекарственных средств». Очевидно, что закон не в полной мере решил проблему дороговизны и доступности лекарств. Государственное регулирование лишь несколько притормозило рост цен. По данным мониторинга, проводимого Росздравнадзором, в течение 2011 года розничные цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты выросли на 2,17 процента, а в ценовой категории свыше 500 рублей повышение составило 2,47 процента. При этом необходимо отметить, что производители свои отпускные цены не повышали, так как в соответствии с законом они их зафиксировали на год. В Законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» вопросам обращения медицинских изделий посвящена всего одна статья, которая не может заполнить существующий пробел в законодательстве. Необходим самостоятельный закон, обеспечивающий государственное регулирование этой важнейшей отрасли.
Нельзя считать до конца законодательно урегулированными и вопросы здорового образа жизни. В статье 12 Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закрепляется приоритет профилактики в сфере охраны здоровья. Статья 30 «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни» полностью посвящена этому направлению. Представляется, что в развитие этих статей закона необходимы другие подзаконные нормативные акты. Нужны документы с систематизацией и детализацией практической реализации мер профилактики, диспансеризации, реабилитации особенно таких социально значимых заболеваний, как наркомания, алкоголизм, токсикомания. В них могли бы найти отражение нормы, направленные на сохранение здоровья детей и поддержание здоровья взрослого населения.
Мы также провели круглый стол по проблемам медико-социального характера сезонных переводов времени. Проблема оказалась очень важной, решено организовать парламентские слушания. Прежде чем менять законодательство, надо все по-хорошему взвесить и проанализировать. Сейчас создана экспертная группа, которая более глубоко проработает тему и подготовит законопроект к внесению.