Версия для печати 6552 Материалы по теме
Стратегия и стратегические приоритеты

Сурилова
В последние годы все большее применение находит практика долгосрочного планирования социально-экономического развития территорий как Российской Федерации в целом, так и ее субъектов и муниципальных образований. Однако для того, чтобы разрабатываемые планы были не просто данью моде или формальным ответом на требования федеральных властей, а действенным инструментом развития, необходимо, чтобы они соответствовали фундаментальным критериям. Юлия Викторовна СУРИЛОВА, генеральный директор Центра инновационных исследований и разработок

Система стратегии

Негативных примеров решений, стратегических по форме, но не по сути, в России хватает — и, к сожалению, они в целом характерны для российской управленческой культуры. Если говорить о регионах, то здесь мы сталкиваемся с проектами, актуальными с текущей точки зрения и не вполне обоснованными со стратегической. К примеру, в центре столицы одного из регионов предлагается построить высотный офисный комплекс. Но кто будет арендовать в нем помещения, учитывая невысокий уровень жизни и отток из региона населения? Как такой проект может заинтересовать и чем? Вопросы остаются открытыми. В другом субъекте Федерации практически в чистом поле уже построен крупный выставочный центр. Что он может дать региону? А просчитано ли, сколько нужно будет потратить бюджетных средств на развитие инфраструктуры вокруг этого центра, чтобы получить хоть какой-то эффект? По-видимому, существует абстрактная надежда, что такие проекты принесут регионам некие имиджевые приобретения. Но если так, то за этими надеждами не просматривается никакой стратегии, то есть детального анализа роли данных проектов в развитии региона.

Необходимо понимать, что стратегия — это не просто документ (пусть и детальный), а определенная система. Во-первых, она является продуктом тщательного системного анализа среды, в которой будет действовать государство, регион или муниципалитет. Во-вторых, та формализованная стратегия, которая вытекает из этого анализа, должна сочетать целый ряд элементов — в частности, миссию, приоритеты, долгосрочные цели и задачи, а также детальный сценарий и стратегический план его осуществления. Одним из последних хороших примеров грамотной стратегии в масштабах страны, непредсказуемой, противоречащей сложившимся устоям и очень дорогой на первый взгляд, является строительство нового административно-делового центра в Астане. Эффект здесь очевиден — к настоящему времени, всего через 20 лет, этот проект завоевывал вполне определенную мировую известность, дал толчок к развитию целого комплекса сфер от образования и инноваций до традиционных сфер экономики.

Безусловно, строгое определение долгосрочных стратегических приоритетов можно считать ключом к успешному социально-экономическому развитию. Вместе с тем стратегию имеет смысл разрабатывать только в том случае, если есть долгосрочное понимание таких приоритетов. Особое значение имеет формулирование миссии и целей стратегии. Миссия ориентирована на внешнего пользователя, то есть в данном случае на общество, и описывает, как именно будут удовлетворяться его потребности. Что касается целеполагания, то его функция — описать, что собой будет будет представлять страна, регион, город после успешной реализации стратегии. В связи с изложенным в новом свете видятся выводы Гора Нахапетяна, члена координационного совета Московской школы управления «Сколково», озвученные 14 июля в инновационном центре: «Как измерить успех развития страны? — Успехом можно будет назвать появление в ближайшие 10 лет новых международных брендов». Таким образом, именно наличие главной цели позволяет оптимизировать расходование бюджетных средств и сделать управление эффективным.

Иерархия стратегий

Вместе с тем без увязки с меж­отраслевым балансом производительных сил регионов стратегии социально-экономического развития не только неэффективны, но и вредны. Именно поэтому злободневной проб­лемой для страны остается взаимная увязка программ и конкретных проектов различных уровней. Отсутствие региональной координации приводит к неприглядным результатам, когда, к примеру, один регион строит дорогу, которая по проекту упирается в границу с соседним регионом, где не имеет никакого географического продолжения. И все из-за того, что соседний регион не смог вовремя доказать целесообразность поддержки указанного проекта на своей территории.

В связи с изложенным становится понятно, что иначе, чем регулированием «сверху», подобные вопросы не решить. Безусловно, речь не может идти о том, чтобы все планировать из центра — инициатива должна исходить от самих регионов, однако определенная корректировка такого рода решений федеральным центром необходима. Попытка реализовать этот принцип на практике, то есть увязать интересы отдельных субъектов РФ с целями развития более крупных территориальных единиц (макрорегионов) и даже страны в целом, уже предпринималась. Речь идет о разработке стратегий федеральных округов. Впрочем, этот механизм пока трудно назвать успешным и реально работающим.

Отчасти все описанные выше проб­лемы стали следствием «перестройки» социально-экономического уклада 80–90-х годов прошлого века, когда стратегии на 20–25 лет были выброшены на свалку истории и горизонт прогнозирования стал определяться месяцами, а то и днями со ссылкой на invisible hand of the market («невидимую руку рынка»), которая все исправит. Именно сокращение горизонта целеполагания менее срока окупаемости производственных инвестиционных проектов определяет современную близорукость стратегий регионов. Однако если региональные власти не видят свой регион через 7–10 лет (и в том числе не видят себя в его руководстве), то целесо­образность запуска ими средне- и долгосрочных стратегических проектов отсутствует, даже при всем их многообразии. Не меньше хлопот добавляет к перечисленному выше и классическая политическая волатильность. Зачем формировать цели, показатели и проекты, если в силу изменения всего пары федеральных актов, например определяющих межбюджетные отношения, руководству региона, ответственному за социально-экономическое развитие, потребуется кардинально менять структуру бюджета и обосновывать причины недостижения запланированных результатов?

Возвращаясь к теме недостатка координации, отметим, что он выражается и в «обезличивании» регионов, ослаблении их специализации. Вместе с тем именно специализация всегда приводила к резкому взлету эффективности, созданию прорывных направлений. К сожалению, региональная власть зачастую в угоду сиюминутным целям жертвует стратегическими проектами и направлениями. Ей следовало бы не выбивать средства из федерального бюджета «в целом на социально-экономическое развитие региона», а активно позиционировать себя, формируя бренд региона, акцентируя внимание на своей специализации. Тогда и на федеральном уровне можно было бы сделать обоснованный вывод о необходимости поддержки определенных региональных брендов и специализаций, то есть, к примеру, в соседних регионах сделать упор на развитие разных отраслей. И вновь отметим, что это невозможно без формирования эффективных стратегий.

Итак, стратегия — сложное многомерное и иерархичное явление. Причем, к сожалению, далеко не все проблемы можно решить за счет развития нормативно-правовой базы или методического обеспечения — ведь вопрос формирования системы стратегического планирования связан в большей степени с грамотной постановкой стратегических целей. Здесь остается рассчитывать на постепенное, но неизбежное развитие уровня управленческой культуры.

Поделиться