Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Калужской области до 2030 года, утвержденная в 2009 году, призвана обеспечить переход к новому этапу развития региона «Человек — центр инвестиций». Приоритетом становится использование новых источников экономического роста, гарантирующих достойное качество жизни населения. Виталий Александрович ЕРЕМЕЕВ, заместитель министра — начальник управления государственного планирования министерства экономического развития Калужской области
На сайте bujet.ru есть библиотека статей, посвященная региональному стратегировнаию и региональным стратегиям. Ознакомиться с ней можно здесь.
Три этапа стратегии
Суть стратегии — переход от преимущественно промышленного развития к развитию на основе капитализации среды и привлечения на территорию региона новых человеческих ресурсов. Отсюда следует необходимость обеспечить высокое качество жизни, больше внимания уделять благоустройству населенных пунктов, развитию инфраструктуры, индустрии гостеприимства и развлечений, жилищному и дорожному строительству. Стратегия реализуется в три этапа.
I этап:
II этап:
III этап:
На начальном этапе основу экономического развития области обеспечивают аутсорсинговые предприятия (например, автомобильный кластер). Одновременно укрепляются позиции малых и средних инновационных, консалтинговых и торговых предприятий. Активнее развиваются фирмы, занимающиеся развитием и дизайном среды, туризмом, — они и призваны создать необходимые условия для перехода от индустриального к инновационно-индустриальному и территориальному развитию.
Все это приведет к формированию сети инновационных центров и ядер расселения с высоким качеством среды проживания. Конкуренция в системах расселения будет способствовать быстрому росту инновационного сектора, обслуживающего потребности населения в высоком качестве жизни на территории.
Стратегические приоритеты
В Калужской области выстроена следующая система стратегических приоритетов (учитывающая стратегические цели федерального уровня):
- создание инновационной инфраструктуры;
- пространственное развитие;
- создание и развитие кластеров.
Для реализации первого приоритета в области имеются отдельные элементы региональной инновационной инфраструктуры. Теперь стоит задача не только дополнить эту инфраструктуру недостающими элементами, но и содействовать их совместной работе для создания полного цикла инновационно-внедренческого процесса: от генерации идеи, апробации в опытно-конструкторском цикле и до промышленного производства нового продукта. Так, создаваемый в г. Обнинске технопарк с развитой системой поддержки компаний-резидентов должен стать ключевым элементом инновационного вуза и обеспечить системное развитие инфраструктуры высокотехнологичного производства.
Второй приоритет — пространственное развитие. Стратегический расчет на «новое расселение» означает реальную конкурентную борьбу за новых жителей, которые в свою очередь способны существенно повысить конкурентоспособность региона. Основные усилия должны быть направлены на формирование в региональной экономике сегмента территориального развития и жизнеобеспечения, включающего в себя системный девелопмент земли и качественно нового жилищного строительства, производства стройматериалов, пищевых продуктов, оказания торговых, транспортных, туристических, коммунальных услуг.
Третий приоритет — создание и развитие кластеров как инновационного способа организации экономической политики — позволит обеспечить конкурентоспособность региона не только по стандартным макроэкономическим показателям, но и по состоянию среды жизни и качеству человеческого капитала. К числу приоритетных относятся кластеры жизнеобеспечения и развития среды биотехнологий и фармацевтики, образовательный, автостроительный, транспортно-логистический, туристско-рекреационный, агропищевой.
Механизм реализации
С учетом того, что горизонт планирования стратегии — более 20 лет, а за пределами среднесрочного планирования повышается степень неопределенности, для реализации стратегии используется многоуровневый механизм среднесрочного планирования.
Первый уровень — организационный. Здесь формируется комплексный план мероприятий и дерево целей. Второй и третий уровни — результативно-финансовые. Они включают долгосрочные и ведомственные целевые программы. Такой подход обеспечивает реализацию программно-целевого метода и бюджетирование, ориентированное на результат — то есть финансирование не по потребности, а в зависимости от результатов, в том числе и для бюджетных учреждений образования, здравоохранения и др.
Одним из важнейших стратегических направлений политики региона стало формирование и упорядочение инвестиционной политики. Кроме того, финансирование инвестиционных расходов проводится с использованием принципов государственно-частного партнерства — например, при создании индустриальных парков.
Калужская область в последние годы привлекла на свою территорию достаточно крупных иностранных инвесторов, размещающих свои производства (автомобильный и фармацевтический кластеры) в создаваемых индустриальных парках, которые представляют собой организованные для целей промышленной застройки площадки с развитой инфраструктурой, обеспеченные водоснабжением, газоснабжением, электроснабжением, подъездными путями и т. д. и предназначенные для размещения нескольких производств.
Реализация стратегии была бы невозможна без пакета нормативных актов, регулирующих развитие отдельных направлений, а также институтов развития, которые встроены в систему стратегического управления:
- ОАО «Корпорация развития Калужской области»;
- ГАУ Калужской области «Агентство регионального развития Калужской области»;
- ООО «Индустриальная логистика»;
- ОАО «Агентство инновационного развития — Центр кластерного развития Калужской области»;
- организации, образующие инновационную инфраструктуру и инфраструктуру развития малого предпринимательства.
Согласование стратегических приоритетов в области происходит на основании постановления правительства Калужской области об утверждении порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ. Министерство экономического развития области осуществляет оценку каждого этапа формирования и реализации долгосрочных целевых программ, начиная от оценки целесообразности ее разработки и заканчивая оценкой проекта программы и мониторинга ее реализации в соответствии с методикой, утвержденной постановлением правительства области. Методика формализована, на каждом из этапов оценки программам присваивается интегральный балл, и, таким образом, она является инструментом для проведения сравнительного анализа использования программно-целевого метода (рейтингования) и оценки эффективности расходования бюджетных средств. Реализация программы по повышению эффективности бюджетных расходов, позволяющая шире внедрять в бюджетное планирование механизмы управления по результатам, привела к увеличению доли расходов за счет средств областного бюджета с использованием программно-целевого метода до 80 %.
Основным документом, детализирующим стратегию, является план ее реализации. В настоящее время ведется разработка плана реализации I этапа стратегии, где более детально будет расписан перечень мероприятий, направленных на реализацию ее положений. В целях обеспечения открытости и доступности информации о ходе реализации региональных программ итоги их реализации ежеквартально и ежегодно размещаются на интернет-сайте государственных органов исполнительной власти области www.admoblkaluga.ru