Версия для печати 4175 Материалы по теме
Цель – повышение конкурентоспособности

полянская
Астраханская область одна из первых в России приступила к реализации собственной Стратегии социально-экономического развития на средне- и долгосрочную перспективу, которая была одобрена Правительством РФ еще в 2006 году. Позже в соответствии с утвержденной Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года была принята новая Стратегия социально-экономического развития региона до 2020 года, которая утверждена постановлением правительства Астраханской области от 24 февраля 2010 г. № 54-П. Элина Викторовна ПОЛЯНСКАЯ, заместитель председателя правительства, министр экономического развития Астраханской области

Более года исполнительными органами государственной власти Астраханской области совместно с Фондом «Центр стратегических разработок „Северо-Запад“» (г. Санкт-Петербург) при активном участии представителей бизнес-структур, научных кругов, общественных организаций велась работа по формированию и уточнению долгосрочных приоритетов. В открытой сессии также принимали участие представители Министерства экономического развития и Министерства регионального развития РФ, Федерального агентства по туризму и внешние эксперты.

Приоритеты

Основная долгосрочная цель социально-экономического развития Астраханской области — повышение ее конкурентоспособности в масштабах страны и Каспийского макрорегиона. Стратегия ориентирована на новый ресурсный портфель, связанный с ускоренным технологическим ростом, радикальным повышением производительности труда и капитала. Приоритетами социально-экономической политики области являются кластерная, инвестиционная, инновационно-технологическая, социальная политика, инфраструктурное развитие.

Основные задачи и инструменты кластерной политики определяются в зависимости от уровня и потенциала кластеризации каждой отдельной отрасли, ее значения для экономики, наличия факторов производства, масштаба и прогнозной динамики развития рынков, на которых присутствуют предприятия отрасли. Для отраслей с высоким уровнем кластерного взаимодействия, растущим рынком, но не являющихся базовыми для экономики области (туристический и агропромышленный комплексы) ключевая задача — дальнейшее укрепление формирующихся производственных кластеров с параллельным созданием условий для перехода к инновационной модели функционирования. Для отраслей со средним уровнем плотности коммуникации внутри кластера, но имеющих большое значение для экономики и средний потенциал роста рынков (рыбохозяйственный комплекс, судостроение, транспортные услуги, строительный комплекс и производство строительных материалов, некоторые сектора агропромышленного комплекса) главной задачей будет переход к конкурентоспособным производственным кластерам и инновационному типу развития отраслей.

Отрасли с низким уровнем и потенциалом кластеризации, но играющие большую роль в экономике области (нефтегазовый комплекс и ЖКХ) имеют более широкий спектр задач. В этих отраслях возможно:

  • выделение и создание условий для опережающего роста новых, наиболее динамичных и технологичных секторов, которые впоследствии могут составить ядро кластера;
  • стимулирование технологической модернизации и содействие переходу на ресурсосберегающие технологии;
  • создание производственной и инновационной инфраструктуры для диверсификации комплекса, увеличения степени переработки сырья;
  • стимулирование демонополизации рынков и усложнение корпоративной структуры;
  • кадровое и технологическое развитие секторов.
  • Также к этому сектору относятся отрасли, в которых доминирует одно-два крупных предприятия (машиностроение, химическая промышленность, добыча и переработка неуглеводородных полезных ископаемых). Основными приоритетами развития данных отраслей являются:
  • поддержка выхода на новые товарные и географические рынки;
  • способствование росту производственных мощностей;
  • проведение технологической модернизации;
  • снятие инфраструктурных ограничений (в том числе кадровых).

Основными направлениями инвестиционной политики являются:

  • поддержка уже реализуемых инвестиционных программ и проектов, повышающих производительность труда и сберегающие ресурсы;
  • развитие институтов работы с инвесторами и реализация программы маркетинга территории;
  • поддержка «рассеянных» инвестиций наравне с крупными инвестиционными проектами;
  • совершенствование законодательства в области поддержки инвестиционной деятельности;
  • развитие финансовой инфраструктуры и способствование росту кредитования бизнеса в ужесточившихся кредитных условиях;
  • развитие современной производственной инфраструктуры как с целью поддержки базовых секторов, так и для создания условий формирования новых отраслей специализации на этапе запуска новой волны инвестиционного подъема экономики.

Инновационно-технологическая политика преследует цель формирования региональной инновационной системы, интегрированной как в среднеазиатские, так и в российские исследовательские и технологические сети. Внедрение новых технологий осуществляется под знаком ресурсосбережения, сохранения и развития человеческого потенциала, внедрения различных форм управления знаниями.

Современные макроэкономические процессы, глобализация международных экономических отношений, общая тенденция развития мировой экономики придали качественно новую ценность человеческому ресурсу и заставили коренным образом пересмотреть роль социальной политики в экономическом процессе. В таких условиях здоровье, знания, трудовые навыки, инициатива, предприимчивость, ценностно-мотивационная сфера работников любой организации становятся все более важным стратегическим ресурсом наряду с финансовым и производственным капиталом.

Инфраструктурное развитие преду­сматривает снятие инфраструктурных ограничений развития всех территорий региона. Особую важность имеют программы и проекты, направленные на ресурсосбережение, переход на возобновляемые источники энергии, повышение экологической устойчивости территории. Экологическая и ресурсосберегающая политика стала одним из ключевых векторов развития региона.

Целостность системы

Основная долгосрочная цель социально-экономического развития Астраханской области, а также обозначенные задачи для ее достижения перекликаются с основными направлениями развития Южного федерального округа, указанными в Стратегии социально-экономического развития ЮФО на период до 2020 года. Стратегия ЮФО разрабатывалась Минрегионом России при активном участии правительства Астраханской области. В результате по предложениям региона в нее были добавлены материалы по проблеме восстановления водной системы дельты Волги, сохранению окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, уделено внимание интеграции нашего региона в прикаспийский транзит.

Правительством Астраханской области активно ведется работа по формированию целостной системы стратегического управления территорией. Разработан последовательный механизм, охватывающий весь управленческий цикл. Для этого принят Закон № 53/2009-ОЗ «О стратегическом планировании социально-экономического развития Астраханской области». Согласно ему комплексная система стратегического планирования социально-экономического развития региона включает в себя:

  • стратегии развития Астраханской области и муниципальных образований региона;
  • схемы территориального планирования Астраханской области и муниципальных образований;
  • прогнозы развития Астраханской области и муниципальных образований на средне- и долгосрочный периоды;
  • программы развития Астраханской области и муниципальных образований;
  • доклад о результатах и основных направлениях деятельности правительства Астраханской области;
  • целевые программы;
  • иные инструменты, решение о разработке которых принимается нормативным правовым актом правительства Астраханской области (в первую очередь система мониторинга и автоматизации управления ключевыми инструментами стратегического планирования).

Поделиться