При разработке стратегического плана основными принципами будущего развития города были определены:
- активное саморазвитие на основе повышения экономической самостоятельности и финансовой дееспособности;
- приоритетность интересов жителей города;
- партнерство науки, общественности, бизнеса и власти при достижении стратегических целей;
- учет постиндустриальных тенденций развития;
- опора на собственные силы, использование имеющихся и создание новых конкурентных преимуществ;
- устойчивое развитие.
Стратегия развития города может быть разработана лишь самостоятельно, в противном случае это будет просто расходование средств на очередной неработоспособный план. Процессы обсуждения, утверждения и реализации Стратегического плана развития Екатеринбурга осуществлялись с привлечением представителей науки, бизнес-сообщества и общественности.
Сейчас идет работа над актуализацией Стратегии развития Екатеринбурга и пролонгацией ее до 2020 года. В процессе этой работы мы рассматриваем город не как простую сумму составляющих (отраслей экономики, социальной сферы, территории, имеющейся инфраструктуры), а как сложную, постоянно развивающуюся, самоорганизующуюся систему. Стратегический план — это не просто документ, определяющий ориентиры развития города на перспективу, а способ перехода к новым механизмам управления. Это научно-обоснованный и практикоориентированный документ, всесторонне учитывающий специфику города и его конкурентные возможности. При этом план отличает высокая инновационная направленность на решение общегородских проблем реструктуризации экономики, ускоренного развития производственной и социальной инфраструктуры и др.
Вместе с тем мы сталкиваемся с проблемами, которые не могут быть решены на уровне города и препятствуют его эффективному развитию. Сколь бы логичной и эффективной ни была система муниципального управления, она напрямую зависит от решений, принимаемых на федеральном уровне. К таким проблемам следует отнести различие в подходах к формированию доходных источников, определению и делегированию полномочий муниципалитетам, а также нестабильность в социально-экономическом развитии города, вызванную ограниченностью возможности самостоятельно принимать долгосрочные управленческие решения. Финансовая зависимость от решений региональной и федеральной власти сдерживает реализацию проектов, инициируемых муниципальной властью и бизнес-сообществом, то есть снижает эффективность реализации стратегии.
Существует ряд проблем, значительно замедляющих процессы стратегического планирования. По нашему мнению, к наиболее острым, требующим первоочередного решения относятся следующие:
- развитие исключительно двух столиц — Москвы и Санкт-Петербурга ставит под угрозу стабильность развития страны в целом, это колосс на глиняных ногах;
- отсутствие единых подходов, обеспечивающих развитие городов, прозрачных критериев привлечения федеральных средств на территории;
- колоссальный разрыв в показателе бюджетной обеспеченности между столицами и остальными городами-милионниками и отсутствие минимального стандарта бюджетной обеспеченности по стране в размере не менее 40 % от уровня Москвы. Между тем качество жизни населения в соответствии с Конституцией РФ не должно зависеть от места проживания в каком-либо конкретном муниципальном образовании.