Государство№7 Июль 2012 — 15 августа 2012

Стратегическое планирование как основа саморазвития крупнейшего города

Версия для печати 3174 Материалы по теме
Стратегическое планирование как основа саморазвития крупнейшего города

высокинский
Еще в начале 2000-х годов Екатеринбург стал инициатором использования проектного подхода к планированию городского развития, заложив его в основу Стратегического плана развития города, утвержденного решением Екатеринбургской городской думы от 10 июня 2003 г. № 40/6. Александр Геннадьевич ВЫСОКИНСКИЙ, заместитель главы администрации г. Екатеринбурга по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам

При разработке стратегического плана основными принципами будущего развития города были определены:

  • активное саморазвитие на основе повышения экономической самостоятельности и финансовой дееспособности;
  • приоритетность интересов жителей города;
  • партнерство науки, общественности, бизнеса и власти при достижении стратегических целей;
  • учет постиндустриальных тенденций развития;
  • опора на собственные силы, использование имеющихся и создание новых конкурентных преимуществ;
  • устойчивое развитие.

Стратегия развития города может быть разработана лишь самостоятельно, в противном случае это будет просто расходование средств на очередной неработоспособный план. Процессы обсуждения, утверждения и реализации Стратегического плана развития Екатеринбурга осуществлялись с привлечением представителей науки, бизнес-сообщества и общественности.

Сейчас идет работа над актуализацией Стратегии развития Екатеринбурга и пролонгацией ее до 2020 года. В процессе этой работы мы рассматриваем город не как простую сумму составляющих (отраслей экономики, социальной сферы, территории, имеющейся инфраструктуры), а как сложную, постоянно развивающуюся, самоорганизующуюся систему. Стратегический план — это не просто документ, определяющий ориентиры развития города на перспективу, а способ перехода к новым механизмам управления. Это научно-обоснованный и практикоориентированный документ, всесторонне учитывающий специфику города и его конкурентные возможности. При этом план отличает высокая инновационная направленность на решение общегородских проблем реструктуризации экономики, ускоренного развития производственной и социальной инфраструктуры и др.

Вместе с тем мы сталкиваемся с проблемами, которые не могут быть решены на уровне города и препятствуют его эффективному развитию. Сколь бы логичной и эффективной ни была система муниципального управления, она напрямую зависит от решений, принимаемых на федеральном уровне. К таким проблемам следует отнести различие в подходах к формированию доходных источников, определению и делегированию полномочий муниципалитетам, а также нестабильность в социально-экономическом развитии города, вызванную ограниченностью возможности самостоятельно принимать долгосрочные управленческие решения. Финансовая зависимость от решений региональной и федеральной власти сдерживает реализацию проектов, инициируемых муниципальной властью и бизнес-сообществом, то есть снижает эффективность реализации стратегии.

Существует ряд проблем, значительно замедляющих процессы стратегического планирования. По нашему мнению, к наиболее острым, требующим первоочередного решения относятся следующие:

  • развитие исключительно двух сто­лиц — Москвы и Санкт-Петербурга ставит под угрозу стабильность развития страны в целом, это колосс на глиняных ногах;
  • отсутствие единых подходов, обеспечивающих развитие городов, прозрачных критериев привлечения федеральных средств на территории;
  • колоссальный разрыв в показателе бюджетной обеспеченности между столицами и остальными городами-милионниками и отсутствие минимального стандарта бюджетной обеспеченности по стране в размере не менее 40 % от уровня Москвы. Между тем качество жизни населения в соответствии с Конституцией РФ не должно зависеть от места проживания в каком-либо конкретном муниципальном образовании.

Поделиться